Роль подвижных игр в формировании личности ребенка
Роль подвижных игр в формировании личности ребенка
Качества личности, закладываемые в игровом, наиболее доступном и эффективном методе на уроках физкультуры, способствуют формированию успешного лицеиста. Подвижные игры направлены на целенаправленное развитие интеллекта, воспитание различных физических качеств, на передачу важных сведений, информацию о мире игры, осмысленно ориентировано на обучение ребенка. Все они развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль подвижных игр в формировании личности ребенка»
Роль подвижных игр в формировании личности ребенка
Вахитова Д.Ф., заместитель директора по УР МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
И.Н.Угляница, учитель физкультуры МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…»
Платон (427 − 347 до н. э.)
В современном образовании большое значение придается задаче всестороннего развития личности, оздоровлению и повышению уровня физподготовки. Помимо воспитания у учащихся научного мировоззрения, ценностных ориентацией, формирования познавательных интересов в лицее ведется активная работа по усилению мотивации учащихся к здоровому образу жизни, спорту. Сегодня уже недостаточно овладения учащимися знаниями и навыками, необходимо добиваться у них формирования активной жизненной позиции, которая ярко просматривается при проведении на уроках физкультуры подвижных групповых игр.
Опыт работы учителей физкультуры показывает, что проведение таких игр в начальной школе осложнено тем, что состав занимающихся имеет неодинаковую физическую подготовку, психическое развитие, различную степень владения двигательными действиями, разный уровень знаний и интересов, неодинаковую мотивационную потребность в игре. Также необходимо учесть, что такие игры как баскетбол, волейбол подходят для учащихся старших классов, тогда как для учащихся начальной школы больше подходят народные игры.
Нередко хорошая, но несоответствующая интересам детей игра не дает ожидаемого педагогического результата. В одном случае учителю необходимо объединить детей, организовать их, в другом - содействовать выявлению детской инициативы, в третьем совершенствовать те или иные физические качества. Организация действий участников в различных играх предоставляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели.
Подвижные игры направлены на целенаправленное развитие интеллекта, воспитание различных физических качеств, на передачу важных сведений, информацию о мире игры, осмысленно ориентировано на обучение ребенка. Все они развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка.
Громова О.Е. в своей книге «Спортивные игры» описывает следующие командные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры в начальных классах: «Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег за флажками», «Перетягивание по кругу», «Перестрелка», «Гонка с мячом по кругу», «Передача, мяча по кругу», «Мяч среднему», «Лапта».
Подвижные групповые игры в начальной школе призваны укрепить представления о чести и смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе. Учащихся младших классов в играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать, уметь.
По определению Вячеслава Старшинова, заслуженного мастера спорта, кандидата педагогических наук, физическая культура — это единство как минимум трех граней личности человека: правильная ценностная ориентация в образе жизни; наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками); потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования. Осознанное стремление каждого человека к достижению физической культуры есть необходимое условие свободного развития и раскрытия его духовных и физических сил, его гармоничного развития. Древнегреческий философ Платон писал, что человек, овладевший богатствами культуры, будет заниматься физическими упражнениями во имя «отваги и пылкости духа, ради их пробуждения, а не ради приобретения силы — не то, что другие атлеты, которые и питаются, и переносят тяготы только для того, чтобы стать покрепче». Уроки физкультуры содействуют развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству – а это как раз то, что требует от учителей ФГОС НОО.
Подводя итог, можно сказать, что качества личности, закладываемые в игровом, наиболее доступном и эффективном методе на уроках физкультуры, способствуют формированию успешного лицеиста.
Список литературы:
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Шангина И.И. Русские дети и их игры. С-ПБ.: Искусство СПБ, 2000. -294с.
Старшинов В. Спорт и формирование личности. http://def.kondopoga.ru/1180508229-sport-i-formirovanie-lichnosti.html