Рабочая программа по физической культуре составлена на основе образовательной рабочей программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре (В.И. Лях М.: Просвещение, 2012)
Рабочая программа определяет инвариантную (базовую) и вариативную части учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение из расчёта трёх часов в неделю в 5 классе, всего 105 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 5 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе образовательной рабочей программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре (В.И. Лях М.: Просвещение, 2012)
Рабочая программа определяет инвариантную (базовую) и вариативную части учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение из расчёта трёх часов в неделю в 5 классе, всего 105 часов.
Рабочая программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Рабочая программа регламентирует объем содержания образования. Рабочая программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа для 5 класса направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастной компетенции с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры
В области физической культуры:
владение умениями:
в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин. (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м ) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с место и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м;
в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка и обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);
демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурной речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физический нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения , естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушения осанки, улучшения физической подготовленности;
способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятий и индивидуальных особенностей организма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Количество уроков
1
Вводный инструктаж по т/безопасности на уроках физической культуры. Легкая атлетика
1
2
Равномерный бег 500 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
1
3
Бег 30 метров (2-3 повторения)
1
4
Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
1
5
Бег 60 метров (2-3 повторения), высокий старт
1
6
Бег на 1000 м. без учета времени
1
7
Бег на 1000 метров с фиксированием результата
1
8
Прыжки в длину с места
1
9
Техника прыжка в высоту
1
10
Бег на 60 метров на результат
1
11
Метание м/мяча (150 г.) в цель с 10-12 метров
1
12
Метание м/мяча на дальность с 5-6 шагов разбега (обучение)
1
13
Бег на 500 метров (д), 800 метров (м)
1
Уроки по футболу
14
Стойки и перемещение футболиста
1
15
Удары по неподвижному мячу
1
16
Удары по катящемуся мячу
1
17
Ведение мяча, отбор мяча
1
18
Ведение мяча с изменением направления.
1
19
Передача мяча с места. Обманные движения без мяча.
1
20
Передачи в движении, по диагонали. Учебная игра
1
21
Тактика нападения и защиты. Учебная игра.
1
22
Ведение мяча с изменением скорости.
1
23
Игра по упрощенным правилам.
1
24
Удары по мячу головой
1
25
Уроки по баскетболу
Техника передвижений, остановок
1
26
Обучение, освоение ловли и передачи мяча
1
27
Техника приема и передачи мяча
1
28
Ведение мяча с изменением направления, броски двумя руками с места
1
29
Броски двумя руками с места
1
30
Броски мяча рукой от плеча с места и в движении
1
31
Вырывание, выбивание мяча
1
32
Игра в баскетбол по упрощенным правилам
1
33
Подвижные игры на базе баскетбола
1
34
Уроки по гимнастике
Инструктаж по т/безопасности на уроках гимнастики
1
35
Кувырок вперед-назад. Акробатика
1
36
Кувырок вперед в стойку
1
37
Стойка на голове, мост из положения стоя
1
38
Развитие координационных способностей. Акробатика
1
39
Прыжки через скакалку. Акробатика
1
40
Лазание по канату. Акробатика
1
41
Развитие гибкости. Акробатика
1
42
Развитие координационных способностей
1
43
Освоение висов. Подтягивание
1
44
Упражнения на пресс.
1
45
Демонстрация комплекса упражнений по акробатике
1
46
Уроки по лыжной подготовке
Инструктаж по т/безопасности на занятиях по лыжной подготовке
1
47
Скользящий шаг без палок
1
48
Попеременный двухшажный ход.
1
49
Коньковый ход
1
50
Коньковый ход
1
51
Коньковый ход
1
52
Попеременный 4-х шажный ход
1
53
Попеременный 4-х шажный ход
1
54
Попеременный 4-х шажный ход
1
55
Преодоление бугров при спуске
1
56
Прохождение дистанции 2 км
1
57
Прохождение дистанции 2 км
1
58
Переход. Преодоление подъемов
1
59
Торможение, поворот упором
1
60
Торможение
1
61
Подъем скользящим бегом
1
62
Прохождение дистанции
1
63
Прохождение дистанции
1
64
Прохождение контрольной дистанции
1
65
Контрольная дистанция
1
66
Коньковый ход
1
67
Уроки по волейболу
Передвижение волейбольной стойки
1
68
Передвижение в волейболе
1
69
Совершенствование техники приема и передач
1
70
Передача мяча в прыжке через сетку
1
71
Прямая верхняя подача
1
72
Прямой нападающий удар
1
73
Прием мяча снизу двумя руками
1
74
Прием мяча одной рукой с падением
1
75
Игры по упрощенным правилам
1
76
Двухсторонняя игра
1
77
Уроки по легкой атлетике
Инструктаж по технике безопасности на уроке
1
78
ОФП. Равномерный бег 18 минут
1
79
ОРУ. Эстафетный бег
1
80
Подвижные игры. Баскетбол по правилам
1
81
Подвижные игры. Баскетбол по правилам
1
82
Подвижные игры. Игра в волейбол
1
83
Подвижные игры. Игра в волейбол
1
84
ОРУ. Прыжковые упражнения
1
85
ОРУ. Прыжковые упражнения
1
86
Комплекс упражнений на развитие гибкости
1
87
Комплекс упражнений на развитие скорости
1
88
Комплекс упражнений на развитие координации
1
89
Челночный бег: 2*10 м,
1
90
Челночный бег:, 3*10 м
1
91
Челночный бег: 4*10 м.
1
92
Бег 30 метров
1
93
Бег 60 метров
1
94
Бег 100 метров.
1
95
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
1
96
Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места.
1
97
Метание м/мяча в даль.
1
98
Закрепление техники бега на 60 и 100 метров
1
99
Бег 60 метров (у)
1
100
Бег 1000 метров
1
101
Закрепление бега на 400 метров
1
102-105
Резервные уроки
4
Список литературы
1. Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
2. Учебник «Физическая культура 5-7 класс» под общ .редакцией В.И.Лях 6-е изд. 2012г.
3. Учебник «Лыжный спорт» под ред. П.М. Виролайнен – изд. Просвещение – 2009г. 4. Книга «Коньковый ход» под ред. В.Д. Евстратов – изд. Физкультура и спорт – 2008
5. Книга «Лыжные гонки» автор Арнд Хеммерсбах и Стефан Франке – изд. Тулома г.Мурманск- 2010 г.
6. Книга «Лыжные гонки для всех» автор Свивен Гаскил – изд. Тулома г.Мурманск- 2009 г.
7. Книга «Тренировки на выносливость» автор Петер Янсен – изд. Тулома г.Мурманск – 2006