Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре классы на 2017-2018 учебный год»
Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–9 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №373 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.
Распоряжение главы муниципального района «Амгинский улус (район)» от 24.09.2007 г. № 474/а «О введении базисного учебного плана Республики Саха (Якутия) 2005 г. в общеобразовательных учреждениях Амгинского улуса, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования РС(Я) № 01-16/2516 от 25.08.2011 г. «О введении третьего часа физической культуры»
Устав образовательной организации.
Календарный учебный график образовательной организации.
Расписание уроков образовательной организации.
Учебный план образовательной организации.
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2010).
В соответствии с учебным планом МБОУ «Чакырская СОШ» учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится из расчёта 3 часов в неделю всего (105 часа) в год.
Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5–9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по
физической культуре для 5–9 классов
п/№
Вид программного материала
Кол-во
часов
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
1
Основы знаний
В процессе урока
2
Легкая атлетика
37
13
27
3
Спортивные игры
43
11
12
20
4
Гимнастика с элементами акробатики
12
12
5
Лыжная подготовка
10
10
Всего часов:
105
24
24
30
24
содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7–8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7–8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организм и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы
5–6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7–8 классы.Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
7–8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ) купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
Волейбол
5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
5–7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8–9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Легкая атлетика
5–9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
5–9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические
способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
9,2
10,2
Силовые
Прыжок в длину с места, см
180
165
Лазание по канату на расстояние 6 м, с
12
–
Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз
–
18
К выносливости
Бег 2000 м, мин, с
8,50
10,20
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с
10,0
14,0
Броски малого мяча в стандартную мишень, м
12,0
10,0
Задачи физического воспитания учащихся 5–9 классов направлены:
– на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
– обучение основам базовых видов двигательных действий;
– дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
– формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
– углубленное представление об основных видах спорта;
– приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
– формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
– содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.
Литература:
Авт. сос. А.И.Каинов и др. «Физическая культура. 1 – 11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха и др.» Волгаград 2010 год;
Авт. сос. Киселев П.А., Киселева С.Б. «Справочник учителя физической культуры» Волгоград 2008 год;
Методические рекомендации о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312
Стандарты. Физическая культура. М. 2010 год;
Техника безопасности на уроках физкультуры. – М.: Спорт-АкадемПресс, 2001.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
Календарно-тематическое планирование 7 класс (3 часа в нед.)
№
Тема урока
Сроки проведения
Примечание
По плану
По факт.
Уроки по легкой атлетике
Вводный инструктаж по т/безопасности на уроках физической культуры (л/атлетика, спортивные и подвижные игры)
02.09.17
Равномерный бег 500 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
04.09.17
Бег 30 метров (2-3 повторения)
05.09.17
Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
09.09.17
Бег 60 метров (2-3 повторения)
11.09.17
Бег на 1000 м. без учета времени
12.09.17
Бег на 1000 м. с учетом времени
16.09.17
Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа
18.09.17
Техника прыжка в высоту (ножницы)
Обучение с 5-7 шагов разбега
19.09.17
Бег на 60 метров на результат
23.09.17
Метание м/мяча (150 г.) в цель с 10-12 метров
25.09.17
Метание м/мяча на дальность с 5-6 шагов разбега (обучение)
26.09.17
Бег на 500 метров (д), 800 метров (м)
30.09.17
Уроки по мини футболу
Стойки и перемещение футболиста, бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в сторону
02.10.17
Обучения удары по мячу.
03.09.17
Удары по катящемуся мячу, остановки мяча
07.10.17
Ведение мяча, отбор мяча
09.09.17
Ведение мяча с изменением направления. Техника удара
10.10.17
Передача мяча с места. Обманные движения.
14.09.17
Передачи в движении, по диагонали. Учебная игра
16.10.17
Тактика нападения и защиты. Учебная игра.
17.09.17
Ведение мяча с изменением скорости.
21.10.17
Игра по упрощенным правилам.
23.10.17
Комбинации из основных элементов игры в футбол
24.10.17
Двусторонняя игра в футбол
28.10.17
Игра в футбол по основным правилам
06.11.17
Удары по мячу головой, вбрасывание мяча из-за «боковой» линии
07.11.17
Уроки по баскетболу
11.11.17
Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек в баскетболе
13.11.17
Обучение, освоение ловли и передачи мяча
14.11.17
Ведение мяча правой и левой рукой в движении
18.11.17
Ведение мяча с изменением направления. Закрепление.
20.11.17
Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении
21.11.17
Броски мяча в корзину
25.11.17
Вырывание, выбивание мяча (закрепление)
27.11.17
Игра в баскетбол по упрощенным правилам
28.11.17
Подвижные игры на базе баскетбола
02.12.17
Уроки по гимнастике
Инструктаж по т/безопасности на уроках гимнастике. Выполнение строевых команд.
04.12.17
Акробатика. Кувырок вперед-назад, стойка на лопатках.
05.12.17
Акробатика. Кувырок вперед в стойку на лопатках (м), назад в полушпагат (д) (закрепление)
09.12.17
Акробатика. Стойка на голове с согнутыми ногами (м), мост из положения стоя с помощью (д) (закрепление)
11.12.17
Акробатика. Развитие координационных способностей.
