Программа разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся» 1-4 классы под редакцией Владимира Иосифовича Ляха, Москва, Просвещение, 2011г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 1-4 кл.»
Краснодарский край ,Отрадненский район, с.Петровское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета
Протокол от 29.08.2013 г
Председатель педсовета
____________Н.Г. Мащенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов - 405
Составитель учитель физической культуры
Джамбеков Умар Хизирович
Программа разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся» 1-4 классы под редакцией Владимира Иосифовича Ляха, Москва, Просвещение, 2011г.
Планирование составлено на основерабочей программы по физической культуре Джамбекова Умара Хизировича, утверждённой решением педагогического совета, протокол №1 от «28»августа 2014г.
1..Пояснительная записка
истика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-4 классов» под редакцией В.И.Ляха. При реализации рабочей программы используется учебник Владимира Иосифовича Ляха «Физическая культура» для 1-4 классов, Москва, Просвещение 2011г.
2.Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Примерная программа
Рабочая программа
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1
Знания о физической культуре
12
12
3
3
3
3
1.1
Физическая культура.
4
4
1
1
1
1
1.2
Из истории физической культуры.
4
4
1
1
1
1
1.3
Физические упражнения
4
4
1
1
1
1
2
Способы физкультурной деятель-ности
12
12
2
3
3
4
2.1
Самостоя-тельные занятия.
4
4
1
1
1
1
2.2
Самостоя-тельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
4
4
-
1
1
2
2.3
Самостоя-тельные игры и развлечения
4
4
1
1
1
1
3
Физическое совершенствование
246
381
94
96
96
95
3.1
Физкультурно-оздоро-вительная деятель-ность
8
8
2
2
2
2
3.2
Физкультурно-оздоро-вительная деятель-ность
238
373
92
94
94
93
3.2.1
Гимнастика с основами акробатики.
64
110
26
28
28
28
3.2.2
Легкая атлетика.
50
120
30
30
30
30
3.2.3
Лыжные гонки
48
-
-
-
-
-
3.2.4
Плавание
22
-
-
-
-
-
3.2.5
Подвижные и спортивные игры
54
143
36
36
36
35
3.2.6
Обще-развиваю-щие упражнения
В содержании соответствующих разделов программы
ИТОГО
270
405
99
102
102
102
3.Общая характеристика учебного предмета.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, рабочая программа характеризуется направленностью:
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально-климатическими условиями и видом учебного учреждения;
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся; — на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого ксложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; — на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
—умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
—умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Физическая культура» в начальной школе выделяется 405ч, из них в 1 классе 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели), по 102 ч во 2, 3 и 4 классах (3 ч в неделю в каждом классе).
5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
УУД
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. УУД
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
7.Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета задаются в рабочей программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Раздел «Знания о физической культуре» - 12 часов.
Знакомит учащихся с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Физическая культура (4ч). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры(4ч). История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения(4ч). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Раздел «Способы двигательной деятельности»- 12 часов.
Содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Самостоятельные занятия(4ч). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью(4ч). Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения(4ч). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Раздел «Физическое совершенствование» - 381 час.
Ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определённую традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала настоящей программы с учетом региональных особенностей тема «Лыжные гонки» заменена на углублённое освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры». В то же время в отсутствие реальных возможностей для освоения школьниками содержания темы «Плавание» она заменена легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.
Физкультурно-оздоровительная деятельность (8ч). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность(373ч).
Гимнастика с основами акробатики (110ч).
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика(120ч).
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры (143ч).
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Народные подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения1
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы); комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и с увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный
бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Формы организации занятий.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над её величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
Знания о физической культуре (12 ч)
Физическая культура (4 ч)
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря
Понятие о физической культуре.
Основные способы передвижения человека.
Профилактика травматизма
1
1
1
1
Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Выявлять различие в основных способах передвижения человека.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.
Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий
Из истории физической культуры(4 ч)
История развития физической культуры и первых соревнований.
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью
Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр.
Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа.
Зарождение физической культуры на территории Древней Руси. Развитие физической культуры в России в XVII— XIX вв.
1
1
1
1
Пересказывать тексты по истории физической культуры.
Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека
Физические упражнения (4 ч)
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений
Представление о физических упражнениях.
Представление о физических качествах.
Общее представление о физическом развитии.
Общее представление о физической подготовке.
Что такое физическая нагрузка.
Правила контроля за нагрузкой по частоте сердечных сокращений
1
1
1
1
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).
Характеризовать показатели физического развития.
Характеризовать показатели физической подготовки.
Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений
Способы физкультурной деятельности (12 ч)
Самостоятельные занятия (4 ч)
Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств
Режим дня и его планирование.
Утренняя зарядка, правила её составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.
Закаливание и правила проведения закаливающих процедур.
Осанка и комплексы упражнений по профилактике её нарушения.
Комплексы упражнений для развития физических качеств
1
1
1
1
Составлять индивидуальный режим дня.
Отбирать и составлять
комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.
Оценивать своё состояние (ощущения) после закаливающих процедур.
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью(4ч)
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений
Измерение показателей физического развития.
