Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Школа туризма"»
ХОБОТОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОНИКОЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МИЧУРИНСКИЙ РАЙОН
Утверждена на педагогическом
Совете
Протокол №4 от 29.01.2008г.
Директор школы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ТУРИЗМА»
(Программа рассчитана на 2 года обучения
для детей в возрасте10 – 15 лет)
Составила:
Бойченко Татьяна Сергеевна,
учитель физической культуры
п. Хоботово
2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Программе «Школа туризма»
(далее – « Программа»)
Настоящая Программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Данная Программа является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации. Актуальность проведения такой работы вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.
Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Занимаясь в туристско-спортивном объединении, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.
Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.
Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания».
Целью Программы является:
- пропаганда и популяризация основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;
- повышение технического и тактического мастерства, при прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания человека (группы) в естественных условиях.
Задачи Программы
Обучающие:
- научить ориентироваться на незнакомой местности;
- научить составлять простейшие схемы маршрутов;
- осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения;
- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;
- научить технике пешего туризма;
- научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации.
Развивающие:
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
- развивать память и внимание;
- развивать деловую и познавательную активность;
- развивать физическую и психическую выносливость.
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
- воспитывать чувство коллективизма.
Состав группы комплектуется из ребят 10-15 лет.
Занимаются в кружке хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, консультируемся с врачом, а также с родителями по вопросу допуска учащихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий группы и его участие во всех походах.
Следует включать в состав групп детей с отклонениями в поведении.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой
Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.
Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится работа на местности.
Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.
Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).
Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.
Инновационные технологии, используемые и предусмотренные Программой
Эффективность организации и управление образовательным процессом
Развивающие
Интенсификация и активизация познавательной деятельности
Саморазвивающее обучение:
- активизация памяти, мышления;
- актуальные зоны развития;
- профориентация.
- дифференциация;
- индивидуальное обучение;
- коллективное обучение;
- выделение лидеров.
- игровые технологии;
- соревновательный метод;
- КМД (Коллективная Мыслительная Деятельность);
- дебаты;
- дискуссии.
Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы:фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.
Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.
Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).
Для реализации Программы «Школа туризма» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Словесные методы:
- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;
- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;
- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;
-беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;
- разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;
- лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;
- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.
Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:
- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;
- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Учебный план и Программа первого года занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма —- сообщениеим начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения.
Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.
Учебный план и Программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.
Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы— в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.
Программа первого (второго) года занятий учебной группы рассчитана на 72 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, подготовку походов, проведение походов и подведениеих итогов.
Закончив первый годобучения, учащийся должен:
знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
уметь:
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться примусами;
- выполнять общие обязанности участника похода.
Закончив второй годобучения, учащийся должен:
знать:
- функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода;
- правила общения в походе;
уметь:
- выполнять функции участников похода (не менее 3-х);
- выполнять все операции походного быта;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;
- самостоятельно ориентироваться на местности;
Режим работы туристской группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков, как правило, группа собирается на занятия два раза в неделю в определенные дни и часы. В среднем, один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия проводятся по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).
В период обучения широко используются любительские фильмы, содержащие различные аспекты действий человека в условиях той или иной чрезвычайной ситуации, тематические встречи со специалистами и работниками спасательных служб, спортсменами, инструкторами прикладных видов спорта.
Работа с родителями.Перед походами проводятся родительские собрания, на которых руководитель сообщает родителям о целях и задачах похода. Если необходимо, дает необходимые разъяснения. Кроме того, вполне возможно непосредственное участие родителей в самом походе. Это создает, с одной стороны, дополнительные возможности воспитания детей, налаживания семейных отношений. С другой стороны, руководитель группы, имеющий перед собой определенные задачи образовательного плана может получить помощь со стороны родителей в организационном плане при подготовке и проведении похода. Основная же трудность при привлечении родителей к туристской и походной деятельности с учащимися заключается в том, что: 1) родителей тоже иногда приходится обучать, и 2) не каждый родитель способен корректно вести себя как со своим ребенком, так и с другими детьми.
17. Штормовой костюм ---------------------------------------------- по кол-ву уч-ков
Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия в соревнованиях, а так же личными зачетными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания Программы.
Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты индивидуального роста.
После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должно стать получение грамот, памятных призов и значков «Юный турист».
Участники группы будут вести альбом «Летопись туристской группы» и на стенде в помещении, где постоянно собираются дети, оборудован специальный «Уголок тургруппы».
Для воспитания коллектива группы проводятся конкурсы на лучшее название туристской группы,ее эмблему. Все это способствует созданию дружного сплоченного коллектива.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
« ШКОЛЫ ТУРИЗМА»
( ПЕРВОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ )
№п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Всего
Теор.
Прак.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение.
Ориентирование на местности.
Техника пешеходного туризма.
Материально – техническая база походов.
Основы медицинской подготовки.
Подготовка походов (однодневных, двухдневных).
3 однодневных похода:
1) преодоление полосы препятствий с использованием специальных снаряжений, отработка навыков и умений;
2) организация быта в полевых условиях;
3) ориентирование на местности;
Итого:
2
13
9
8
9
7
8
8
8
72
2
7
5
6
6
4
30
6
4
2
3
3
8
8
8
42
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение ( 2 часа).
