Человек с рождения учится управлять своими движениями, воспринимать информацию, сравнивать, подражать, стремиться к цели. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого, впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие координации движений»
Развитие координации движений.
Человек с рождения учится управлять своими движениями, воспринимать информацию, сравнивать, подражать, стремиться к цели. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого, впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни.
Современная жизнь требует быстроты мышления, находчивости, проявление волевых качеств, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях навыков, переключению и устойчивого внимания на более важных для человека ситуациях. Именно за точность и согласованность движений, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями отвечает ловкость.
Ловкость – это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией; умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения.
Координация движений – это умение быстро и технически правильно выполнять сложные движения. Качественная координация движений отличается согласованными действиями различных частей тела, соразмеренностью мышечных усилий, быстротой и умением распределять внимание.
Человек, в основном привыкает больше работать, т.е. выполнять двигательные действия одной рукой, другая – «в помощь». Например, если нужно открыть пробку коробки сока «ведущей» рукой, то это рефлексивно, т.е. привычно. А если «неведущей» рукой (у «правшей» левая рука и наоборот), то приходится включать работу мозга, чтобы осознать в какую сторону вращать пробку. Также можно привести множество примеров, когда в жизненных ситуациях нужно выполнять работу «неудобной» рукой, если другая рука занята, повреждена, не дотянуться… и т.д.: завернуть гайку, застегнуть пуговицы, гладить бельё, покрасить окон и др. В подобных случаях приходится координироваться – это быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Головной мозг отдаёт «приказ», а руки, ноги, пальцы и др. подчиняются этому «приказу».
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, «двуруким». Его нужно учить на «двурукость».
Не всегда и не у всех случается такое согласование. Встречаются люди, которые ведут себя неуклюже, у них часто всё выпадает из рук, при отведениях рук что-то задевают, даже неустойчиво ходят и т.д., они просто не тренированы. Таким людям рекомендуется, для согласования же действий, развивать двигательные возможности, т.е. развивать ловкость и координационные способности. Если много двигаться, систематически повторять движения, выполнять новые упражнения и усложнять их, то будет совершенствоваться и работа центров головного мозга, отвечающих за выполнение движений.
На занятиях физической культурой мы применяем упражнения и игры, которые развивают внимание, координационные способности, повышают интерес и вызывают положительные эмоции. Упражнения-игры, данного характера, включаем в комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительную часть урока по принципам: от урока к уроку, от простого к сложному, от медленного к быстрому. Перед детьми ставим задачи: Кто лучше? Кто точнее? Кто может научить других? и т.д.
Предлагаем упражнения, собранные в ходе практики, на координацию движений.
№
Схематическое изображение действий
Содержание
1.
Написать в воздухе одновременно
обеими руками , например:
левая:
правая:
А, Б, В и т.д.
1, 2, 3 и т.д.
и наоборот…
2.
Нарисовать в воздухе одновременно
обеими руками картину, например:
левая:
правая:
Солнце,
дом и т.д.
Облака,
деревья и т.д.
3.
Показать жесты одновременно обеими руками:
левая:
правая:
а) «хорошо»
«о,кей»
б) «честь солдата»
(руку к виску)
«хорошо»
и наоборот…
4.
а)б)
Движение обеих рук одновременно:
левая:
правая:
а) «забивать»
«пилить»
б) гладить живот
(круговые движения)
постукивать
по голове
(сверху вниз)
и наоборот…
5.
Движения рук:
Правую руку - за ухо, левую - за нос,
выполнить хлопок в ладони и наоборот…
6.
Движения рук – «каратэ»:
- правую руку согнуть с боку, кисть в кулак, ладонь вверх;
- левую – вперёд, кисть в кулак, ладонь вниз
и наоборот…
7.
Вращение одновременно обеих рук
в плечевых суставах:
левая:
правая:
вперёд
назад
и наоборот…
8.
«Одна рука отстаёт от другой»: И.п. – о.с.;
1 – правую руку на пояс;
2 – правую руку на плечо, левую на пояс;
3 – правую руку вверх, левую на плечо;
4 – руки вверх;
5 – правую руку на плечо;
6 – правую руку на пояс, левую на плечо;
7 – правую руку вдоль туловища, левую на пояс;
8 – И.п.
9.
Круговые движения:
- руку вращать в плечевом суставе вперёд,
а кисть в обратную сторону
и наоборот…
(можно двумя руками)
10.
Движение руки и ноги одновременно, например:
левая нога:
правая рука:
а) «квадрат»
«круг»
б) «круг»
«звезда»
и наоборот…
11.
«Прыжки на месте с движением рук»: чередовать: прыжком ноги врозь, прыжком ноги вместе.
И.п. – о.с.;
1 – ноги врозь, правую руку на пояс;
2 – ноги вместе, руки на пояс;
3 – ноги врозь, правую руку на плечо;
4 – ноги вместе, руки на плечо;
5 – ноги врозь, правую руку вверх;
6 – ноги вместе, руки вверх;
7-12 – в обратном порядке вниз и И.п.
12.
Движение обеих стоп - «гармошка».
- носок левой ноги и пятку правой ноги вправо;
- носок правой ноги и пятку левой ноги вправо и т.д. Перемещение в правую и левую стороны.
Упражнения с малыми мячами.
1.
Двумя руками:
- поочерёдно подбрасывать мяч правой, левой руками;
- одновременно подбрасывать и ловить 2 мяча;
- изменять высоту полёта мяча и др.
2.
Одновременно двумя руками перекрестное подбрасывание и ловля двух мячей.