Измерение показателей развития физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений
-
1
1
2
Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах)
Игры и развлечения в зимнее время года.
Игры и развлечения в летнее время года.
Подвижные игры с элементами спортивных игр.
Народные подвижные игры
1
1
1
1
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовы-вать и проводить подвижные игры с элементами соревнователь-ной деятельности
Физическое совершенствование (381 ч)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (8 ч)
Комплексы физических упражнений для утренней за рядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз
Оздоровительные формы занятий.
Развитие физических качеств.
Профилактика утомления
2
2
2
2
Осваивать универсальные умения по самостоятельно-му выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.
Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств.
Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.
Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (373 ч)
Гимнастика с основами акробатики (110 ч)
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Движения и передвижения строем.
26
28
28
28
Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.
Различать и выполнять
строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации.
Например:
мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания; передвижение по наклонной гимнастической скамейке
Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.
Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.
Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Проявлять качества силы, координации и выносливости
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений.
Выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности.
Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений прикладной направленности.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности
Лёгкая атлетика (120 ч)
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения , из разных исходных положений.
Беговая подготовка.
30
30
30
30
Осваивать технику бегаразличными способами. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Броски большого мяча.
Описывать технику бросков большого набивного мяча.
Осваивать технику бросков большого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча.
Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.
Прыжковые упражнения: на месте, на одной ноге, с продвижением , в длину и высоту с места; запрыгивание и спрыгивание; прыжки со скакалкой.
Прыжковая подготовка
Осваивать технику прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность
Метание малого мяча
Описывать технику метания малого мяча.
Осваивать технику метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.
Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча
Подвижные и спортивные игры (143 ч)
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
Подвижные игры.
36
36
36
35
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодейство-вать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Спортивные игры.
Осваиватьуниверсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
Проявлятьбыстроту и ловкость во время подвижных игр.
Соблюдатьдисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Описыватьразучиваемые технические действия из спортивных игр.
Осваиватьтехнические действия из спортивных игр.
Моделировать
технические действия в игровой деятельности.
Взаимодейство-ватьв парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр.
Осваиватьуниверсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности.
Выявлятьошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.
Соблюдатьдисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой
Общеразвиваю-щие упражнения из базовых видов спорта
Общефизическая подготовка
Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения. Развивать физические качества
9.Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Образовательные программы.
Д
2
Учебники «Физическая культура» 1-4 класс В.Л.Ляха
К
3
Учебно-методические пособия и рекомендации.
Д
4
Журнал «Физическая культура в школе»
Д
2. Технические средства обучения
5
Музыкальный центр.
Д
4. Учебно-практическое оборудование
6
Мячи футбольные
П
7
Мячи баскетбольные
П
8
Мячи волейбольные
П
9
Гандбольные мячи
П
10
Мячи для метания
П
11
Скакалки
Ф
12
Гимнастические палки
Ф
13
Гимнастические маты
П
14
Канат
Д
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о способах изменения направления и скорости движения;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 1).
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
11 – 12
9 – 10
7 – 8
9 – 10
7 – 8
5 – 6
Прыжок в длину с места, см
118 – 120
115 – 117
105 – 114
116 – 118
113 – 115
95 – 112
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта, с
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,2 – 7,0
6,3 – 6,1
6,9 – 6,5
7,2 – 7,0
Бег 1000 м
Без учета времени
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 класс
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 2 класса должны:
иметь представление:
о зарождении древних Олимпийских игр;
о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
о правилах проведения закаливающих процедур;
об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
уметь:
определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 2).
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
14 – 16
8 – 13
5 – 7
13 – 15
8 – 12
5 – 7
Прыжок в длину с места, см
143 – 150
128 – 142
119 – 127
136 – 146
118 – 135
108 – 117
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта, с
6,0 – 5,8
6,7 – 6,1
7,0 – 6,8
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,0 – 6,8
Бег 1000 м
Без учета времени
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класс
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 3 класса должны:
иметь представление:
о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;
о символике и ритуале проведения Олимпийских игр
о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;
уметь:
составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 3).
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз
5
4
3
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз
12
8
5
Прыжок в длину с места, см
150 – 160
131 – 149
120 – 130
143 – 152
126 – 142
115 – 125
Бег 30 м с высокого старта, с
5,8 – 5,6
6,3 – 5,9
6,6 – 6,4
6,3 – 6,0
6,5 – 5,9
6,8 – 6,6
Бег 1000 м, мин. с
5.00
5.30
6.00
6.00
6.30
7.00
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
4 класс
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны:
знать и иметь представление:
о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
о влиянии современного олимпийского движения на развитие физической культуры и спорта в России, крае.
о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
о физической нагрузке и способах ее регулирования;
о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
вести дневник самонаблюдения;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 4).
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз
6
4
3
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз
18
15
10
Бег 60 м с высокого старта, с
10.0
10.8
11.0
10.3
11.0
11.5
Бег 1000 м, мин. с
4.30
5.00
5.30
5.00
5.40
6.30
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с
7.00
7.30
8.00
7.30
8.00
8.30
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Регулятивные УУД
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Выделение и формулирование учебной цели.
Поиск и выделение необходимой информации
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)
Умение применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне.