Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей эстетического, физического цикла, технологии и ОБЖ
_______ Аксенов В.О.
30 августа 2018 года
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
__________ В.Н. Петрова
30 августа 2018 года
Утверждено
Приказ № 89 от 1 сентября 2018 года
Директор МБОУ «Мещеринская СОШ №1»
_______________ Аскилашвили О.Т.
Рабочая программа по Физической культуре
(Общеобразовательный уровень)
10а класс
на 2018 - 2019 учебный год
102 часа в год, 3 часа в неделю.
Приложение: Календарно-тематическое планирование по Физической культуре, 10а класс
Учебник: Физическая культура. 10 – 11 классы: учеб. общеобразоват. организаций / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
Учитель: Аксенов Виктор Олегович
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2018-2020 учебные года.
Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе Лях В.И.Программы для общеобразовательных учреждений : Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2009 г. В.И. Лях.
Физическая культура. 10 – 11 классы: учеб. общеобразоват. организаций / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по физической культуре В.И. Ляха (Программы для общеобразовательных учреждений : Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2007 г.). В связи с тем что был добавлен модуль «Бадминтон» считаю следующее распределение часов наиболее актуальным.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание данной программы предназначено для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп.
Программный материал включает разделы; подвижные игры, спортивные игры, легкая атлетика (легкоатлетические упражнения в начальной школе), гимнастика, лыжная подготовка, плавание, элементы единоборств. Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в результате учебной деятельности. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Теоретические основы знаний о физической культуре отрабатываются в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
В разделе «Спортивные игры» продолжается углубленное изучение спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее усвоенные элементы техники владения мячом, ракеткой.
Раздел «Гимнастика»
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц.
В разделе «Легкая атлетика» усиливается акцент на дальнейшее развитие выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей. Увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях.
В разделе «Лыжная подготовка» для всех классов предусмотрены основные способы передвижения на лыжах - попеременный двухшажный ход и одновременные хода, подъемы, спуск в основной стойке торможения, повороты на месте и в движении. В старших классах постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования.
На уроках физической культуры целесообразно опираться на межпредметные связи. В старших классах необходимо устанавливать и углублять связи с анатомией и физиологией, физикой, математикой и другими предметами.
Два раза в год во всех классах проводится диагностика физической подготовленности обучающихся для определения текущего (рубежного) уровня физической подготовленности. Итоговый контроль осуществляется в ходе экзаменационной аттестации обучающихся.
По окончании каждой ступени, обучающиеся должны показывать уровень результатов физической подготовленности не ниже, чем средний, соответствующий обязательному минимуму содержания образования.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения.
Психолого-педагогические основы. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний. Основы техники безопасности ипрофилактики травматизма.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны.
Закрепление приемов саморегуляции. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.
Закрепление приемов самоконтроля.
Спортивные игры
Терминология спортивной игры. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми. Помощь в судействе соревнований.
Гимнастика с элементами акробатики
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах.
Легкая атлетика
Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Помощь в судействе соревнований.
Лыжная подготовка
Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях. Помощь в судействе соревнований.
Практическая часть
Спортивные игры
Волейбол.
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передвижений.
Техника приема и передач мяча: варианты техники приема и передач мяча. Техника подачи мяча: нижняя и верхняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.
Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар при встречных передачах. Варианты нападающего удара через сетку. Техника защитных действий. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка.
Техники владения мячом; комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.
Тактика игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
Овладение игрой: игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Совершенствование координационных способностей: прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками).
Развитие выносливости: эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 секунд до 18 минут.
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей: бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках.
Гимнастика с элементами акробатики.
Строевые упражнения. Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Юноши: с набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг). Девушки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Прыжки через скакалку.
Акробатические упражнения:
юноши: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов.
Девушки: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов.
Висы и упоры:
юноши: пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис, согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад.
Развитие силовых способностей и силовой выносливости:
юноши: лазанье по двум канату без помощи ног и с помощью ног на скорость. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами. Девушки: упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах.
Опорные прыжки:
юноши: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 класс) и 120-125 см (11 класс).
Девушки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см).
Развитие координационных способностей: комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения.
Развитие скоростно-силовых способностей: опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча.
Развитие гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, на гимнастической стенке, с предметами.
Легкая атлетика.
Техника спринтерского бега: высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег.
Техника длительного бега:
юноши: бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м.
Девушки: бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин. Бег на 2000 м.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 13-15 шагов разбега способом «прогнувшись».
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивания».
Техники метания малого мяча:
юноши: метание мяча 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и
заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500-700 г с места на дальность;
с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м)
с расстояния 12-15 м. по движущейся цели (2x2 м) с расстояния 10-12 м.
Девушки: метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на
дальность, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с
расстояния 12-14 м. Метание гранаты 300-500 г с места на дальность.
Развитие выносливости:
юноши: длительный бег до 25 минут, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой,
эстафеты, круговая тренировка.
Девушки: длительный бег до 20 минут.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п.,
набивных мячей, круговая тренировка.
Развитие скоростных и координационных способностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной
скоростью, изменением темпа и ритма шагов. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения;
бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления;
Лыжная подготовка.
Техника лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные.
Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши).
Преодоление подъемов и препятствий.
Курс «Физическая культура» изучается в 10 классе из расчёта 3 ч в неделю 34 учебных недель —102ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 10 КЛАСС
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших
• достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
« особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
« особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
« особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью; контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Скоростные
Бег 30 м Бег 100 м
5,0 с /14,3 с
5,4 с /17,5 с
Силовые
Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см
10 раз 215 см
14 раз 170 см
К выносливости
Кроссовый бег на 3 км Кроссовый бег на 2 км
13 мин 50 с
10 мин 00 с
Тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов по программе В.И Ляха
Количество часов в рабочей программе
1
Основы знаний о физической культуры
В процессе
урока
2
Спортивные игры
26
18
3
Гимнастика с элементами акробатики
22
12
4
Легкоатлетические упражнения
25
20
5
Лыжная подготовка
22
12
6
Элементы единоборств
10
6
7
Бадминтон
-
34
Итого:
105
102
Приложение к учебной программе по физической культуре на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 10а класс
№
п/п
№
п/п в
теме
Тема урока
Дата
Причина корректировки
По плану
По факту
Лёгкая атлетика (10ч)
1
1
Т/б на уроках физической культуры. Ускорение. Старт из разных положений.
2
2
Бег на скорость 100 м. Метание гранаты.
3
3
Бег на скорость 100 м. Метание гранаты.
4
4
Бег на скорость 400 – 800 м.
5
5
Бег (Д. – 2 км, Ю. – 3 км.).
6
6
Бег (Д. – 2 км, Ю. – 3 км.).
7
7
Прыжки в длину с разбега.
8
8
Прыжки в длину с разбега.
9
9
Метание гранаты.
10
10
Толкание набивного мяча.
Бадминтон 2ч
11
1
Основная стойка.
12
2
Обучение хвату ракетки.
Спортивные игры(9ч)
13
1
(Баскетбол). Основные приемы игры.
14
2
Учебная игра.
15
3
Учебная игра.
16
4
Учебная игра.
17
5
Индивидуальные тактические действия.
18
6
Учебная игра.
19
7
Групповые тактические действия.
20
8
Индивидуальные тактические действия.
21
9
Групповые тактические действия.
Бадминтон 4ч
22
1
Обучение удару.
23
2
Двусторонняя игра.
24
3
Удары справа и слева.
25
4
Передвижения.
Гимнастика с элементами акробатики (12ч).
26
1
Строевые упражнения.
27
2
Строевые упражнения.
28
3
Значение и формирование правильной осанки.
29
4
Д. – Упражнения на гибкость.
Ю. – Силовые упражнения.
30
5
Д. – Упражнения на гибкость.
Ю. – Силовые упражнения.
31
6
Серия кувырков. Стойки на голове и руках.
32
7
Серия кувырков. Стойки на голове и руках.
33
8
Д. – Упражнения для коррекции фигуры.
Ю. – Подтягивания.
34
9
Прыжки со скакалкой.
35
10
Комбинация из гимнастических упражнений.
36
11
Опорный прыжок.
37
12
Опорный прыжок.
Бадминтон 10ч
38
1
Двусторонняя игра.
39
2
Передвижения.
40
3
Одиночная игра.
41
4
Парная игра.
42
5
Смешанная игра.
43
6
Учебная игра.
44
7
Учебная игра.
45
8
Учебная игра.
46
9
Учебная игра.
47
10
Учебная игра.
Лыжная подготовка (12ч)
48
1
Т/б. Подбор снаряжения.
49
2
Попеременные ходы.
50
3
Игры на лыжах.
51
4
Попеременные ходы.
52
5
Одновременные ходы.
53
6
Игры на лыжах.
54
7
Одновременные ходы.
55
8
Переход с хода на ход.
56
9
Бег на лыжах 2-3 км.
57
10
Бег на лыжах 2-3 км.
58
11
Игры на лыжах.
59
12
Бег на лыжах 2-3 км.
Бадминтон 10ч
60
1
Хват ракетки.
61
2
Удары ракеткой.
62
3
Подача и прием волана.
63
4
Двусторонняя игра.
64
5
Удары справа и слева.
65
6
Передвижение в бадминтоне.
66
7
Одиночная игра.
67
8
Парная игра.
68
9
Учебная игра.
69
10
Учебная игра.
Спортивные игры.(9ч)
70
1
(Волейбол) Т/б. Передача мяча в зонах и через сетку в прыжке.
71
2
Передача мяча в зонах и через сетку в прыжке.
72
3
Приём мяча с последующим падением.
73
4
Учебная игра.
74
5
Приём мяча с последующим падением.
75
6
Взаимодействие игроков.
76
7
Взаимодействие игроков.
77
8
Отбивание кулаком.
78
9
Нападающий удар. Блокирование одиночное и групповое.