Программа «Адаптивная физкультура» для детей с ОВЗ
Программа «Адаптивная физкультура» для детей с ОВЗ
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Адаптивная физкультура» для детей с ОВЗ»
Программа «Адаптивная физкультура»для детей с ОВЗ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной психолого-педагогической литературе нет устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее емкое и корректное понятие — «дети с ограниченными возможностями здоровья». У детей, имеющие отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему медицинских, психологических педагогических и социально-экономических мероприятий.
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологической основой программы являются:
культурно-исторический подход к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитии (JI.С. Выготский, Т. А. Власова, JI. В. Занков, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, У. В. Ульенкова, Ж. И. Шиф и др.);
личностно-ориентированный подход в коррекционно-развивающем процессе, рассматривающий изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, как главные ориентиры его развития, обеспечивающие формирование индивидуальности, раскрытие творческого потенциала (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко,А.В. Петровский, Е. С. Романова, Д. Б. Эльконин и др.);
деятельностный подход с позиций социально-личностного развития (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. В. Рубцов и др.);
научные труды отечественных ученых, клиницистов, психологов (В. М. Бехтерев, Л. С. Брусиловский, М. Е. Бурно, Л. С. Выготский, Ф. Е. Василюк, А. Н. Леонтьев, О. А. Карабанова, В. В. Макаров,
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе занятий
1.Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
2.Формировать произвольную регуляцию поведения;
3.Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе деятельности
4.Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
5. формировать представления об окружающем мире;
6. воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В основу программы заложены следующие принципы.
Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическому изучению ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами.
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность и развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.).
Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе; для эффективного повторения необходимо сочетать усвоенное с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер.
Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков.
Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом, и различными играми.
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями. Одно из условий доступности — преемственность и постепенность в усложнении двигательных и речевых заданий, правильное распределение материала в течение всего курса занятий. Условием соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса.
Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Активное участие близких взрослых вместе с ребенком в физкультурно-коррекционных занятиях формирует основы их межличностных отношений и общения, предлагает формы совместной деятельности, способы ее осуществления.
Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Принцип комплексности предполагает связь физкультурно - коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.
Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения физкультурно -коррекционных занятий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы — один год, физкультурно-коррекционные занятия проводятся в групповой форме (группы по 5-8 человек: дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 13 лет).
Продолжительность групповых занятий в период с сентября по июнь согласно тематическому плану, 78 академических часов в год. Некоторые дети посещают группы по 2-3 года, так как для них физизкультура и гимнастика оказывается сверхценным интересом и единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром.
Для проведения физкультурно-коррекционных занятий необходимо создавать безопасное пространство, вся обстановка должна быть подобрана специально для занятий:
хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната с хорошей звукоизоляцией, чтобы избежать посторонних звуков (с обеих сторон), которые могут помешать процессу;
набор спортивного инвентаря, не требующие особых навыков (Гимнастические коврики и маты, Фитбол (гимнастический мяч), Обручи, Скакалки);