Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»
«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»
Введение
Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.
И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. В–шестых, государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении. Этот ряд можно продолжать довольно долго.
В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает.
Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.
Система работы
Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.
Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:
1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться.
2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов:
-опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели);
-у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития.
3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:
-средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи);
-средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы);
4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала
5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности.
Известно, что существуют мотивы внешние и мотивы внутренние. К первым относят такие как стремление получить хорошую отметку, боязнь наказания за плохую учёбу и поведение, нежелание «огорчить» учителя и т.п. Внутренние мотивы являются мотивами более высокого уровня и подразумевают такое состояние самосознания человека, когда его не нужно убеждать в необходимости выполняемых действий. Применительно к занятиям физической культурой это означает, что ученик осознаёт важность и необходимость этих занятий и настроен на максимально качественную работу на уроке, тренировке, соревнованиях, мероприятиях и т.д. Именно такие мотивы я и имею в виду, когда говорю о главной идее своей методической системы.
Как это происходит на практике
Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:
1) наблюдение
2) беседа
3) анкетирование.
При обработке результатов наблюдения используется специальная таблица (по А.К.Марковой). При анкетировании используется «Тест мотивации при занятиях на уроках физической культуры». Обработка результатов диагностики даёт возможность применять личностно-ориентированный подход на уроке. Стараюсь на уроке чётко определять цели и задачи и, при необходимости, объяснять выбор задач, чтобы ученик не механически выполнял двигательные действия, а понимал логику структуры урока.
Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка не менее 1-2 физкультурно-массовых мероприятий в четверть, многие из которых традиционны уже несколько лет (теннис, стрельба из пневматической винтовки, бег на коньках, на лыжах, хоккей, футбол).
В своей деятельности мы не замыкаемся в своём тесном школьном кругу, а активно сотрудничаем с родителями и общественностью района (районный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», велопробеги, проводимые Отделом молодежи и физической культуры и спорта, ежегодный полумарафон протяженностью 21 км до местности «Юхта» проводимый РДЮСШ).
Родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и материально, оказывая денежную помощь для выездов на республиканские соревнования, для покупки экипировки и инвентаря.
Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом.
Что имеем в результате
Объективную оценку результативности физкультурно-массовой работы с применением данной методической системы можно дать по нескольким направлениям. Основным я считаю направление оздоровительно-массовое, поскольку сохранение и улучшение здоровья детей считаю основной задачей учителя физической культуры.
Следующее направление - спортивное. В нашем районе ежегодно проводятся легкоатлетические эстафеты, лыжные эстафеты, лыжные соревнования, даже зимой проводятся соревнования в закрытых помещениях Большекарайского ФОКа. Наша школа большая (около 600 человек), мы каждый год находимся в числе призёров в каждой ступени.
Анализ данных даёт представление о том, что, наша школа имеет стабильно хорошие результаты районного и областного уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы методической системы.
Заключение
Имея неплохие результаты на сегодняшний день, не стоит расслабляться и останавливаться на достигнутом. «Плоды» работы учителя созревают долго, но дерево, эти плоды приносящее, без должного ухода может засохнуть. Поэтому залог успеха в работе учителя - в постоянном движении вперёд, самосовершенствовании и непрерывной учёбе: на курсах, у коллег и у своих учеников.