kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика травматизма на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработаны памятки для учителей и родителей по профилактике травматизма на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Профилактика травматизма на уроках физической культуры»


Профилактика травматизма на уроках физической культуры

Травматизм на уроках физической культуры в школе

Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.

Статистика травмированных детей на уроках физкультуры

По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.

Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.

Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие привести к опасным последствиям.

Причины травматизма на уроках физкультуры

При всем многообразии причин все же можно выделить такие, которые чаще всего приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей, нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация учителя (тренера). Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники. (Об основных причинах травматизма и их предупреждению вы можете ознакомиться в переданных вам памятках).

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры

Администрацию школы, учителей физкультуры, классных руководителей беспокоит факт достаточно высокого уровня травматизма среди учащихся нашего образовательного учреждения. Сегодня мы будем говорить о том, как предупредить травмы. Травмы происходят у детей как в школе, так и за его пределами – дома, на улице. Чаще всего они связаны с, казалось бы, безобидными ситуациями: шел по лестнице – неудачно встал, играл на перемене, задел неловко товарища, побежал на улице – упал. Моя задача сегодня, как учителя физкультуры, который непосредственно на уроках должен развивать у детей опорно-двигательный аппарат, укреплять костно-мышечную систему, обратить ваше внимание, на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей. Помимо нашей работы по данной проблеме, а именно: проведение инструктажей по технике безопасности в начале каждой четверти, урока, того или иного раздела, элемента, упражнения… хочу предложить постараться донести до родителей нашу проблему, выступая, например, на родительских собраниях, либо передавая через обучающихся памятки «Как подготовить ребёнка к урокам физической культуры».

Остановлюсь на условиях, созданных в нашей школе, для предупреждения травматизма у детей. Как и во всех российских школах, у нас введен третий час физкультуры. Во второй половине дня работают такие кружки и секции как: баскетбол, волейбол, подвижные игры. В секциях физкультурно-оздоровительной направленности охвачено около 80 учеников школы. При этом часть детей занимается в кружках и секциях той или другой направленности в учреждениях дополнительного образования, но это около 30 - 40% всех обучающихся. Остальная часть детей не посещает кружки, секции, которые направлены на укрепление своего здоровья. Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: например, проводить с детьми утреннюю гимнастику, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни.

Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма. Урок физической культуры — самый травмоопасный урок в школе. Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры. Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног).

Ещё одним важным условием снижения травматизма на уроках физической культуры является соблюдение правил техники безопасности. Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды учителя и правила техники безопасности. Многие практически здоровые учащиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергореакциям, переутомляются в школе и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность школьника и снизят риск бытового и спортивного травматизма. Избыток веса у школьника также, как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму на уроках физической культуры.

Физическое воспитание учащихся важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Всё это способствует мобилизации у школьников жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений и т.п.), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах. Так же предлагаю вам пример памятки для родителей «Как подготовить ребенка к урокам физической культуры».

Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма.

А я поздравляю Вас с началом учебного года, желаю профессиональных успехов и отсутствие травматизма на уроках физической культурой и тренировках.

Спасибо за просмотр!




ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, ТРЕНЕРОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

Причины методического характера:

  1. неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

  2. выполнение сложных, незнакомых упражнений;

  3. занятие без разминки или недостаточной разминки;

  4. отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера:

  1. отсутствие должной квалификации у учителя;

  2. проведение занятия без преподавателя;

  3. нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

  4. неудовлетворительная воспитательная работа с обучающимися, спортсменами;

  5. нарушение правил врачебного контроля;

  6. неблагоприятные метеорологические условия.

Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

  1. к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на занятиях;

  2. при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;

  3. в спортивном зале должна быть аптечка, укомплектованная всем необходимым.

Перед началом занятий необходимо проверить:

  1. готовность зала (убрать все посторонние и выступающие предметы);

  2. проверить чистоту пола, наличие освещения и вентиляции в зале;

  3. убедиться в исправности инвентаря;

  4. проветрить помещение;

  5. проверить температурный режим в зале;

  6. учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;

  7. проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;

  8. перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;

  9. проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий.


Во время занятий необходимо:

  1. начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;

  2. занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;

  3. необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;

  4. в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания;

  5. учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

  6. осуществлять страховку занимающихся  в необходимых случаях;

  7. по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;

  8. не оставлять детей без присмотра во время занятия;

  9. чередовать нагрузку и отдых во время занятия;

  10. вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;

  11. уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;

  12. при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;

  13. не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время, и после занятия;

  14. требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;

  15. в процессе занятия и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятия и игр;

  16. избегать столкновений, толчков, ударов во время занятия;

  17. при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;

  18. при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;

  19. при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;

По окончанию занятий необходимо:

  1. убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;

  2. проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;

  3. проверить верхнюю одежду учащихся;

  4. закрыть раздевалки;

  5. о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации.


Памятка для родителей

«Как подготовить ребёнка к урокам физкультуры?»

  1. Пройти медосмотр и определить медицинскую группу (основная, подготовительная, специальная медицинская группа).

  2. Пройти дополнительно ортопеда, офтальмолога, лора.

  3. При наличии специальной медицинской группы узнать требования у учителя физкультуры (получить индивидуальную накопительную ведомость).

  4. П одготовить спортивную форму (футболки, шорты, спортивный костюм, сменную спортивную обувь (для зала).

  5. Быть личным примером для своего ребёнка.

  6. Проверять домашние задания по физкультуре.

  7. Искренне интересоваться успехами ребёнка.

  8. Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на уроках физкультуры.

  9. Поощряйте занятия спортом вашего ребёнка, постарайтесь иметь дома спортивный инвентарь для занятий спортом (мячи, скакалку, ролики, велосипед, гантели, эспандер).

  10. Поощряйте своего ребёнка морально за спортивные достижения и учебные результаты по физкультуре.

  11. Контактируйте с учителем физической культуры, если у вас возникли вопросы и проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем ребёнка.

  12. Посещайте со своим ребёнком спортивные мероприятия в школе и вне школы, в которых он участвует.

  13. Рассказывайте ребёнку о своих спортивных достижениях, показывайте свои награды.

  14. Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях физкультурой и спортом.

  15. Б удьте сами примером своему ребёнку, пусть занятия физкультурой и спортом станут хорошей традицией вашего дома!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика травматизма на уроках физической культуры

Автор: Иванова Татьяна Викторовна

Дата: 26.09.2019

Номер свидетельства: 521023

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Профилактика травматизма на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(57) "profilaktika-travmatizma-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "141465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418129088"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Обеспечение безопасности и профилактика травматизма на уроках физической культуры в СМГ"
    ["seo_title"] => string(80) "obespechenie_bezopasnosti_i_profilaktika_travmatizma_na_urokakh_fizicheskoi_kult"
    ["file_id"] => string(6) "497193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548437657"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Беседа "Травматизм на уроках физической культуры""
    ["seo_title"] => string(52) "biesieda_travmatizm_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "399318"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489254734"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "доклад на тему : "Безопасность на уроках физической культуры. Раздел "Гимнастика" "
    ["seo_title"] => string(80) "doklad-na-tiemu-biezopasnost-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-razdiel-gimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "217818"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433486528"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Причины травматизма на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(53) "prichiny-travmatizma-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "199273"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428561008"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства