kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современные спортивно – оздоровительные системы физических упражнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад «Современные спортивно – оздоровительные системы физических упражнений»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современные спортивно – оздоровительные системы физических упражнений»»

Балейский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж»











Доклад

по МДК 01.07.

Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений.







Подготовила: Софронова Е.В.,

студентка 517 группы

проверил: Серёгин И.В.,

преподаватель Физической культуры



Балей, 2019 г.


Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

     

 В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, на 7 - 9 лет сократилась продолжительность жизни, снижается производственный потенциал общества.

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями. Они убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

   

К современным спортивно – оздоровительным системам физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения относятся: ритмическая (аэробная) гимнастика, шейпинг, степ – аэробика, велоаэробика, аквааэробика, калланетика, бодибилдинг (атлетическая гимнастика) и др. – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основными средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.

         Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры. Одним из таких путей являются занятия с использованием современных спортивно- оздоровительных систем, «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, он должен быть обучен».

      Оздоровительные системы являются сегодня лидером мирового спортивного движения, развивают двигательную подготовленность учащихся и позволяют оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

      Практическая значимость спортивно- оздоровительных систем  состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.

     Уроки, на которых используются оздоровительные системы, ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

     Новизна заключается в том, что  современные оздоровительные системы включают новое направление в спорте, в основе, которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной системы.

Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания оздоровительных систем, умения сохранять и совершенствовать свое телесное «Я», снимать утомление, вызванной учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

В соответствии с данной целью формируются задачи:

- формирование знаний об оздоровительных системах, отражающих  социокультурные, психолого- педагогические и медико- биологические основы;

- совершенствование навыков базовых элементов оздоровительных систем, их вариативного использования в самостоятельных учебных занятиях;

- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;

- формирование навыков и умений в выполнении упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культуры движений;

- формирование навыков и умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;

- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;

- воспитание морально- волевых, эстетических качеств;

- формирование музыкально- двигательных навыков и умений.

     Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовке учащихся.

     Учащиеся в процессе всего урока регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и здоровью. На каждом уроке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации  нужно анализировать и подбирать те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.        

      Занятия с использованием современных оздоровительных систем дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

      Изучение базового движения может осуществляться несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

Во- первых, широко используется зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся.

Во- вторых, используется так называемый акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчетом  и методическим комментарием. При этом необходимо осуществлять визуальный контроль за занимающимися, что, кроме правильности обучения, обеспечит еще и безопасность на занятиях.

     Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.

Качественные показатели успеваемости - это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами  физкультурно - оздоровительной деятельности.

Количественные показатели успеваемости – это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости.

     Отметка по физической культуре играет стимулирующую и воспитывающую роль, так как учитывается индивидуальные особенности и прирост показателя физической подготовленности, достигнутые учеником за определенный период. На основании тестирования в относительно короткие сроки можно получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения.

     На уроках  в начале учебного года и в конце учебного года нужно производить измерения физической подготовленности: прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя на полу, сгибание рук в упоре лежа, сгибание рук в упоре на согнутых коленях, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями за 30 сек., бег 1 км, 30 м и измерения показателей физического развития (антропометрические данные). Все результаты заносятся в паспорт двигательной подготовленности учащегося, где можно наглядно проанализировать уровень их развития.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений.

Для того чтобы физические упражнения оказывали положительное влияние на здоровье человека, необходимо при их использовании соблюдать следующие правила:

1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2)  физические   нагрузки  должны использоваться в соответствии с физическими возможностями занимающихся;

3)  в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

В настоящее время в системе спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на решение оздоровительных задач, появились нетрадиционные формы занятий физическими упражнениями, такие как: аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, калланетика, гидроаэробика и др. Кроме оздоровительного эффекта они оказывают тренирующее воздействие на человека, позволяют повысить уровень физических качеств и способствуют формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.

Аэробика - система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и др.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Слово «аэробика» (греч. «аэро» - воздух, «биос» -жизнь) стало известно миру в 1968 г., когда американский физиолог профессор Кеннет Купер опубликовал книгу «Аэробика». Наблюдая слабую физическую подготовленность, частую заболеваемость и высокую смертность своих соотечественников, особенно от заболеваний сердечно-сосудистой системы, он призвал их вести здоровый образ жизни и регулярно использовать аэробные физические упражнения. Это упражнения, выполнение которых требует поглощения большого количества кислорода в течение продолжительного времени и заставляет организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспортировку кислорода.

К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом, относятся ходьба, медленный бег, плавание, езда на велосипеде, бег на лыжах и т.п. Он назвал свою систему занятий физическими упражнениями аэробикой, так как при выполнении названных упражнений в организме происходят аэробные процессы, при которых в него поступает большое количество кислорода. Основное требование при их выполнении заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал по меньшей мере 130 уд/мин и по возможности был близок к оптимальному.

При занятиях аэробными упражнениями К. Купер выделяет четыре основные фазы: разминку, аэробную фазу, заключительную часть, силовую нагрузку.

Разминка направлена на подготовку мышц спины и конечностей к двигательной нагрузке, обеспечение учащений сердечных сокращений до значений, соответствующих аэробной фазе.

Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе оздоровительный эффект достигается при занятиях продолжительностью не менее 20 минут в день 4 раза в неделю. Оптимальная продолжительность занятий - 30 минут 3-4 раза в неделю.

Заключительная часть занятия занимает минимум 5 минут. В течение всего этого времени следует продолжать двигаться, снижая темп передвижений и уменьшая частоту сердечных сокращений.

Силовая нагрузка включает упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 минут.

В результате занятий аэробикой в состоянии организма происходят следующие положительные сдвиги;

- укрепляется костная система;

- уменьшается подверженность депрессии;

- улучшается пищеварение;

- замедляются процессы старения;

- повышается физическая и интеллектуальная работоспособность;

- снижается риск сердечных заболеваний;

- улучшается сон.

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики с оздоровительной направленностью, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, пауз и остановок для объяснения упражнений). Американская киноактриса Джейн Фонда применила основные положения аэробики К. Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин аэробика получил новое смысловое содержание -аэробная гимнастика.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются комплексы танцевального характера, упражнения которых выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Поэтому эта гимнастика называется у нас ритмической.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени. Например, в 30-минутном комплексе ритмической гимнастики 6 минут отводится на подготовительную, 21 минута - на основную и 3 минуты на - заключительную часть.

Вводная часть, или разминка, занимает 5-10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание - простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).

Основная часть занятия обычно продолжается 20-30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости,выносливости и др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом; упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание; в упражнения последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги. Как показывает практика, наиболее подходящая длительность каждого упражнения в комплексе - в среднем 50 секунд.

Заключительная часть занятия длится около 3-5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.

Обязательный элемент занятий ритмической гимнастикой - музыка. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные и негромкие. В основной части энергичные и звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает возможность в ходе занятия слегка расслабиться. Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся.

Минимальная нагрузка в занятиях ритмической гимнастикой должна соответствовать в среднем частоте сердечных сокращений не ниже 130 уд/мин. Оптимальный пульсовой режим для людей среднего возраста - nw-130 уд/мин, для молодых - 130-150 уд/мин.

Тренирующий эффект достигается при 2-3 занятиях в неделю продолжительностью 30-45 мин. Основным и главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся.

Выполнение комплексов ритмической гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса 150-300 г за одно занятие. Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильным питанием. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.

Разносторонне воздействовать на занимающихся различного возраста можно, проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений с упражнениями, выполняемыми с гантелями, резиновым бинтом, обручем и другими, а также использованием различных тренажеров.

Аэробные упражнения на станциях (10-12 станций) выполняют в определенной последовательности, в режиме: 30 с - работа на одной станции, 20 с - отдых. Занимающемуся необходимо пройти 3 круга, поддерживая заданный музыкальный темп.

Станции:

1. Танец на диске «Здоровье".

2. Танец с гантелями.

3. «Степ».

4. Танец с обручем.

5. Танец с резиновым бинтом.

6. Танец со скакалкой.

7.  «Танец живота».

8. Танец лыжника

9. Танец силача.

10. Танец боксера.

11. Бегун (бег в ритме звучащей музыки)

Вариант проведения танцевально-гимнастических упражнений методом круговой тренировки (по В. Г. Беспутнику, 1996) 

Шейпинг (от английского Shaping -  придавать форму, формировать) - это система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленных на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Суть его состоит в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики - музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые «запасы»; из атлетической гимнастики - возможность воздействовать на локальные мышечные группы.

При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект. До начала занятий шейпингом все занимающиеся проходят тестирование с помощью современной электронной аппаратуры с целью выявления своего исходного состояния (физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма, недостатки фигуры, тип нервной системы и др.). На основе анализа исходных данных занимающихся (с помощью компьютеров) определяется индивидуальная программа занятий.

Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая обеспечивает разминку для второй части. После этого занимающиеся переходят к тренажерам или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнений ритмической гимнастики. Для демонстрации упражнений и самоконтроля широко используются видеомагнитофоны, зеркала. По мере тренированности проводится текущее тестирование на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий.

Калланетика - это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Автор этой программы - американка Каллане Пинкней. Она предложила выполнять упражнения в тишине, без музыки, которая, по ее мнению, отвлекает от занятий, не дает возможности сосредоточиться на влиянии движений. Рекомендуется во время занятий смотреть на себя в зеркало.

Программа предусматривает интенсивное выполнение физических упражнений в течение одного часа два раза в неделю

Комплекс упражнений состоит из 4 частей: 1. Разминка (6 упражнений). 2. Красивый живот (4 упражнения); 2. Стройные ноги (4 упражнения); 3. Ягодицы и бедра (5 упражнений). 3. Растягивание мышц (6 упражнений). 4. «Танец живота» (3 упражнения); 2.Укрепление ног (2 упражнения).

 «Один час калланетики дает организму столько, сколько 7 часов классической гимнастики, или 24 часа аэробики», - уверяет К. Пинкней. Позднее, когда занимающиеся обретут стройную фигуру, занятия проводятся ежедневно по 15 мин. При выполнении упражнений избегают резких движений, чрезмерного напряжения, используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, качания с акцентом на растягивании мышц.

Гидроаэробика - это система физических упражнений, выполняемых в воде под музыку и сочетающих элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовых упражнений (см. рисунок).

Как считает Т.А. Кохан, использование гидроаэробики способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитию физических качеств (выносливости, гибкости, силы и координации); коррекции телосложения; повышению уровня работоспособности; положительному влиянию на психику человека.

Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное воздействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.

Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, при этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз большее энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений.

Человек в воде почти полностью "теряет" свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера. Кроме оздоровительной направленности гидроаэробика служит средством реабилитации после травм.

Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Существует много систем дыхательной гимнастики, Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой. Это система дыхания К.П. Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что "чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.".

Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем, следующие:

•   дыхание должно быть ритмичным, равномерным;

•   дыхание должно быть глубоким;

•   дышать желательно через нос;

•   ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом выполняемых физических упражнений;

•   темп дыхания зависит от степени подготовленности занимающегося и от темпа, в котором выполняются физические упражнения;

•   ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходными дыхательными упражнениями:

•   при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за осанкой;

•   чем больше возраст занимающегося физическими упражнениями, тем больше следует избегать длительных задержек дыхания и натуживания.

Закаливание — является мощным средством укрепления организма. Существует закаливание воздухом, водой при помощи тепла или холода. Наибольшее распространение получила система закаливания П.К.Иванова.

Суть этой системы изложена автором в "Детке", состоящей из правил по поведению, закаливанию, питанию. Имеет широкое распространение в нашей стране купание в проруби, моржевание. Средствам закаливания придают большое значение при воспитании подрастающего поколения. Так, в режиме дня дошкольника обязательно присутствуют мероприятия по закаливанию .

Общие положения, которые признают все специалисты по закаливанию, следующие:

•   при использовании закаливания необходимо соблюдать принцип постепенности;

•   закаливание должно сопровождаться только положительным настроем человека;

•   при использовании закаливания необходимо подходить индивидуально;

•   эффекта закаливания можно достичь только при систематическом использовании методики.

При использовании той или иной спортивно-оздоровительной системы необходимо в обязательном порядке осуществлять медицинский контроль за состоянием здоровья и физической подготовленности занимающихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Современные спортивно – оздоровительные системы физических упражнений»

Автор: Софронова Екатерина Вячеславовна

Дата: 30.05.2021

Номер свидетельства: 581994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений."
    ["seo_title"] => string(72) "sovriemiennyiesportivnoozdorovitielnyiesistiemyfizichieskikhuprazhnienii"
    ["file_id"] => string(6) "262816"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449413700"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Виртуальная экскурсия "Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "virtualnaia_ekskursiia_sovremennye_sportivno_ozdorovitelnye_sistemy_fizicheskikh"
    ["file_id"] => string(6) "513257"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559579160"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по физической культуре  11 класс (девушки) "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie-11-klass-dievushki"
    ["file_id"] => string(6) "185900"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426252490"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Проект "Дом здоровья" "
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt-dom-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "185896"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426251972"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Статья: "Урок физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(34) "stat-ia-urok-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "199433"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428578408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства