Просмотр содержимого документа
«Программа работы с детьми в тренажерном зале»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»
Программа
работы с детьми в тренажерном зале
«Играем, тренируемся, развиваемся»
для детей от 4 до 6 лет
Инструктора по физической культуре
высшей квалификационной категории Берсеневой И.Ю.
2016-2017 уч.год.
1.Содержание.
1
Содержание.
2
2
Паспорт программы.
3
3
Пояснительная записка.
4
4
Цели и задачи программы.
5
5
Планируемые результаты.
5
6
Объём образовательной нагрузки.
5
7
Характеристика особенностей развития детей 4-6 лет
5
8
Блоки программы
8
9
План работы с детьми
9
10
Содержание работы с детьми.
12
11
Этапы проведения занятия на тренажёрах
12
12
Этапы усвоения упражнений
14
13
Методика проведения занятий с простейшими тренажерами
15
14
Методика проведения занятий со сложнейшими тренажерами.
25
15
График работы тренажерного зала
27
16
Предметно - развивающая среда тренажерного зала
27
17
Мониторинг.
28
18
Литература.
30
2.Паспорт программы.
Информационная карта общеобразовательного учреждения
Основание для разработки программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
«Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.».
«Программа развития МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» на 2015 – 2020г.».
Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.
Заказчик Программы
Составитель программы
Цель программы
Совершенствование физического развития детей и повышение их функциональных возможностей по средствам использования тренажеров.
Задачи программы
развитие и совершенствование силы, гибкости, выносливости,
развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку
повышение работоспособности и двигательной активности;
формирование системы знаний о строении тела, технике
выполнения упражнений;
развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти,внимания,умения согласовывать движения с музыкой;
развитие способности через движения эмоционально выражать образы своего настроения и чувства.
3.Пояснителная записка.
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни,
что воистину здоровый нищий
счастливее больного короля»
Иоганна Шопенгауэр
Большинство современных родителей ориентированы на интеллектуальное развитие своих детей, причем, иногда это происходит в ущерб физическому развитию. А ведь именно в дошкольном возрасте, формируются здоровье, интеллект, память, внимание. Особенно важно интеллектуальное развитие дошкольника, которое идет параллельно с физическим.
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это, прежде всего, связано с недостаточной двигательной активностью («гиподинамией») детей. В результате анкетирования родителей было выявлено, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении: сидят за компьютером, смотрят телевизор. Таким образом, увеличивается статическая нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, так как родители не заинтересованы в физическом развитии и это сказывается на интересах детей и как следствие незаинтересованность в занятиях физической культурой.
Предлагаемая программа описывает курс работы на тренажерах с детьми 4-6 лет.
Основные ее принципы:
Учет индивидуальных особенностей детей, уровня развития их физических качеств, рекомендации врачей;
Постепенное уменьшение нагрузки за счет уменьшения дозировки и интенсивности работы на тренажерах;
Систематический характер;
Регулировка тренажеров, позволяющая использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.
4.Цели и задачи
Цель:
Совершенствование физического развития детей и повышение их функциональных возможностей по средствам использования тренажеров.
Задачи:
Обеспечивать тренировку всех систем и функций организма (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов) через оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
Укреплять мышечный тонус в двигательной активности путем интенсификации и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру;
Учить определенным двигательным умениям и навыкам, приемам страховки при работе с тренажерами.
Программа рассчитана на одно занятие в неделю (28 – в год) продолжительностью 30-35 мин и используется при организации кружковой работы. В основу физкультурных занятий с тренажерами положен индивидуально-дифференцированный подход. Занятия проводятся по подгруппам.
5.Планируемые результаты.
В ходе реализации программы у ребёнка проявляются:
-- осознанное отношение к собственному здоровью;
-- овладение доступными способами его укрепления;
-- формирование потребности в ежедневной двигательной активности;
-- развитие координации, ловкости, гибкости, силы, общей выносливости.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы
6.Объём образовательной нагрузки.
Занятия проводятся с учётом предусмотренного учебного плана 1раз в неделю по 20-30 мин – 8 занятий в месяц, во первой половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счёт прогулки и дневного сна.
Состав группы 8-10 детей среднего и старшего дошкольного возраста. Форма и тип занятия по программе в основном соответствуют занятию классического типа по общепринятой методике. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
7. Характеристика особенностей развития детей 4-6 лет
4-5 лет
Физические возможности детей возрастают: движения их становятся более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными.
Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.
Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения
Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
5- 6 лет.
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см. Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (проприоцептивные рефлексы — рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий; вестибулярные рефлексы — реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка». Органы дыхания. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%). Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем 1100—1200 см3, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2—7 раз, а при беге — еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6—0,8 до 1,2—1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры. Сердечно-сосудистая система. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденное размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92— 95 ударов в минуту. Развитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо-физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека.
8. Блоки программы
Программа включает семь блоков по четыре занятия в каждом. От блока к блоку упражнения на тренажерах усложняются; за счет введения новых тренажеров и времени работы на них становятся более разнообразными виды движений.
Задачи для занятий любого блока.
1-е занятие:
-познакомить с четырьмя новыми упражнениями комплекса;
-техникой выполнения упражнений на тренажерах методом круговой тренировки (упростить эту задачу могут карточки-схемы с графическим изображением того, как их нужно делать).
Кроме круговой тренировки, могут использоваться фронтальный и поточный методы, предполагающие выполнениеодного движения или упражнения всеми детьми одновременно или нескольких движений поочередно.
2-е занятие:
-познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса;
-разучить упражнения на тренажерах, с которыми работали на предыдущем занятии.
3-е занятие:
-закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений;
-упражнений на тренажерах.
4-е занятие:
-совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений;
-упражнения на тренажерах.
Помимо этого, на каждом занятии решаются общие задачи:
-- совершенствовать ОДА;
-- функциональные возможности всех органов и систем;
-- развивать мышление, воображение;
-- воспитывать положительные моральные качества и взаимоотношения.
9. План работы с детьми
Месяц
Блок
Содержание занятия
1 часть
( Разминка -
3-5 мин)
2 часть
(основная)
3 часть
(заключительная
- 3-4 мин)
1
2
3
4
5
Октябрь
1
Разновидности
ходьбы и бега.
Прыжки на двух
ногах через набивные мячи
Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Колдуны»
Игра малой подвижности «Фигуры»
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди свой цвет»
Игра малой подвижности «Затейники»
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Паровозик»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-упражнение «Ходим в шляпах». Самомассаж ног
Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах
Разновидности ходьбы и бега
Январь
4
Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Фитбол – задорная игра»
Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба
Разновидности ходьбы и бега. Задания с мячом. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мороз – Красный нос»
Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба
Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Удочка»
Игровое упражнение «Два и три»
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Хитрая лиса»
Игровое упражнение «Жучок на спине»
Февраль
5
Игровое задание «Пауки и мухи». Игра «Узнай по голосу»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Волк во рву»
Упражнение «Червячок» для снятия напряжения и усталости
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловцы»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару»
Упражнение на расслабление. Игровое упражнение «Нос – пол – потолок»
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе
Разновидности ходьбы и бега
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Самолеты»
Ходьба обычная. Самомассаж ног
Март
6
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками»
Упражнение для снятия напряжения и усталости «Котята отправляются путешествовать»
Ходьба, бег. Дыхательное упражнение «Пловец кролем». Распределение детей по тренажерам
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару»
Упражнение «Дерево» для снятия напряжения и усталости
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята»
Игра малой подвижности «Воротца»
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Котик хочет с нами поиграть»
Работа на тренажерах. Подвижная игра
Игровое упражнение «Балерина»
Апрель
7
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Вырастим большими». Распределение детей по тренажерам
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята»
Упражнение «Черепашка» для снятия напряжения и усталости
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Перелет птиц»
Упражнение «Астры» для снятия напряжения и усталости
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Каша кипит»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Водяной, водяной»
Релаксация «Встреча с Дюймовочкой»
Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Роза распускается»
Работа на тренажерах. Подвижная игра «Караси и щука»
Упражнение для снятия напряжения и усталости
10.Содержание работы с детьми.
С детьми 4-6 лет НОД по физической культуре целесообразно проводить с использованием тренажеров как простейших, так и сложного устройства. Дети в этом возрасте способны анализировать свои действия, контролировать свое самочувствие, проявлять свои физические возможности - силу, ловкость, выносливость.
Начиная упражнения на тренажерах, следует постепенно переходить от самых простых упражнений к более сложным упражнениям.
С простейшими тренажерами мы работаем постоянно, они удобны в использовании, не занимают много места, их можно переносить.
К тренажерам простейшего типа относятся:
• Гимнастический ролик.
• Диск здоровья.
• Детские гантели, гири.
• Коврик массажный.
• Детский эспандер.
• Малый мяч – массажер.
• Большой мяч – массажер.
• Гимнастические мячи и мн. др.
Простейшие тренажеры удобны в использовании: они не занимают много места, их можно переносить из одного помещения в другое.
Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода следует распределить детей на две подгруппы, учитывая три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и уровня двигательной активности.
Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу включают детей второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети; дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовкой.
Это дает педагогу возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к проведению занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, а также методам и приемам руководства двигательной активности детей.
11. Этапы проведения занятия на тренажёрах.
I этап. Вводная часть.
Подготовка организма к физическим нагрузкам
В начале проводится небольшая разминка, общей длительностью до 3- 5 минут: ходьба в разном темпе, переходящая в бег, непрерывный бег не более двух минут, общеразвивающие упражнения.
II этап. Основная часть.
ОРУ с предметами и без них.
В основную часть включены упражнения на тренажерах длительностью – от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30 – 40 секунд. Дети выполняют элементы самомассажа, упражнения на расслабление, восстановление дыхания (легкие поглаживания, похлопывания, пальчиковую гимнастику, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались в предыдущих видах деятельности.
После работы на каждом тренажере проводятся упражнения на расслабление, восстановление дыхания, далее дети переходят на следующий тренажер. Во время работы на тренажерах могут включаться упражнения на гибкость, используются акробатические упражнения ("березка", "мостик", "ласточка").
На каждом занятии используются как знакомые детям, так и новые движения. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц.
В процессе выполнения упражнений необходимо следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Инструктор по физической культуре определяет индивидуальную нагрузку, следит за выполнением правил безопасного использования тренажёров.
III этап.
Заключительная часть (3-4 мин)
В заключительной части с детьми проводятся малоподвижные игры, комплекс упражнений релаксации, во время которого дети выполняют разнообразные движения на расслабление.
Работу с использованием тренажеров следует проводить до двух раз неделю: одно в первой половине дня (включать в план учебных занятий, второе может – во второй половине дня (вместо гимнастики после дневного сна) и самостоятельные виды деятельности.
В результате проводимой работы с использованием тренажеров у детей улучшается не только общая физическая подготовка, но и укрепляется здоровье в целом.
Детские тренажеры – путь к здоровому детству и успеху во взрослой жизни
Круговая тренировка - достаточно эффективна для данного вида деятельности. Сущность круговой тренировки заключается в том, что отдельный ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей. Помимо круговой тренировки в НОД используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочерёдное выполнение нескольких движений друг за другом.
Количество используемых тренажеров зависит от поставленных задач по физической культуре (от 4-7 тренажеров).
Структура построения работы с использованием детских спортивных тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительные части.
Структура работы на сложных тренажерах отвечает основным требованиям программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста. По мере того, как ребёнок усваивает на тренажёре сложность выполнения упражнений, нагрузка увеличивается.
Обучение детей упражнениям на спортивных тренажёрах проходит по следующим этапам.
12. Этапы усвоения упражнений
I ЭТАП
1. познакомить детей с тренажёрами (описанием каждого конкретного тренажёра, названием, его предназначением)
2. создать целостное представление о движении на данных тренажёрах (показ и объяснение упражнения на каждом из имеющихся тренажёров)
3. начать разучивать движения (самостоятельное воспроизведение действий на тренажёре)
Благодаря последовательности у детей формируется связь между зрительным образом, словами, и мышечными ощущениями.
II ЭТАП
Углублённое разучивание действий, на каждом конкретном тренажёре задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения действий, исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения действия в целом.
В ходе обучения следует обращать внимание на правильность выполнения ими действий, и поощрять детей.
На данном этапе работы возникает необходимость показа и объяснения действий. Для данного показа можно привлекать детей, которые хорошо, правильно выполняют это действие. Это активизирует процесс обучения.
III ЭТАП
Закрепление и совершенствование техники упражнений на тренажёрах, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движений и создание возможностей применение их в жизни (например, на тренажере «Велосипед» можно обучить ребенка езде на велосипеде).
На данном этапе детям можно предлагать индивидуальные карточки со схематичным изображением одного или нескольких тренажёров, по которым дети занимаются индивидуально, что значительно сокращает время на объяснения (на каком тренажере работать).
Круговая тренировка - достаточно эффективна для данного вида деятельности. Сущность круговой тренировки заключается в том, что отдельный ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей. Помимо круговой тренировки в НОД используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочерёдное выполнение нескольких движений друг за другом.
Количество используемых тренажеров зависит от поставленных задач по физической культуре (от 4-7 тренажеров).
Структура построения работы с использованием детских спортивных тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительные части.
Структура работы на сложных тренажерах отвечает основным требованиям программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста. По мере того, как ребёнок усваивает на тренажёре сложность выполнения упражнений, нагрузка увеличивается.
Обучение детей упражнениям на спортивных тренажёрах проходит по следующим этапам.
13. Методика проведения занятий
с простейшими тренажерами
Занятия по физической культуре с простейшими тренажерами состоит из трех частей:
Первая часть – разминка (5-7 минут). Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег (1,5-3 минуты), подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Заканчивается разминка построением в колонну по два, в шеренгу, в несколько колонн, кругов, произвольно. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей. Разминка направлена на психологическую и физиологическую подготовку.
Основная часть – (18-20 минут) начинается с выполнения со всеми детьми одновременно комплекса общеразвивающих упражнений с простейшими тренажерами, которые требуют силы, ловкости, выносливости, быстроты действий. На этапе разучивания комплекса упражнений с тренажерами не следует концентрировать внимание на согласованности действий и четкости их выполнения. Музыкальное сопровождение не дается. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины. Амплитуда движений не должна быть слишком большой: достаточно высокая нагрузка приходится на суставы, связки, мышцы, а они у детей еще недостаточно крепкие.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений с тренажерами у детей постепенно вырабатывается общая выносливость. К 6 годам они способны выполнять упражнения не только по показу педагога, но и на основе его объяснений и указаний. Потому что уже осознают двигательную задачу, имеют достаточно четкие представления о направлении движений (в стороны, вправо, влево, вверх, вниз), способны контролировать свои действия и добиваться их четкого выполнения.
На занятиях следует планировать не более 7-10 упражнений с простейшими тренажерами из разных исходных положений. Каждое повторяется 3-7 раз в зависимости от его сложности и подготовленности детей. В каждое занятие можно включать не более двух новых упражнений. При выполнении упражнений особое внимание следует обращать на осанку и дыхание детей, контролируя сочетание вдоха и выдоха с определенными моментами движения.
Для каждого упражнения важно предусмотреть название, а также смену исходных положений. В процессе обучения необходимо использовать разные методы и приемы: показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение, звуковое сопровождение (музыка, счет, удары, звуки и т.д.). Следует помнить: частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Важно не забывать о поощрениях детей: слишком строгая оценка может способствовать появлению негативного отношения к занятиям. В течение учебного года следует постепенно добиваться от детей качественного выполнения упражнений с простейшими тренажерами. Освоенный комплекс может проводится под музыку.
Основная часть занятия предусматривает индивидуальное обучение детей основным видам движений. После выполнения комплекса упражнений с простейшими тренажерами даются упражнения в основных видах движений и одно игровое, подобранное с учетом уровня двигательной активности детей.
Детям первой подгруппы (С высокой двигательной активностью и хорошей физической подготовленностью) предлагаются достаточно сложные задания: продолжительность непрерывного бега составляет 2-3 минуты. Полоса препятствий преодолевается 3-4 раза в прямом и обратном порядке. Можно предложить детям несколько вариантов полосы препятствий с использованием разных модулей и физкультурных пособий (батут, кольца, кубы, конусы, гимнастическая стенка, наклонные бумы, дуги разной высоты, игровой лабиринт и т.д.). К детям предъявляют достаточно высокие требования с точки зрения качества выполнения движений. Им предлагаются игровые упражнения на развитие внимания, координации движений, ловкости и точности выполнения действий.
Детям второй подгруппы (с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью) дают простые двигательные задания: длительность бега составляет 1-2 минуты, упражнения на полосе препятствий повторяются 1-3 раза в одном направлении. Дети выполняют произвольные движения под музыку, а также игровые упражнения на развитие быстроты движений, переключения с одного вида деятельности на другой, ловкости. К качеству выполнения движений предъявляются менее высокие требования по сравнению с первой подгруппой.
Третья, заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия, как правило, включают спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями или малоподвижную игру.
Упражнения с диском здоровья:
Установите диск здоровья на нескользкую поверхность (например, на коврике для фитнеса) горизонтально, или под небольшим наклоном
Если Вы только начали тренировки, не делайте резких движений, чтобы не потерять равновесие.
Желательно, чтобы рядом находились предметы, за которые можно ухватиться при падении.
За 10 – 15 минут до начала занятий выпейте стакан теплой воды, чтобы разогнать кровообращение.
1. Стоя на диске двумя ногами, поворачивайте туловище вправо-влево, помогая себе руками. 2. Стоя на диске двумя ногами, держитесь руками за опору. Выполняйте повороты вправо-влево с большой амплитудой и скоростью движений. 3. Стоя одной ногой на диске, руки на поясе, поворачивать другую ногу вокруг вертикальной оси. 4. Стоя, опереться руками о диск, лежащий на полу. Вращая диск руками, как можно сильнее поворачивать туловище. 5. Встав на диск коленями, руки на полу, поворачивать туловище. 6. Сидя на диске, диск на стуле, руки на поясе. Повороты туловища вправо и влево. Отталкиваясь ногами, помогать активному скручиванию. 7. Сидя на диске, лежащем на полу, упереться руками и ногами о пол. Не двигая руками, вращать диск.
8. Стоя на диске, слегка наклониться вперед и взяться руками за опору. Ногами вращать диск в разные стороны. 9. Стоя на двух дисках, ногами вращать их сначала одновременно в одну, затем в разные стороны. 10. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Стоя на дисках, возьмитесь за руки и поворачивайте туловище влево – вправо.
Упражнения на матах
Спортивные маты – отличное оборудование для занятий спортом, которое не только позволяет уберечь ребенка от травм при падении, но и подходит для выполнения различных гимнастических упражнений. Гимнастика на матах доставляет ребенку радость от собственной активности, положительно влияет на здоровье и развитие детского организма. Комплекс упражнений на матах поможет малышу стать гибким, ловким и уверенным в себе.
Гимнастический мат – важный элемент, предназначенный для безопасности ребенка во время спортивных занятий. Помимо обеспечения безопасности, спортивные маты подходят для гимнастики.
Разработаны специальные гимнастические упражнения на матах, которые называют произвольными. Их легко выполнять, они абсолютно безопасны даже для совсем маленьких детей. А пользу для взрослых и детей при выполнении упражнений на матах сложно переоценить. Маты способствуют укреплению здоровья, положительно влияют на работу вестибулярного аппарата. Упражнения на матах направлены на тренировку мышц, развитие координации движений, ловкости, уверенности. Гимнастика на матах улучшает гибкость позвоночника, повышает силу мускулов.
На уроках физкультуры гимнастические упражнения на матах входят в обязательную программу. Перед выполнением кувырков, перекатов, сальто учитель физкультуры обращает внимание детей на группировку. Хотя она и не представляет собой самостоятельного упражнения, но именно с нее следует начинать все упражнения на матах.
Вот комплекс упражнений на матах, который включает в себя самые распространенные и несложные для выполнения упражнения:
Кувырок вперед. Для того чтобы выполнить кувырок вперед, необходимо сесть на корточки, поставив руки на ширине впереди ступней. Далее тяжесть тела переносится на руки. При сгибании рук нужно наклонить голову вниз к груди и выполнить кувырок.
Кувырок назад. Сгруппируйтесь, приняв упор. Затем, слегка подавшись назад, немного присядьте на мат, и, не изменяя позы группировки, перекатитесь назад, выгибая при этом позвоночник.
Стойка на лопатках. Стойку на лопатках необходимо выполнять следующим образом: лягте на спину и упритесь ладонями в поясницу, при этом локти должны находиться на мате параллельно друг другу. Плавно поднимайте вверх согнутые ноги до положения стойки.
"Мостик" – классическое упражнение. Его выполняют из положения лежа на спине. Согнутые ноги держите на ширине плеч, руки изогните ладонями назад, а затем сделайте стойку.
Наклоны вперед. Сидя на мате, заведите руки за спину и упритесь ими в пол. Ноги вместе. Выполняйте наклоны корпуса вперед.
"Велосипед". Нужно лечь на спину, вытянув руки вдоль тела и опираясь ладонями о пол. Поднимите ноги вверх и выполняйте движения, как при езде на велосипеде. Просто представьте, что вы крутите педали. Таким образом, ступни будут описывать небольшие круги.
Перекаты. Исходное положение: упор присев. Обхватите руками колени и начинайте выполнять перекаты в разные стороны. Важно не отводить голову назад и поддерживать колени руками.
"Лодочка". Лягте на живот, вытянув руки и ноги. Одновременно поднимайте руки и ноги над полом. Это упражнение отлично укрепляет мышцы спины.
"Колечко". Лежа на животе, возьмитесь руками за щиколотки и поочередно поднимайте и опускайте корпус.
"Лягушка". Сидя на мате, согните ноги в коленях и разведите в стороны, стопы при этом должны быть соединены подошвенной частью.
Каждое гимнастическое упражнение на матах необходимо выполнять несколько раз. Вместе с родителями малыш может осваивать все возможные трюки. Гимнастика на матах – интересное и полезное увлечение для всей семьи.
Упражнения на шведской стенке
Как использовать по назначению шведскую стенку, о которой вы слышали столько восторженных рассказов? Давайте поближе познакомимся с новым спортивным приобретением! Существует множество замечательных упражнений со шведской стенкой, которые понравятся детям и взрослым.
Упражнения на шведской стенке тренируют мышцы, укрепляют иммунитет, повышают силу и выносливость организма. Ваш ребенок укрепит мышцы спины, рук, бедер и брюшного пресса. Улучшить осанку, пропорции тела, стать более пластичным малыш может при помощи этого замечательного спортивного снаряда. Дети и подростки, которые много времени уделяют занятиям на шведской стенке, учатся контролировать свои действие, закалять волю и характер. Спортивные упражнения на шведской стенке способствуют не только физическому, но и интеллектуальному развитию. Кто откажется быть красивым, сильным и умным? Тогда вперед на покорение шведской стенки!
Если ваш ребенок совсем маленький, то ему можно подсказать комплекс упражнений на шведской стенке для малышей.
"Приседание". Ребенок становится лицом к стенке, берется за перекладину, отпускает ножки и висит. Затем нужно подтянуть ножки и встать на нижнюю ступеньку лесенки. В таком положении малыш приседает.
"Дуга". Малыш разворачивается к стенке спиной, и берется за перекладину выше головы. Ногами встает на первую перекладину и выгибается вперед.
Подтягивание ног к животу в висе. Сначала ребенок выполняет подтягивание согнутых ног, а затем прямых. Выполняя это упражнение, малыш укрепляет мышцы рук и передней поверхности бедра, тренирует пресс. Во время этого упражнения происходит массаж органов брюшной полости.
Это упражнение похоже на предыдущее, только висеть нужно лицом к лестнице и поднимать стопы назад до касания их ягодицами. Малыш тренирует мышцы задней поверхности бедра и ягодиц.
"Лазание по лестнице". Малышу наверняка понравится карабкаться по лесенке в свободном стиле. Это простое и увлекательное упражнение укрепляет голеностопные суставы и является профилактикой плоскостопия.
Маленьким детям очень нравится выполнять упражнения на шведской стенке. Но малышей не следует оставлять наедине со спортивным снарядом. Упражнения со шведской стенкой должны проходить под контролем родителей. Также рекомендуется расстелить на полу мягкий мат для повышения безопасности ребенка во время занятий спортом.
Не только маленькие дети в восторге от упражнений на шведской стенке, дети постарше и даже взрослые могут с удовольствием тренироваться на этом спортивном оборудовании. Комплекс упражнений на шведской стенке для детей и взрослых включает интересные и полезные спортивные движения.
"Маятник". Вис на верхней перекладине в исходном положении. Раскачивайте ноги в стороны строго параллельно стенке при фиксированном положении рук и корпуса. Упражнение выполняется 8-16 раз.
"Русалочка". В исходном положении нужно повиснуть на верхней перекладине или турнике. Затем выполняйте круги ногами в каждую сторону 8-12 раз. При смене направления можно делать небольшую передышку.
В исходном положении вис лицом к шведской стенке, руки на ширине плеч, ноги вместе, носки смотрят вниз. Прогибаясь, отводите одновременно ноги и затылок назад. Повторить 8-12 раз.
Подтягивания. Если вы не умеете подтягиваться, вначале достаточно просто висеть. С каждой тренировкой делайте попытки подтянуться, у вас обязательно получится! Подтягивания прекрасно действуют на мышцы груди, поднимая и укрепляя их.
"Уголки". Это упражнение выполняется легче, чем подъем прямых ног, но его можно усложнить, если выполнять поочередные подъемы в разные стороны. В этом случае задействуются косые мышцы пресса.
"Пистолет". Выполняйте приседания на одной ноге, а вторую ногу, направленную горизонтально вперед, удерживайте в прямом положении.
Предложенный комплекс упражнений на шведской стенке оказывает положительное воздействие на здоровье всех категорий занимающихся. Упражнения со шведской стенкой показаны больным с искривлением позвоночника, гипертонией, плоскостопием. Всех, кто хочет иметь стройную фигуру, крепкие мышцы, стальной пресс, сильные руки, гибкую спину, хорошую растяжку и отличный тонус организма ждут занятия на шведской стенке!
Игры и игровые упражнения с мячом
Средний возраст
Игра: "Спой, как я"
Цель: развивать длительный выдох, совершенствовать умение чётко произносить гласные звуки; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.
Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра "Назови ласково"
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова;
учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.
Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.
Игра "Кто как кричит?"
Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.
Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша. Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.
Игра: "Чуткое ухо"
Цель: развивать фонематический слух;
учить бросать мяч невысоко вверх и ловить.
Описание: взрослый предлагает подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах
Игра: "Знатоки"
Цель: расширять словарный запас детей, закрепить обобщающие понятия;
учить бросать вверх или отбивать мяч о землю и ловить его, несколько раз без остановки двумя руками, а затем одной.
Описание: Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мячом. Например: Я знаю пять (семь) овощей: капуста - раз, и т.д.
Игра: "Один - много"
Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже;
закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами).
Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: "У меня один карандаш, а у тебя много (чего?) - карандашей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.
Игра: "Слово заблудилось"
Цель: учить детей подбирать рифму к слову;
закреплять умение детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его (при ловле мяча следует вытягивать руки вперед).
Описание: взрослый предлагает найти "пропавшее слово" и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и отбрасывает мяч взрослому.
Игра: "Загадки"
Цель: формировать навык образования сложных слов;
закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.
Описание: дети сидят полукругом на коврике. Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Тому, кто догадался и поднял руку, взрослый катит мяч, ребенок возвращает мяч взрослому и отвечает. Например: сам и летать = самолет; сам и варить = самовар; листья и падать = листопад; овощи и резать = овощерезка и т.д.
Старший дошкольный возраст
Игра: "Строим мост"
Цель: развивать фонематическое восприятие и учить детей определять место звука в слове;
закреплять умение катить мяч, работая всей кистью руки, развивать глазомер.
Описание: дети играют в парах, для выполнения условий игры используется гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого цвета (зависит от звука, с которым дети "дружат" на занятии). Взрослый называет слово, спрашивает, есть ли в слове заданный звук, и предлагает определить место звука в слове (начало, середина, конец).
Игра: "Скажи наоборот"
Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);
учить бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив.Описание: взрослый бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный - горячий, веселый - грустный, большой - маленький и т.д.
Игра: "Светофор"
Цель: развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукового анализа; закреплять умение бросать и ловить мяч левой и правой рукой.
Описание: взрослый предлагает ребенку определить, какой из согласных звуков (твердый или мягкий) "живет" в слове. Если в слове "живет" твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мячик синего цвета. Если в слове "живет" его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.
Игра: "Угадай, кто (что) это?"
Цель: учить подбирать качественные прилагательные к существительному и закреплять умение свободно бросать и ловить мяч, не прижимая его к груди, учить детей правильно рассчитывать и выполнять движения к мячу: шаг вперед или назад, в сторону, присесть или подпрыгнуть.
Описание: один из детей (ведущий) называет качественные прилагательные к предмету и бросает мяч другому ребенку, который должен определить, какой это предмет. Если ответ правильный, то ответивший становится ведущим. Например: маленький, круглый, живой, пушистый, желтый и т.д. (цыпленок).
Аналогичные игры можно проводить для закрепления навыка образования относительных и притяжательных прилагательных.
Игра: "Кто больше знает слов?"
Цель: закреплять навыки звукового анализа;
учить попадать в горизонтальную цель правой (левой) рукой с расстояния до 3-х метров.
Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.
Игра: "Назови одним словом"
Цель: закреплять обобщающие понятия;
закреплять умение бросать мяч вверх с хлопком.
Описание: взрослый называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому или другому ребенку с поворотом кругом.
Игра: "Доскажи словечко".
Цель: формировать навыки слогового анализа слова;
автоматизировать силу удара мячом.
писание: Взрослый, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова.
Игра: "Что делает?"
Цель: расширять глагольный словарь;
закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.
Описание: ведущий называет слово, дети подбирают к нему слова-действия, перебрасывая мяч друг другу через одного. Например: что делает кошка? Мяукает, спит, ловит, ласкается, ест, сидит и т.д.
закреплять умение отбивать мяч о землю одной рукой (правой или левой)
Описание: ведущий предлагает "положить столько кирпичиков" (столько отстучать по мячу), сколько слов "дружат" в предложении.
Игра "Мини - рассказы" (склонение словосочетаний)
Описание: повторяя заданное ведущим движение с мячом, ответить на вопрос, используя словосочетание. Например: пушистый котёнок.У меня есть (кто?)…Но я не ценила (кого?)…Я решила поиграть с (кем?)…Мне стало грустно(без кого?)…Я думаю (о ком?) …Я нашла (кого?)… Миска с молоком стоит (перед кем?) …
Упражнения на массажных ковриках
Гимнастику стоп на массажных ковриках желательно проводить ежедневно, в хорошо проветренном помещении, не менее 30 минут. Подбор рельефа, т.е. сила воздействия выбираемых ковриков зависит от возраста, степени тренированности стоп и интенсивности упражнений. Все упражнения (в том числе при плоскостопии) необходимо начинать на коврике с мягким терапевтическим эффектом («ракушки» — Р), затем, если возможно, переходить на коврики с жестким терапевтическим эффектом («звезды» — З). На коврике «кораллы» (К) можно выполнять упражнения на улучшение вестибулярной функции, он оказывает супинирующий ротационный эффект и идеально подходит для тренировки мышечного тонуса стоп. При ослабленной, болезненной стопе упражнения проводятся сидя. Для лучшего восприятия поверхности и задействования рецепторов стопы — босиком. Но можно и в носках, особенно при коллективном пользовании.
ЧАСТЬ 1. Подготовительные упражнения
Направлены на восстановление рецепторного аппарата стопы (кожной и глубокой чувствительности), усиление местного кровоснабжения и улучшения эластичности стопы и её резистентности к более интенсивным упражнениям.
Переминание с ноги на ногу. Исходное положение — стоя. Примите удобное устойчивое положение для стоп. В этом упражнении производится перенос опоры с одной стопы на другую. Концентрируйтесь на ощущении рельефа поверхности коврика. Опора — на разные участки стопы (пятка, наружная часть, пальцы). 1-2 минуты (Р, З, К).
Круговое смещение опоры. Исходное положение - стоя. Ноги на ширине плеч. Медленное вращение таза по (затем против) часовой стрелке с переносом опоры — носок левой ноги — наружное ребро левой стопы — пятка левой стопы — пятка правой стопы — наружное ребро правой стопы - носок правой ноги. 1-3 минуты (Р, З, К).
Скольжение. Исходное положение — стоя. Примите удобное устойчивое положение для стоп. Опора на одну ногу и скользящие по поверхности движения другой с опорой в крайних точках. Движения вперед-назад, вправо-влево, круговые. Концентрация на ощущении рельефа поверхности коврика. 1-2 минуты (Р).
Лыжи. Исходное положение — стоя. Движение по коврикам скольжением как на лыжах, коньках. Концентрация на ощущении рельефа поверхности коврика. 1-2 минуты (Р).
ЧАСТЬ 2. Упражнения с умеренной нагрузкой
Направлены на укрепление мышц, фиксирующих стопу.
Перекатывание. Исходное положение — стоя. Удобная опора. Подъём на носки – опускание на пятки. Постепенно увеличивается амплитуда движений (высота подъёма). То же — одна нога впереди, другая сзади под углом 30 град. 1-3 минуты (Р, З).
Круговое перекатывание. Исходное положение — стоя. Ноги на ширине плеч. Похоже на 2-е подготовительное упражнение, но с подъёмом на носки – наружную и внутреннюю ребра стоп — пятки. По и против часовой стрелки. 1-3 минуты (Р, З).
«Чечётка». Исходное положение — стоя. Удобная опора. Одна нога опирается на пятку, другая в это же время – на носок. Затем перекат во взаимопротивоположных направлениях с постепенным увеличением амплитуды. 1-3 минуты (Р).
«Перетаптывание на пятках». Исходное положение — стоя. Носки врозь, пятки на месте. Перемещение перетаптыванием носками вправо до крайнего положения, затем влево. 2-3 поворота (Р).
«Перетаптывание на носках». Исходное положение — стоя. Удобная опора. Носки на месте. Перемещение перетаптыванием пятками вправо до крайнего положения, затем влево. 2-3 поворота (Р).
Боковое движение перетаптыванием. Исходное положение — стоя. Удобная опора. Движения, чередуя упражнения 4 и 5 (по очереди с опорой на пятки и на носки) (Р).
Упражнения со скакалкой
Преимущества работы со скакалкой:
Прыгая вы можете сжигать до 1000 ккал в час. При такой тренировке увеличивается частота пульса, а нагрузка на суставы приходится совсем небольшая.
Прыжки развивают гибкость, осанку, чувство равновесия и координацию движений
Упражнения со скакалкой позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса.
Это лучший способ разминки и заминки при силовых тренировках
1. Сложить скакалку вдвое, переложить в правую (левую) руку, рука со скакалкой направлена точно в сторону, другая на поясе. Вращать скакалку кистью вперед или назад. Ребенок может вытягивать руку, поднимать плечи.
2. Если позволяют условия, я предлагаю детям сложенную скакалку вдвое держать в обеих руках и одновременно вращать вперед (назад).
3. Скакалка находится сзади, руки направлены точно в стороны, вращать скакалку вперед (назад, перекидывая через себя. Руки держать в стороны, вращать кистью.
4. Вращение скакалки в парах, здесь я слежу за одновременным вращением вперед или назад, работает только кисть.
Техника прыжков через скакалку
Начиная обучение я предлагаю детям прыжки на месте. Прыгать не продвигаясь ни вперед, ни назад. Я слежу, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. При выполнении прыжков туловище следует держать выпрямленным, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание. Дыхание при прыжках задерживать нельзя.
Следует постепенно добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. Для этого надо оттягивать пальцы ног, а приземляться сначала на носки, затем на короткое время опускаться на всю стопу. На приземление я обращаю особое внимание. Нужно Мягко приземляйтесь на подушечки пальцев и стараться отталкиваться большими пальцами ног. Когда ребенок приземляется обращаю внимание на то, чтобы он слегка согнул колени, и никогда высоко не отрывался от пола, достаточно подпрыгнуть на 10 - 20 см. Каждая стопа должна приземляться на одно и тоже место. Не надо выполнять лишних энергичных движений, которые изнуряют организм.
В периоды отдыха между прыжками, я предлагаю детям небольшую дыхательную гимнастику, так как ЧСС должна оставаться в «зоне безопасности».
Упражнения с гантелями.
1. И.п. – о.с. Поднять прямые руки вперед-вверх, вставая на носки. Опустить прямые руки через стороны вниз.
2. И.п. – о.с., одна рука вверху. Попеременное вращение прямыми руками в передне-задней плоскости: поднимать руку сзади, а опускать спереди.
3. И.п. – гантели удерживаются перед грудью, стоя в выпаде (на каждом занятии менять положение ног). Попеременное выпрямление рук вперед.
4. И.п. – то же, что в упр. 3. Движения рук – как при беге.
5. И.п. – стоя в наклоне с прогнутой спиной, руки опущены вниз. Круговые движения прямыми руками вперед-вверх – назад-вниз.
6. И.п. – широкая стойка, гантели в одной руке над головой, вторая свободно опущена. Наклоны вперед, направляя гантели между ног. Упражнение следует выполнять махом за счет мышц спины, а не руки.
7. И.п. – ноги врозь, гантели внизу. Наклоны в стороны, подтягивая одну гантель вдоль туловища вверх (до подмышки), вторая при этом свободно опущена.
8. И.п. – сед. Руки разведены в стороны и удерживают гантели за один из шаров. Перекрещивание рук под ногой и разведение их в стороны.
9. И.п. – о.с. Гантели удерживать за один из шаров. Приседания с маятниковыми движениями руками вперед. В приседе пятки надо отрывать от пола, спина прямая.
Упражнения с обручем
1. Упражнение с обручем «Попеременное вращение». Начните вращать обруч в одну сторону, сделайте 3-5 вращений, остановите обруч и поверните его в другую сторону. Сделав 3-5 вращений, снова измените направление. И так примерно по 30 смен направления вращения.
2. Упражнение с обручем «Вращение с сомкнутыми ногами». Поставьте ноги вместе, вращайте обруч несколько минут в одну сторону и несколько минут в другую. В зависимости от положения ног при вращении задействуются те или иные мышцы. Таким образом, меняя положение ног, можно проработать больше мышц. После вращений с сомкнутыми ногами проделайте упражнение 3.
3. Упражнение с обручем «Вращение обруча с расставленными ногами». Поставьте ноги на ширине плеч, вращайте обруч по несколько минут в каждую сторону. Затем поставьте ноги шире плеч (чем шире расставлены ноги, тем больше задействованы ягодицы; чем ближе друг к другу ноги, тем больше задействуются мышцы бедер) и вращайте обруч по несколько минут в каждую сторону.
4. Упражнение с обручем «Вращение в полуприседе». Поставьте ноги шире плеч, раскрутите обруч и присядьте – так низко, как сможете, удерживая вращение обруча. Зафиксируйтесь в полуприседе и вращайте обруч в таком положении несколько минут в одну сторону и несколько минут в другую. Это упражнение с хула хупом эффективно для мышц бедер и ягодиц.
5. Упражнение с обручем «Вращения с приседанием». Поставьте ноги на ширине плеч, начните вращать обруч и одновременно совершайте медленные приседания – настолько глубоко, насколько сможете делать это, не теряя вращения обруча.
6. Упражнение с обручем «Вращение обруча попеременно на бедрах и талии». Начните вращать обруч на талии, затем позвольте ему опуститься на бедра. Повращайте обруч на бедрах и позвольте ему подняться на талию. Чередуйте положение обруча несколько раз. Затем повторите упражнение, вращая обруч в другую сторону.
7. Упражнение с обручем «Вращение обруча со сменой ног». Поставьте одну ногу впереди другой, начните вращать обруч. Не прекращая вращения, меняйте положение ног: если впереди стояла правая нога, приставьте ее к левой, затем поставьте вперед левую ногу; сделав несколько вращений, снова поменяйте ногу. Продолжайте делать упражнение, увеличивая частоту смену ног и амплитуду – старайтесь ставить ногу как можно дальше вперед. Если получится, можно ее сгибать, делая небольшие выпады.
8. Упражнение с обручем «Вращение и марш на месте». Вращайте обруч и одновременно маршируйте, стараясь поднимать колени как можно выше. Не забудьте привести в движение и руки.
9. Упражнение «Вращение обруча и ходьба». Вращая обруч, ходите по помещению.
Упражнения на фитболе для детей
Занятия фитболом развивают многие мышцы, гибкость и выносливость. Эти упражнения принесут детям радость и удовольствие, превратив гимнастику в игры.Дайте ребенку фитбол с «рожками», мы дадим ему возможность совершать прыжки и скачки , что способствует разработке группы мышц, и тренировке вестибулярного аппарата. Занятия фитболом для детей способствуют увеличению их двигательной активности, накачиванию мышц ног и рук.
Преимущества, которые дает фитбол для детей:
Улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов, устраняется венозный застой.
Развиваются двигательные качества.
Ребенок изучает основные двигательные действия.
Развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.
Улучшается коммуникативная и эмоционально-волевая сфера.
Развивается мелкая моторика и речь.
Стимулируется развитие такой системы, как анализаторская.
Улучшается функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Нормализуется работа нервной системы, стимулируется нервно-психическое развитие.
Организм адаптируется к физическим нагрузкам.
Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;
- и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;
-упражнения ранее разученные.
-«Ноги выше» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;
- и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;
- и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;
- и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;
- и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; «Прокати» и.п.: в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди;
- то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;
- и.п.: стоя на коленях лицом к фитболу. Перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута;
- аналогичное упражнение с опорой на фитбол коленом согнутой ноги, другая нога выпрямлена вверх;
-«Поворот»и.п.: лежа на животе на фитболе. Перевернуться на спину;
- «Прокатись» и.п.: стоя правым боком к фитболу. Шаг правой ногой через фитбол, прокат на фитболе; затем приставить левую ногу, встать левым боком к фитболу;
- «Покачиваемся» и.п: стоя в упоре на одном колене боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней. Выполнять медленные пружинистые покачивания;
- то же упражнение выполнять, сгибая руки;
- и.п: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое колено — на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
- «Перекат» и.п: то же. При «накате» на фитбол правую руку поднять вверх;
- и.п: то же. Выполнять одновременно обе руки.
Упражнение с тренажером «ролик гимнастический»
1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки с роликом вверх-в стороны. Передавать ролик из руки в руку за спиной, над головой.
2. И.п. – то же. Удерживать ролик то в левой, то в правой руке, вращая его.
3. И.п. – стоя, ролик в руках на уровне бедер. Перешагивать через него, не разжимая рук и не снимая их с ролика.
4. И.п. – то же. Прокатывая ролик вперед-вправо-влево (ноги в коленях не сгибать).
5. И.п. – стоя на одной ноге, другая – на диске ролика. Катать ролик вперед-назад.
6. И.п. – сидя. Упор сзади (или лежа на животе), стопы на ручках ролика. Прокатывать его вперед-назад.
7. И.п. – сидя, упор сзади. Поднять ролик двумя ногами, зажав его между ступнями или коленями.
8. И.п. – сидя на пятках или на коленях. Прокатывать ролик вперед-назад-вокруг себя.
9. И.п. – лежа на животе и держа ролик вперед на вытянутых руках. Приподнимая верхнюю часть туловища, прокатывать ролик под собой.
10. И.п. – прыжки через ролик вправо-влево, вперед-назад, вокруг него.
Упражнения с резиновым кольцом
1. «Богатырь». И.п. – о.с., резиновые кольца в обеих руках. 1-3 – медленно поднимать руки в стороны; 4-6 – сделать вдох, сжать кольца, руки вниз, сжать кольца, сделать выдох, принять и.п.
2. «Самый сильный». И.п. – ноги на ширине плеч, кольца в обеих руках. Резкий поворот вправо, руки вперед, сжимая кольца; то же влево.
3. «Насос». И.п. – ноги немного расставлены, руки назад. Присесть, руки вперед-вверх, сжать кольца («Ш-ш-ш»). Принять и.п., сделать выдох.
4. «Прокати кольца». И.п. – руки к плечам, кольца касаются отведенных назад плеч. Наклониться вперед, одновременно прокатив оба кольца назад, вперед, между ног. Принять и.п.
5. «Кто дольше удержитугол?». И.п. – сидя, ноги вперед, между пальцами каждой ноги зажаты кольца, или они надеты на большие пальцы. 1-10 – поднять ноги и держать угол. Принять и.п.
6. «Самолет». И.п. – лежа на животе, руки с кольцами в стороны. Поднять верхнюю часть туловища, сжать кольца. Принять и.п.
7. Подскоки с продвижением вперед. И.п. – о.с., кольца перед детьми, расстояние между ними – 40см. Подскоки с продвижением «восьмеркой» (произвольно).
