Просмотр содержимого документа
««Современные спортивно – оздоровительные системы физических упражнений»»
Балейский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж»
Доклад
по МДК 01.07.
Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений.
Подготовила: Софронова Е.В.,
студентка 517 группы
проверил: Серёгин И.В.,
преподаватель Физической культуры
Балей, 2019 г.
Современные спортивно- оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, на 7 - 9 лет сократилась продолжительность жизни, снижается производственный потенциал общества.
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями. Они убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.
К современным спортивно – оздоровительным системам физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения относятся: ритмическая (аэробная) гимнастика, шейпинг, степ – аэробика, велоаэробика, аквааэробика, калланетика, бодибилдинг (атлетическая гимнастика) и др. – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основными средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры. Одним из таких путей являются занятия с использованиемсовременных спортивно- оздоровительных систем, «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, он должен быть обучен».
Оздоровительные системы являются сегодня лидером мирового спортивного движения, развивают двигательную подготовленность учащихся и позволяют оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.
Практическая значимость спортивно- оздоровительных систем состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.
Уроки, на которых используются оздоровительные системы, ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.
Новизна заключается в том, что современные оздоровительные системы включают новое направление в спорте, в основе, которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной системы.
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания оздоровительных систем, умения сохранять и совершенствовать свое телесное «Я», снимать утомление, вызванной учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируютсязадачи:
- формирование знаний об оздоровительных системах, отражающих социокультурные, психолого- педагогические и медико- биологические основы;
- совершенствование навыков базовых элементов оздоровительных систем, их вариативного использования в самостоятельных учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культуры движений;
- формирование навыков и умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;
- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование музыкально- двигательных навыков и умений.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовке учащихся.
Учащиеся в процессе всего урока регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и здоровью. На каждом уроке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации нужно анализировать и подбирать те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.
Занятия с использованием современных оздоровительных систем дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.
Изучение базового движения может осуществляться несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.
Во- первых, широко используется зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся.
Во- вторых, используется так называемый акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчетом и методическим комментарием. При этом необходимо осуществлять визуальный контроль за занимающимися, что, кроме правильности обучения, обеспечит еще и безопасность на занятиях.
Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.
Качественные показатели успеваемости - это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно - оздоровительной деятельности.
Количественные показатели успеваемости – это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости.
Отметка по физической культуре играет стимулирующую и воспитывающую роль, так как учитывается индивидуальные особенности и прирост показателя физической подготовленности, достигнутые учеником за определенный период. На основании тестирования в относительно короткие сроки можно получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения.
На уроках в начале учебного года и в конце учебного года нужно производить измерения физической подготовленности: прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя на полу, сгибание рук в упоре лежа, сгибание рук в упоре на согнутых коленях, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями за 30 сек., бег 1 км, 30 м и измерения показателей физического развития (антропометрические данные). Все результаты заносятся в паспорт двигательной подготовленности учащегося, где можно наглядно проанализировать уровень их развития.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений.
Для того чтобы физические упражнения оказывали положительное влияние на здоровье человека, необходимо при их использовании соблюдать следующие правила:
1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
2) физические нагрузки должны использоваться в соответствии с физическими возможностями занимающихся;
3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.
В настоящее время в системе спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на решение оздоровительных задач, появились нетрадиционные формы занятий физическими упражнениями, такие как: аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, калланетика, гидроаэробика и др. Кроме оздоровительного эффекта они оказывают тренирующее воздействие на человека, позволяют повысить уровень физических качеств и способствуют формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.
Аэробика - система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и др.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Слово «аэробика» (греч. «аэро» - воздух, «биос» -жизнь) стало известно миру в 1968 г., когда американский физиолог профессор Кеннет Купер опубликовал книгу «Аэробика». Наблюдая слабую физическую подготовленность, частую заболеваемость и высокую смертность своих соотечественников, особенно от заболеваний сердечно-сосудистой системы, он призвал их вести здоровый образ жизни и регулярно использовать аэробные физические упражнения. Это упражнения, выполнение которых требует поглощения большого количества кислорода в течение продолжительного времени и заставляет организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспортировку кислорода.
