Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для проведения физических упражнений (ОВЗ)»
Нарушение зренияВ работе с данной категорией детей используются все методы обучения. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Метод практических упражнений
Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).
Выделяют следующие направления использования метода практических упражнений:
- выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
- выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т д );
- выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений - гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);
- использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);
- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);
- использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа, метание без снаряда и т. д.);
- подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка» и т. д.);
- использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением);
- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;
- использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);
- изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т.д.;
- использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер и т. д.);
- изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т.д.;
- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).
Метод слова
Беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено объяснение, благодаря которому ребенок должен осознать и представить себе двигательный образ. Восприятие речи на слух позволяет соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они обозначают.
Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребенка на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д.
Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.
Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия. Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета.
Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря.
Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете.
Метод стимулирования двигательной активности
Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах.
По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями.
Показания и противопоказания к физическим упражнениям
При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться
следующих рекомендаций:
- использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе занятия) виды нагрузки;
- варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;
- варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
- воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;
- при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимулирование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интенсивности, все то, что может спровоцировать приступ;
- учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперактивность соразмеряются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».
Нарушение слуха
Метод наглядности
При обучении физическим упражнениям детей с недостатками слуха большое место занимают наглядные методы, в частности показ, зрительные ориентиры, которые помогают правильно понять и выполнять упражнения. Для повышения эффективности процесса обучения необходимую информацию о названии движения, технике его выполнения, физкультурном оборудовании, действиях с инвентарем рекомендуется предъявлять ребенку на слайдах, рисунках, таблицах, видеозаписях.
Метод практических упражнений
1. Использование движений для развития речи:
- общеразвивающие упражнения (для укрепления «слабых мышц», нормализации тонуса мышц конечностей и туловища, преодоления синкенезий);
- специальные упражнения (для активизации речевого дыхания, укрепления дыхательных мышц, регулирования фаз вдоха и выдоха).
2. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (создают предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррекции базовых координационных способностей): различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).
3.Упражнения для коррекции функции равновесия:
- ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);
- ходьба по кругу (в обоих направлениях);
- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;
- стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад, согнуть);
- ходьба по дощечкам («кочкам»);
- езда на велосипеде (самокате);
- ходьба по скамейке с разнообразными заданиями;
- ходьба, бег, ползание по наклонной скамейке;
- балансировка на набивном мяче.
4. Упражнения для коррекции и развития координации движений:
- действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см);
- элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.
5. Упражнения для коррекции вестибулярной функции.
Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с постепенным увеличением амплитуды, движения):
- движения глаз;
- наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
- повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком);
- кувырки вперед, назад;
- подскоки на батуте.
Упражнения на раздражение отолитового аппарата:
- изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
- резкая остановка при выполнении упражнений, с изменением направления движения;
- прыжки со скакалкой с изменением темпа.
Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами: ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком), кувырки, кружение, наклоны и повороты головы.
Использование и развитие сохранных анализаторов
Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования.
Зрительный анализатор - является основным и постоянным участником сенсорной основы двигательной деятельности.
Кожный анализатор - играет роль дополнительного канала получения информации об окружающей действительности, вместе с кинестетическим участвует в осязательном чувстве.
Двигательный анализатор - улучшение двигательных способностей глухих под влиянием физических упражнений свидетельствует о компенсаторных возможностях
двигательного анализатора.
Слуховой и тактильный анализатор - вибрационная чувствительность теснейшим образом связана со слуховым восприятием, активно вовлекается в компенсаторный процесс, является важным каналом восприятия информации об учебной, трудовой, спортивной деятельности
Метод стимулирования двигательной активности
Необходимо поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, создавать условия успеха, помогать избавиться от комплекса неполноценности, неуверенности в своих силах.
Опорно- двигательный аппарат
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
- заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, приводящим к параличам);
- приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит и т.п.
Также различают три степени тяжести нарушений двигательной функции:
- легкую – при сохранении возможности свободного передвижения,
- среднюю – такой ребенок в передвижении и самообслуживании нуждается в незначительной помощи со стороны других людей;
- тяжелую – полная зависимость от опеки окружающих.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с ДЦП. Для ДЦП характерны следующие двигательные нарушения:
- патологическое перераспределение мышечного тонуса, снижение силы мышц, нарушения взаимодействия между мышцами;
- повышение тонуса отдельных мышц, вызывающее формирование порочной позы (сгибательно-приводящие и эквинусные установки в нижних конечностях);
- непроизвольные насильственные движения — гиперкинезы (в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица);
- нарушения равновесия и координации движений, как в статике, так и в динамике.
У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость.
Задачи двигательной реабилитации детей с ДЦП
I. Задачи по формированию основных двигательных навыков и умений:
- тренировка удержания головы,
- тренировка поворотов туловища,
- тренировка ползания на четвереньках,
- тренировка сидения,
- тренировка стояния,
- тренировка ходьбы.
II. Специальные задачи:
-нормализация дыхательной функции,
-формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп,
- коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве),
-нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей, профилактика и коррекция контрактур,
-активизация психических процессов и познавательной деятельности.
Средства физического воспитания детей с ДЦП
Прикладные упражнения, формирующие основные двигательные навыки,
способствующие развитию физических качеств (ходьба, бег, прыжки, лазания и перелезания).
Различные действия с предметами (гимнастическими палками, мячами, обручами).
Корригирующие упражнения (дыхательные, направленные на расслабление, нормализацию поз и положений головы и конечностей, развитие координации движений, функции равновесия,
коррекцию осанки, развитие ритма).
В работе с детьми т с ДЦП очень важно использовать и развивать сохранные анализаторы:
Зрительный анализатор - проведение упражнений перед зеркалом.
Тактильный анализатор - опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи; ходьба босиком по песку, массажным дорожкам; применение различных приемов массажа.
Кожный анализатор - упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда.
Проприоцептивной чувствительности - специальные упражнения с сопротивлением; чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами; формирование способности воспринимать предметы на ощупь; развитие ощущения частей тела.
Для работы с детьми с ДЦП можно использовать нетрадиционные формы занятий:
Занятия в сухом бассейне. Во время занятий тело ребенка в бассейне постоянно находится в безопасной опоре. При движении - постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, удовлетворяет потребность в движении. Упражнения в сухом бассейне способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей; активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта; способствует развитию физических качеств; уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, создают положительный психоэмоциональный настрой.
Занятия на фитболах. Условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре (на полу), так как упражнения выполняются в постоянной балансировке. Основные оздоровительные эффекты:
- создается сильный мышечный корсет,
- улучшается функция внутренних органов,
- уравновешиваются нервные процессы,
- развиваются все физические качества,
- формируются двигательные навыки,
- происходит положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.