Содержание занятий по физической культуре для учащихся начальных классов с учетом их возрастных особенностей и физической подготовленности
Содержание занятий по физической культуре для учащихся начальных классов с учетом их возрастных особенностей и физической подготовленности
Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание занятий по физической культуре для учащихся начальных классов с учетом их возрастных особенностей и физической подготовленности»
Содержание занятий по физической культуре для учащихся начальных классов с учетом их возрастных особенностей и физической подготовленности
Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания). Самым эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств является игра – важнейший вид детской деятельности. Именно в игре реализуется потребность воздействия на мир.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» А.М. Горький.
Прежде всего, игра – это осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Игровая деятельность особенно важна в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские годы.
Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Перед тем, как выбрать определенную игру, мы ставим конкретные педагогические задачи, решению которых игра оказывает содействие, учитывая состав учащихся, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовку. Кроме того, мы учитываем форму проведения занятий, а также придерживаемся требования постепенного перехода от простого к сложному.
В начальной школе структура урока выглядит следующим образом:
Водно-подготовительная часть.
Основная часть
Заключительная часть.
Каждая часть включает в себя элементы игры. Для этого мы определяем степень сложности той или другой игры, учитываем количество элементов, входящих в ее состав.
Например, в вводной части мы используем игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников («Вызов номеров», «Запрещенное движение», Приложение Е). Характерными видами движений для таких игр является ходьба.
В основной части урока предпочтение отдаем играм с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности. («Кто быстрее?», «Кто выше?», «Бежал по прямой дорожке с ускорением»).
Для заключительной части урока мы выбираем игры со средней подвижностью, с простыми движениями, правилами организации, которые содействуют активному отдыху после нагрузки в основной части. Например, «Угадай кто?», «Угадай, чей голосок?».
Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. Объяснение мы дополняем показом отдельных приемов и действий.
Обучение детей начинаем с простых, некомандных игр, потом переходим к переходным и завершаем сложными – командными играми. К более сложным играм переходим своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изучению. Это помогает закрепить привычки и умения. При отборе игры важно помнить о наличии спортивного инвентаря, чтобы игроки не потеряли интерес в процессе ожидания.
Эффективность проведения игры зависит от адекватности решения следующих организационных факторов:
– доходчивое и интересное объяснение игры;
– размещение игроков во время ее проведения;
– определение ведущих;
– распределение на команды;
– определение помощников и судей;
– руководство игрой;
– дозировка нагрузок;
– окончание игры.
Перед объяснением мы размещаем учащихся в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Сообщаем название игры, ее цель и ход, рассказываем о роли каждого игрока, его месте. При проведении игры учитель должен стоять на таком месте, на котором все игроки будут его хорошо видеть и слышать. Чтобы дети лучше усвоили правила игры, рассказ сопровождается показом отдельных сложных движений. Если игра проводится впервые, мы проверяем, все ли игроки понимают ее правила.
Ведущего может назначить учитель, а могут выбрать сами дети. Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Это стимулирует учащихся добиваться лучших результатов, а роли ведущего формируют организаторские привычки и активность.
Распределение игроков по командам осуществляем следующими способами: с помощью расчета, фигурной маршировкой, по выбору капитанов.
Руководство игрой включает в себя несколько обязательных элементов: наблюдение за действиями учеников, исправление ошибок, коллективных приемов, пресечения индивидуализма и грубого отношения к игрокам, регулировка нагрузок, стимулирование уровня эмоциональной активности.
Направляя игровую деятельность, мы помогаем выбрать способ решения игровой задачи, добиваемся самостоятельности и творческой активности игроков.
Важный момент в руководстве подвижными играми – дозировка физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не чувствуют усталости. Чтобы не допустить переутомления учащихся, мы своевременно прекращаем игру или меняем ее интенсивность.
Подвижные игры одинаково результативны и в обычных классах, и в классах КРО, в виду того, что они развивают и психологические процессы, такие как внимание, мышление, воображение, память, речь, формируют эмоционально-волевую сферу, дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, взаимопомощи, повышают мотивацию к занятиям физическими упражнениями.