К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом, относятся ходьба, медленный бег, плавание, езда на велосипеде, бег на лыжах и т.п. Он назвал свою систему занятий физическими упражнениями аэробикой, так как при выполнении названных упражнений в организме происходят аэробные процессы, при которых в него поступает большое количество кислорода. Основное требование при их выполнении заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал по меньшей мере 130 уд/мин и по возможности был близок к оптимальному.
При занятиях аэробными упражнениями К. Купер выделяет четыре основные фазы: разминку, аэробную фазу, заключительную часть, силовую нагрузку.
Разминка направлена на подготовку мышц спины и конечностей к двигательной нагрузке, обеспечение учащений сердечных сокращений до значений, соответствующих аэробной фазе.
Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе оздоровительный эффект достигается при занятиях продолжительностью не менее 20 минут в день 4 раза в неделю. Оптимальная продолжительность занятий - 30 минут 3-4 раза в неделю.
Заключительная часть занятия занимает минимум 5 минут. В течение всего этого времени следует продолжать двигаться, снижая темп передвижений и уменьшая частоту сердечных сокращений.
Силовая нагрузка включает упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 минут.
В результате занятий аэробикой в состоянии организма происходят следующие положительные сдвиги;
- укрепляется костная система;
- уменьшается подверженность депрессии;
- улучшается пищеварение;
- замедляются процессы старения;
- повышается физическая и интеллектуальная работоспособность;
- снижается риск сердечных заболеваний;
- улучшается сон.
Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики с оздоровительной направленностью, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, пауз и остановок для объяснения упражнений). Американская киноактриса Джейн Фонда применила основные положения аэробики К. Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин аэробика получил новое смысловое содержание -аэробная гимнастика.
В нашей стране наибольшей популярностью пользуются комплексы танцевального характера, упражнения которых выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Поэтому эта гимнастика называется у нас ритмической.
Комплекс ритмической гимнастики состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени. Например, в 30-минутном комплексе ритмической гимнастики 6 минут отводится на подготовительную, 21 минута - на основную и 3 минуты на - заключительную часть.
Вводная часть, или разминка, занимает 5-10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание - простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).
Основная часть занятия обычно продолжается 20-30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости,выносливости и др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом; упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание; в упражнения последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги. Как показывает практика, наиболее подходящая длительность каждого упражнения в комплексе - в среднем 50 секунд.
Заключительная часть занятия длится около 3-5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.
Обязательный элемент занятий ритмической гимнастикой - музыка. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные и негромкие. В основной части энергичные и звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает возможность в ходе занятия слегка расслабиться. Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся.
Минимальная нагрузка в занятиях ритмической гимнастикой должна соответствовать в среднем частоте сердечных сокращений не ниже 130 уд/мин. Оптимальный пульсовой режим для людей среднего возраста - nw-130 уд/мин, для молодых - 130-150 уд/мин.
Тренирующий эффект достигается при 2-3 занятиях в неделю продолжительностью 30-45 мин. Основным и главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся.
Выполнение комплексов ритмической гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса 150-300 г за одно занятие. Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильным питанием. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.
Разносторонне воздействовать на занимающихся различного возраста можно, проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений с упражнениями, выполняемыми с гантелями, резиновым бинтом, обручем и другими, а также использованием различных тренажеров.
Аэробные упражнения на станциях (10-12 станций) выполняют в определенной последовательности, в режиме: 30 с - работа на одной станции, 20 с - отдых. Занимающемуся необходимо пройти 3 круга, поддерживая заданный музыкальный темп.
Станции:
1. Танец на диске «Здоровье".
2. Танец с гантелями.
3. «Степ».
4. Танец с обручем.
5. Танец с резиновым бинтом.
6. Танец со скакалкой.
7. «Танец живота».
8. Танец лыжника
9. Танец силача.
10. Танец боксера.
11. Бегун (бег в ритме звучащей музыки)
Вариант проведения танцевально-гимнастических упражнений методом круговой тренировки (по В. Г. Беспутнику, 1996)
Шейпинг (от английского Shaping - придавать форму, формировать) - это система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленных на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Суть его состоит в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики - музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые «запасы»; из атлетической гимнастики - возможность воздействовать на локальные мышечные группы.