8. «Поймай кольцо!». И.п. – о.с., кольца в руках. Бросать их вперед-вверх и бежать за ними, стараясь поймать.
14. Методика проведения занятий
со сложнейшими тренажерами
К тренажерам сложного типа относятся:
• Велотренажер«Велосипед».
• Мини – твист.
• Мини – батут.
• Силовой тренажер.
• Бегущая по волнам.
• Гребля.
• Беговая дорожка.
Детские спортивные тренажёры позволяют:
- проводить занятия с детьми и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
- разнообразить физические упражнения, локально воздействующие на отдельные мышечные группы;
- развивать творчество детей;
- превратить занятия в интересную и разнообразную игру.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное, иметь хорошие крепления и для профилактики травматизма гимнастические маты.
Методика использования тренажеров разного вида предполагает следующее:
Допуск к занятиям на тренажерах должен быть только после определения врачом состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности. В выполнении упражнений на тренажерах допускаются практически все дети, посещающие ДОУ. Абсолютными противопоказаниями для занятий с использованием тренажеров являются: хронические и острые заболевания почек, органов дыхания, порока сердца.
Тренажёр «Батут» - самый весёлый и любимый детьми. Способствует развитию общей выносливости, снятию эмоционального напряжения
«Сухой бассейн» - способствует снятию эмоционального напряжения и обладает расслабляющим эффектом
Тренажёр «Штанга» – позволяет активно развивать мышцы спины, плечевого пояса и пресса
Тренажер «Гребля» («лодочка») - способствует одновременной тренировке мышц живота, рук и ног, развивает выносливость
Основные упражнения :
Выполнение тяги горизонтальной (руками к груди), сидя, медленно.
Тяга к груди – отвод от груди – наклон назад и обратно.
Тяга к груди – руки захватывают рукоятку снизу.
Стоя – тяга к груди, прогнуться в пояснице.
Тренажер «Брусья опорные»
- для тренировки мышц живота и рук, для развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Основные упражнения:
Приняв упор на предплечья, держаться руками за ручки тренажера. Ноги на подставках. Опустить прямые ноги вниз – висеть на руках.
И.п. – то же. Подъем прямых ног вперед.
Подъем ног, согнутых в коленных суставах.
Тренажер «Жим ногами» («машина») - для тренировки мышц ног.
1. Отталкивание платформы ногами до полного выпрямления ног,
спина плотно прижата к спинке сиденья.
Велотренажер способствует укреплению мышц ног, подготавливает ребёнка к успешному обучению езды на настоящем велосипеде, развития выносливости, тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Тренажер «Беговая дорожка» - - способствует развитию силы ног, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему
Основные упражнения:
Бег на месте (усиленный нажим ногами на платформу) руки на поясе или держатся за ручки.
Массажная дорожка – для развития координации, массажа стоп.
Тренажер «Бегущая по волнам» - для мышц ног, спины, косых мышц живота, тренировки координации, имитация движений как при ходьбе на лыжах, тренировка координационных механизмов, укрепление связочно-суставного аппарата
Маски, игрушки, эмблемы для подвижных и спортивных игр
в наличии
Ультрафиолетовый облучатель «Дозар»
1
Огнетушитель ОП-4
3
Аптечка
1
Корзина для спортивного инвентаря
4
Корзина для мусора
1
Дорожки «Топотушки»
4
17. Мониторинг
С целью выявления уровня развития физических качеств, двигательных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста за основу были взяты современные методики А.А. Потапчук, М.Д. Дидур (2001г.), О.В. Козыревой (2003г.), М.А.Руновой; тесты мотометрической шкалы Озерецкого – Гельница.
Оценка силовой выносливости мышц спины производится из исходного положения: лежа на животе на полу (коврике), при этом верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находится на весу, руки на поясе. Ноги фиксирует инструктор. Дыхание произвольное. Время удержания туловища определяется по секундомеру.
Для повышения мотивации дошкольников в тестирование вводится игровая ситуация (Н.Н. Ефименко) 26
Игровая ситуация длямальчиков: «Маленький тюлененок высунулся из воды и ждет, когда дрессировщик даст ему очередную рыбку».
Игровая ситуация для девочек: «Божья коровка взлетела, плавно летит и ищет цветок, на который можно было бы сесть и отдохнуть».
Задание№2: Оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса производится в исходном положении: лежа на спине, руки вдоль туловища или на поясе. Необходимо медленно поднять обе прямые ноги до угла 45 градусов и удерживать на весу максимально возможное время.
Игровая ситуация для девочек и мальчиков: «Осень, дует сильный ветер, а на дереве остался один-единственный листочек, и все животные в лесу приходят на него посмотреть. Опустятся ножки, и упадет этот листочек. Постарайтесь его удержать как можно дольше»
Инструктор следит за дыханием ребенка, оно должно быть ровным, произвольным без, задержки.
Задание№3:Оценивание гибкости.
Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок. Для оценки подвижности позвоночника - ребенок становится на гимнастическую скамейку. Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. Игровой момент - «достань игрушку».
Основой для выделения критериев, показателей уровня физического развития у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, явились теоретические основы и методические положения также А. А.Дубровского. Содержание заданий адаптировалось в соответствии с целью данной работы и возможностями детей.
Задание № 4:Обследование общей произвольной моторики.
С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого – Гельница. Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчётливость движений.
Стояние с открытыми глазами в течение 10сек. попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам.
Попадание мячом в цель с расстояния в 7м (ст.гр);10 м (подг.гр.);
5м (ср.гр.) Задание считается выполненным, если из 3-х метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки – 2 раза из 4-х метаний).
Перепрыгнуть с места без разбега через верёвку, натянутую на высоте 20см. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трёх проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев её. Задание считается не выполненным при касании руками пола, падении.
Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Задание считается не выполненным, если обследуемый во время маршировки более трёх раз менял темп или проделывал задание разновременно. Допускается повторение 2 раза.
3 балла – с заданием справился;
2 балла – справился с помощью взрослого
1 балл- с заданием не справился;
Бланк мониторинга программы «Работа с детьми в тренажерном зале»
№
Ф И ребенка
Гр.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание4
итог
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент
Май
Сент
Май
1.
2.
3.
Литература
Власенко Н.Э Фитнес в детском саду – Пралеска, 2006, №7.
Власенко Н.Э С физкультурой в дружбе – Пралеска, 2008, №3.
Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят – Феникс, 2004.
Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – ООО «ИД «Белый ветер», 2008.
Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.
Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.
Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».
Чечета М.В. Фитбол – гимнастика в детском саду, 2003.