Рабочая программа по предмету «Физическая культура» на уровень основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по физической культуре. 5-9 классы (стандарты второго поколения) и программы М. Я. Виленского и В.И. Ляха (Рабочие программы. Физическая культура. 5-9 классы (автор М.Я. Виленский, В. И. Лях, Москва, «Просвещение», 2014 г. – 104 с.). на основе авторской программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов (Лях В.И. Зданевич А.А. – М.: Просвещение,2014 -2012 год)
Для реализации рабочей программы используются учебник «Физическая культура» 8-9 классы: учеб. для общеобр. учреждений/ (Лях В.И.); 8-е изд.-М.: Просвещение, 2012.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
• приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
На уроках физической культуры в 8 классе решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 8 класса получают представления о физической культуре личности, её взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах.
В 8 классе увеличивается индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
№ п\п | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
8б |
Легкая атлетика 26 часа Овладение техникой спринтерского бега 10 часов |
1 | ИОТ при проведении занятий по легкой атлетике. Техника низкого старта. Стартовый разгон | 1 | 1неделя сентябрь | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности |
2 | Техника низкого старта. Стартовый разгон | 1 |
3 | Техника низкого старта. Стартовый разгон | 1 |
4 | Техника спринтерского бега. Специальные беговые упражнения. | 1 | 2 неделя сентябрь | Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности |
5 | Техника спринтерского бега. Специальные беговые упражнения. | 1 |
6 | Эстафетный бег, передача эстафетной палочки. Тестирование - бег 30м | 1 |
7 | Бег по дистанции (70-80м). Финиширование | 1 | 3 неделя сентябрь |
8 | Бег по дистанции (70-80м). Финиширование | 1 |
9 | Спринтерский бег. Финиширование. Эстафетный бег | 1 |
10 | Бег 60 м на результат. Специальные беговые упражнения | 1 | 4 неделя сентябрь |
Овладение техникой прыжка в длину 5 часов |
11 | Техника прыжка в длину с 11 - 13 беговых шагов, Подбор разбега. | 1 | | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности |
12 | Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. | 1 |
13 | Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Фаза полета. Приземление | 1 | 5 неделя сентябрь - октябрь |
14 | Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Фаза полета. Приземление | 1 |
15 | Прыжок в длину на результат. | 1 |
Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность 7 часов |
16 | Метание теннисного мяча в горизонтальную цель (1 1 м) (девушки – с расстояния 12–14 м, юноши – до 16 м) | 1 | 6 неделя октябрь | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности |
17 | Метание теннисного мяча в вертикальную цель (1 1 м) (девушки – с расстояния 12–14 м, юноши – до 16 м) | 1 |
18 | Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с шага, с двух шагов, с трёх шагов, с четырёх шагов вперёд - вверх. | 1 | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности |
19 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 | 7 неделя октябрь |
20 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 |
21 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 |
22 | Развитие скоростно - силовых способностей | 1 | 8 неделя октябрь | Применяют разученные упражнения для развития скоростно - силовых способностей |
Развитие выносливости 4 часа |
23 | Бег по дистанции, бег в равномерном темпе – до 20 мин, девочки – до 15 минут | 1 | | Применяют разученные упражнения для развития выносливости |
24 | Бег по дистанции, бег в равномерном темпе – до 20 мин, девочки – до 15 минут | 1 |
25 | Бег на средние дистанции: 2000 м (мальчики), 1500 м (девочки) | 1 | 9 неделя октябрь |
26 | Бег на средние дистанции: 2000 м (мальчики), 1500 м (девочки) | 1 |
Гимнастика 14 часов |
27 | Освоение строевых упражнений Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении | 1 | | Различают строевые команды. Чётко выполняют строевые приёмы Описывают технику общеразвивающих упражнений и составляют комбинации из числа разученных упражнений |
28 | Опорный прыжок через козла. Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в длину, высота 100-115 см), девочки: прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см) | 1 | 10 неделя ноябрь | Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений |
29 | Опорный прыжок через козла. Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в длину, высота 100-115 см), девочки: прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см) | 1 |
30 | Акробатические упражнения: мальчики – кувырок назад в упор стоя ноги врозь, кувырок вперед и назад, длинный кувырок, стойка на голове и руках. | 1 | Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений |
31 | Акробатические упражнения: мальчики – кувырок назад в упор стоя ноги врозь, кувырок вперед и назад, длинный кувырок, стойка на голове и руках. | 1 | 11 неделя ноябрь |
32 | Акробатические упражнения: мальчики – кувырок назад в упор стоя ноги врозь, кувырок вперед и назад, длинный кувырок, стойка на голове и руках. | 1 |
33 | Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных способностей | 1 |
34 | Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных способностей | 1 | 12 неделя ноябрь |
35 | Выполнение на оценку акробатических элементов. | 1 |
36 | Упражнения в равновесии и лазанье по гимнастической стенке. | 1 | Используют данные упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости |
37 | Упражнения в равновесии и лазанье по гимнастической стенке. | 1 | 13 неделя ноябрь - декабрь |
38 | Лазанье канату в три приёма на различную высоту | 1 |
39 | Лазанье канату в три приёма на различную высоту | 1 |
40 | Лазанье канату в три приёма на различную высоту | 1 | 14 неделя декабрь |
Спортивные игры Баскетбол 22 час |
41 | Стойки, разновидности перемещений: ходьбой, бегом, прыжками, с ускорением и остановками. Повороты без мяча и с мячом. | 1 | | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
42 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений и владения мячом | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