При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект. До начала занятий шейпингом все занимающиеся проходят тестирование с помощью современной электронной аппаратуры с целью выявления своего исходного состояния (физическое развитие, уровень функциональных возможностей организма, недостатки фигуры, тип нервной системы и др.). На основе анализа исходных данных занимающихся (с помощью компьютеров) определяется индивидуальная программа занятий.
Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая обеспечивает разминку для второй части. После этого занимающиеся переходят к тренажерам или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнений ритмической гимнастики. Для демонстрации упражнений и самоконтроля широко используются видеомагнитофоны, зеркала. По мере тренированности проводится текущее тестирование на проверку произошедших сдвигов в организме и необходимость корректировки программы воздействий.
Калланетика - это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Автор этой программы - американка Каллане Пинкней. Она предложила выполнять упражнения в тишине, без музыки, которая, по ее мнению, отвлекает от занятий, не дает возможности сосредоточиться на влиянии движений. Рекомендуется во время занятий смотреть на себя в зеркало.
Программа предусматривает интенсивное выполнение физических упражнений в течение одного часа два раза в неделю
Комплекс упражнений состоит из 4 частей: 1. Разминка (6 упражнений). 2. Красивый живот (4 упражнения); 2. Стройные ноги (4 упражнения); 3. Ягодицы и бедра (5 упражнений). 3. Растягивание мышц (6 упражнений). 4. «Танец живота» (3 упражнения); 2.Укрепление ног (2 упражнения).
«Один час калланетики дает организму столько, сколько 7 часов классической гимнастики, или 24 часа аэробики», - уверяет К. Пинкней. Позднее, когда занимающиеся обретут стройную фигуру, занятия проводятся ежедневно по 15 мин. При выполнении упражнений избегают резких движений, чрезмерного напряжения, используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища в положении лежа, полушпагаты, качания с акцентом на растягивании мышц.
Гидроаэробика - это система физических упражнений, выполняемых в воде под музыку и сочетающих элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовых упражнений (см. рисунок).
Как считает Т.А. Кохан, использование гидроаэробики способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитию физических качеств (выносливости, гибкости, силы и координации); коррекции телосложения; повышению уровня работоспособности; положительному влиянию на психику человека.
Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное воздействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.
Отдача тепла человеческим телом в воде происходит гораздо быстрее, чем на воздухе, при этом в организме активизируется обмен веществ. В результате расходуется в несколько раз большее энергии, чем при той же работе на суше, что приводит к уменьшению жировых отложений.
Человек в воде почти полностью "теряет" свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера. Кроме оздоровительной направленности гидроаэробика служит средством реабилитации после травм.
Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
Существует много систем дыхательной гимнастики, Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой. Это система дыхания К.П. Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что "чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.".
Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем, следующие:
• дыхание должно быть ритмичным, равномерным;
• дыхание должно быть глубоким;
• дышать желательно через нос;
• ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом выполняемых физических упражнений;
• темп дыхания зависит от степени подготовленности занимающегося и от темпа, в котором выполняются физические упражнения;
• ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходными дыхательными упражнениями:
• при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за осанкой;
• чем больше возраст занимающегося физическими упражнениями, тем больше следует избегать длительных задержек дыхания и натуживания.
Закаливание — является мощным средством укрепления организма. Существует закаливание воздухом, водой при помощи тепла или холода. Наибольшее распространение получила система закаливания П.К.Иванова.
Суть этой системы изложена автором в "Детке", состоящей из правил по поведению, закаливанию, питанию. Имеет широкое распространение в нашей стране купание в проруби, моржевание. Средствам закаливания придают большое значение при воспитании подрастающего поколения. Так, в режиме дня дошкольника обязательно присутствуют мероприятия по закаливанию .
Общие положения, которые признают все специалисты по закаливанию, следующие:
• при использовании закаливания необходимо соблюдать принцип постепенности;
• закаливание должно сопровождаться только положительным настроем человека;
• при использовании закаливания необходимо подходить индивидуально;
• эффекта закаливания можно достичь только при систематическом использовании методики.
При использовании той или иной спортивно-оздоровительной системы необходимо в обязательном порядке осуществлять медицинский контроль за состоянием здоровья и физической подготовленности занимающихся.