12.12.17
Акробатика. Прыжки через скакалку
16.12.17
Акробатика. Лазание по канату.
18.12.17
Акробатика. Развитие гибкости
19.12.17
Упражнение в равновесие. Развитие координационных способностей
23.12.17
Освоение висов. Подтягивание
25.12.17
Упражнения на пресс.
26.12.17
Демонстрация комплекса упражнений по акробатике
13.01.18
Уроки по волейболу
Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед
15.01.18
Изучение и закрепление элементов техники перемещений в волейбольной стойке, остановки, ускорения
16.01.18
Обучение и закрепление передачи мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой
20.01.18
Прием мяча снизу двумя руками, на месте и после перемещения
22.01.18
Прием мяча снизу двумя руками, на месте и после перемещения
23.01.18
Прием мяча снизу двумя руками, на месте и после перемещения
27.01.18
Прямая нижняя подача через сетку
29.01.18
Прямая нижняя подача через сетку
30.01.18
Прямая нижняя подача через сетку
03.02.18
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером (закрепление)
05.02.18
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером (закрепление)
06.02.18
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером (закрепление)
10.02.18
Комбинации из освоенных элементов (приема, передачи, удара)
12.02.18
Комбинации из освоенных элементов (приема, передачи, удара)
13.02.18
Комбинации из освоенных элементов (приема, передачи, удара)
17.02.18
Закрепление освоенных элементов перемещения и владения мячом
19.02.18
Закрепление освоенных элементов перемещения и владения мячом
20.02.18
Закрепление освоенных элементов перемещения и владения мячом
24.02.18
Тактика позиционного нападения с изменением позиций игроков
26.02.18
Подвижные игры с элементами волейбола
27.02.18
Уроки по лыжной подготовке
Инструктаж по т/безопасности на занятиях по лыжной подготовке.
03.03.18
Скользящий шаг без палок и с палками.
05.03.18
Повороты переступанием в движении. Скользящий шаг с палками.
06.03.18
Попеременный двухшажный ход.
10.03.18
Подъем «елочкой», «полуелочкой». Прохождение дистанции до 1 км.
Одновременный одношажный ход.
12.03.18
Спуски с пологих склонов. Торможение и поворот упором
13.03.18
Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Прохождение дистанции до 1,5 км.
17.03.18
Прохождение контрольной дистанции с использованием изученных ходов
19.03.18
Прохождение контрольной дистанции с использованием изученных ходов
20.03.18
Уроки по легкой атлетике
Инструктаж по т/безопасности на уроках по л/атлетике.
24.03.18
ОФП. Равномерный бег (6 минут)
02.04.18
ОРУ. Эстафетный бег в спортзале. (встречная эстафета)
03.04.18
Подвижные игры. Баскетбол по упрощенным правилам.
07.04.18
Подвижные игры. «Пионербол» с элементами волейбола.
09.04.18
ОРУ. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением вперед
10.04.18
ОРУ. Прыжки со скакалкой: 30 секунд в максимальном темпе.
14.04.18
ОРУ. Прыжковые упражнения. Подскоки, тройной прыжок с места
16.04.18
Подвижные игры.
17.04.18
Комплекс упражнений на развитие гибкости
21.04.18
Комплекс упражнений на развитие выносливости, скорости
23.04.18
Комплекс упражнений на развитие координации
24.04.18
Челночный бег: 2*10 м, 3*10 м, 4*10 м.
28.04.18
Бег 30 метров.
30.04.18
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
05.05.18
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
07.05.18
Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места.
08.05.18
Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места.
12.05.18
Метание м/мяча в даль.
14.05.18
Закрепление техники бега на 60 и 100 метров
15.05.18
Бег 60 метров (у)
19.05.18
Бег 1500 метров
21.05.18
Закрепление бега на 400 метров
22.05.18
Сдача нормативов
26.05.18
Сдача нормативов
28.05.18
Подведение итогов учебного года
29.05.18
01.09.17, 01.05.18
Календарно-тематическое планирование 8 класс (мальчики) (3 часа в нед.)
Тема урока
Сроки проведения
Примечание
Прим.
Факт.
Уроки по легкой атлетике
Вводный инструктаж по т/безопасности на уроках физической культуры (л/атлетика, спортивные и подвижные игры)
02.09.17
Равномерный бег 500 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
04.09.17
Бег 30 метров (2-3 повторения)
08.09.17
Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
09.09.17
Бег 60 метров (3-4 повторения)
11.09.17
Бег на 1000 м. без учета времени
15.09.17
Бег на 1000 метров с фиксированием результата
16.09.17
Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа
18.09.17
Техника прыжка в высоту (ножницы)
Совершенствование с 7-9 шагов разбега
22.09.17
Бег на 100 метров на результат
23.09.17
Метание м/мяча (150 г.) в цель с 14-16 метров
25.09.17
Метание м/мяча на дальность с 5-6 шагов разбега (совершенствование)
29.09.17
Бег на 500 метров (д), 800 метров (м) (закрепление)
30.09.17
Уроки по мини футболу
Стойки и перемещение футболиста, бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в сторону (закрепление)
02.10.17
Удары по катящемуся мячу различными частями стопы и подъема