43 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. | 1 | 15 неделя декабрь |
44 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 1 |
45 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 1 |
46 | Ведение мяча в разных стойках с изменением направления движения и скорости Ведение с пассивным сопротивлением защитника | 1 | 16 неделя декабрь | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
47 | Ведение мяча в разных стойках с изменением направления движения и скорости Ведение с пассивным сопротивлением защитника | 1 |
48 | Броски одной и двумя руками в корзину с места и в движении с пассивным противодействием | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
49 | Броски одной и двумя руками в корзину с места и в движении с пассивным противодействием | 1 | 17 неделя декабрь |
50 | Броски одной и двумя руками в корзину в движении с пассивным противодействием | 1 |
51 | Броски одной и двумя руками в корзину в движении с пассивным противодействием | 1 |
52 | Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Штрафной бросок | 1 | 18 неделя январь |
53 | Сочетание приемов ведения, передачи, броска. Штрафной бросок | 1 |
54 | Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают и х самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
55 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину | 1 | 19 неделя январь | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
56 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину | 1 | |
57 | Нападение быстрым прорывом (3:2) | 1 |
58 | Нападение быстрым прорывом (3:2) | 1 | 20 неделя январь |
59 | Взаимодействие двух (трёх) игроков в нападении и защите (тройка и малая, через «заслон», восьмёрка) | 1 |
60 | Взаимодействие двух (трёх) игроков в нападении и защите (тройка и малая, через «заслон», восьмёрка) | 1 |
61 | Игра по упрощённым правилам баскетбола. | 1 | 21 неделя февраль | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия баскетбола для комплексного развития физических способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха |
62 | Игра по упрощённым правилам баскетбола. | 1 |
Волейбол 17 часов |
63 | Стойки, разновидности перемещений в стойке: ходьбой, бегом, скачком, прыжками. | 1 | | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
64 | Передача мяча над собой, во встречных колоннах Отбивание мяча кулаком через сетку | 1 | 22 неделя февраль | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
65 | Нижняя прямая подача мяча Приём подачи | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
66 | Нижняя прямая подача мяча Приём подачи | 1 |
67 | Нижняя прямая подача мяча Приём подачи | 1 | 23 неделя февраль |
68 | Обучение технике прямого нападающего удара | 1 | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
69 | Обучение технике прямого нападающего удара | 1 |
70 | Обучение технике прямого нападающего удара | 1 | 24 неделя февраль |
71 | Совершенствование координационных способностей | 1 | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
72 | Совершенствование координационных способностей | 1 |
73 | Техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | 1 | 25 неделя март | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
74 | Техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | 1 |
75 | Техника владения мячом и развитие координационных способностей | 1 | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
76 | Техника владения мячом и развитие координационных способностей | 1 | 26 неделя март | |
77 | Освоение тактики игры | 1 | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
78 | Освоение тактики игры | 1 |
79 | Освоение тактики игры | 1 | 27 неделя март |
Легкая атлетика 26 часа Развитие выносливости 5 часов |
80 | Бег по дистанции, бег в равномерном темпе – до 20 мин, девочки – до 15 минут | 1 | | Применяют разученные упражнения для развития выносливости |
81 | Бег по дистанции, бег в равномерном темпе – до 20 мин, девочки – до 15 минут | 1 |
82 | Бег на средние дистанции: 2000 м (мальчики), 1500 м (девочки) | 1 | 28 неделя март | Применяют разученные упражнения для развития выносливости |
83 | Бег на средние дистанции: 2000 м (мальчики), 1500 м (девочки) | 1 |
84 | Бег на средние дистанции: 2000 м (мальчики), 1500 м (девочки) | 1 |
Овладение техникой спринтерского бега 10 часов |
85 | Техника низкого старта. Стартовый разгон | 1 | 29 неделя апрель | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности |
86 | Техника низкого старта. Стартовый разгон | 1 |
87 | Техника низкого старта. Стартовый разгон | 1 |
88 | Техника спринтерского бега. Специальные беговые упражнения. | 1 | 30 неделя апрель |
89 | Техника спринтерского бега. Специальные беговые упражнения. | 1 |
90 | Эстафетный бег, передача эстафетной палочки. Тестирование - бег 30м | 1 |
91 | Бег по дистанции (70-80м). Финиширование | 1 | 31 неделя апрель |
92 | Бег по дистанции (70-80м). Финиширование | 1 |
93 | Спринтерский бег. Финиширование. Эстафетный бег | 1 |
94 | Бег 60 м на результат. Специальные беговые упражнения | 1 | 32 неделя апрель |
Овладение техникой прыжка в длину 5 часов |
95 | Техника прыжка в длину с 11 - 13 беговых шагов, Подбор разбега. | 1 | | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности |
96 | Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. | 1 |
97 | Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Фаза полета. Приземление | 1 | 33 неделя май |
98 | Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Фаза полета. Приземление | 1 |
99 | Прыжок в длину на результат. | 1 |
Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность 6 часов |
100 | Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с шага, с двух шагов, с трёх шагов, с четырёх шагов вперёд - вверх. | 1 | 34 неделя май | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности |
101 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 |
102 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 |
103 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 | 35 неделя май |
104 | Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов | 1 |
105 | Развитие скоростно - силовых способностей | 1 |
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)