Теория. Беседы о туризме и о работе учебной группы, о значении туризма для человека.
Условия участия в походах, общие вопросы организации, рассказы о интересных походах и путешествиях (показ видеофильма). Инструктаж по ТБ.
Ориентирование на местности ( 13 часов).
Теория. Понятие о карте.
Условные знаки топографических карт.
Масштаб и его виды.
Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования.
Компас. Азимуты – прямой и обратный.
Определение азимута.
Способы ориентирования по местным признакам.
Практика. Чтение и изображение топознаков.
Расчет расстояний по карте с помощью линейки, нитки.
Определение азимута.
Разработка похода.
Движение по азимуту.
Измерение расстояния «на глаз» и шагами.
3. Техника пешеходного туризма ( 9 часов).
Теория. Основные приемы страховки.
Узлы.
Основные и вспомогательные веревки.
Карабины.
Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.
Практика. Вязание узлов на время.
Надевание страховочной системы на время.
Отработка элементов пешего туризма: движение по параллельным веревкам, преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами.
Прохождение туристической полосы препятствий.
4. Материально – техническая база похода ( 8 часов).
Теория. Личное снаряжение.
Групповое снаряжение.
Костровое оборудование.
Техника безопасности с примусом.
Организация питания в походах разной продолжительности.
Правила приготовления походных блюд.
Практика. Составление меню и раскладка продуктов для похода. Распределение веса на маршрут.
5. Основы медицинской подготовки ( 9 часов).
Теория. Общие гигиенические требования в походе.
Требования к одежде и обуви.
Питьевой режим. Обеззараживание воды.
Виды повязок.
Вывихи. Раны и ссадины. Переломы.
Укусы змеи и насекомых.
Практика. Наложение повязки на рану.
Иммобилизация конечностей при переломе.
Остановка кровотечения с помощью жгута.
6. Подготовка похода (7 часов).
Теория. Разработка маршрута, составление плана похода, сметы расходов.
Подбор личного и группового снаряжения.
Значение дисциплины в походе.
Расчет питания, подбор и закупка продуктов.
Практика. Подготовка группового и специального снаряжения, расфасовка и раскладка продуктов.
Укладка рюкзаков.
Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
«ШКОЛЫ ТУРИЗМА»
( ВТОРОГО ГОДА ЗАНЯТИЙ )
№п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Всего
Теор.
Прак.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Введение.
Ориентирование на местности.
Техника пешеходного туризма.
Специальная подготовка.
2 однодневных похода
1) преодоление полосы препятствий с использованием специальных снаряжений, отработка навыков и умений;
Подведение итогов
2) организация быта в полевых условиях;
Подведение итогов
Двухдневный поход
Подведение итогов
Итого:
2
6
8
12
8
1
8
1
24
2
72
2
3
3
6
1
1
1
17
3
5
6
8
8
24
1
55
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение ( 2 часа).
Теория. Инструктаж по ТБ. Выполнение отчета о летнем походе.
Условия участия в походах, общие вопросы (показ видеофильма о летнем походе). Определение перспектив работы.
Ориентирование на местности ( 6 часов).
Теория. Командное и индивидуальное прохождение контрольно – туристического маршрута - ориентирование по легенде.
Ориентирование по обозначенному на карте маршруту.
Комбинированное ориентирование по выбору.
Практика. Повторение упражнений первого года обучения.
Зарисовка новых топографических знаков.
Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте).
3.Техника пешеходного туризма ( 8часов).
Теория. Вязание узлов.
Способы и правила страховки.
Способы и правила самостраховки.
Практика. Вязание узлов на время.
Надевание страховочной системы на время.
Отработка элементов пешего туризма: движение по параллельным веревкам.
Преодоление водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами.
Прохождение туристической полосы препятствий на скорость и качество.
4.Специальная подготовка ( 12 часов).
Теория. Функции штурмана ( характеристика местности по карте, определение крутизны склона по карте и на местности).
Функции медика (возможные травмы и способы оказания первой помощи, состав аптечки).
Функции коменданта лагеря (гигиена и психология группы, утилизация отходов).
Функции снаряженца (выбор оптимального снаряжения для похода разной продолжительности, хранение на базе и в походе).
Функции завхоза (составление раскладки продуктов, сохранность продуктов в походе, приготовление разнообразной пищи, баланс веса на весь маршрут).
Функции командира (обеспечение координации деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода).
Практика. Фотосъемка в походе и на практических занятиях. Транспортировка условно пострадавшего.
Оказание первой доврачебной помощи.
Ремнабор, его освоение.
Разработка походов разной продолжительности.
Отчеты о походах, выпуск стенгазет, оформление уголка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
План и Программа проведения учебно-тренировочного похода в среднем звене.
План и Программа проведения учебно-тренировочного похода в старшем звене.
Темы родительских собраний.
Список используемой литературы:
Для руководителей
1. Алешин В. М., Серебреников А.В. Туристическая топография. – М.: Профиздат, 1985.