Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание легкой атлетики в школе»
«Преподавание легкой атлетики в школе»
Вавилова Наталия Викторовна
учитель физической культуры МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенска РБ
Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159с М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, легкоатлетического многоборья. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов. Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.
Подвижные игры на уроках легкой атлетики в начальных классах - как средство развития быстроты
Огромное значение игры - и для воспитания, и для жизни - понимают все. Мы можем вспомнить теорию игр Фрейда и игровую теорию культуры Хейзинга и принять принцип обязательности использования игры для воспитания, психологической диагностики. Как говорил Эйнштейн, «теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой». Вначале для человека было не слово, а игра. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, реагирует, наблюдает, контролирует движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.
Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное, свободно, ненасильственно и более эффективно воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Побуждает также использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.
Но все-таки, на занятиях физической культурой перед учителем стоит задача воспитания у детей физических качеств. А к числу важнейших качеств относится быстрота, которую определяют, как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.
Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями качествами, умениями и навыками, закрепить их в игровых условиях.
Однако на данный момент не представлена какая-либо система использования подвижных игр для развития физических качеств на занятиях легкой атлетикой, что значительно снижает эффективность подвижной игры как одного из основных средств физического воспитания на занятиях легкой атлетикой.
В настоящее время актуально изучение подвижных игр как средства воспитания физических качеств, в частности быстроты, у учащихся среднего школьного возраста. Анализ литературы по теории и методике физического воспитания и спорта свидетельствует о том, что подвижные игры активно используются учителями физической культуры и тренерами, но исследований, определяющих их эффективность для развития какого-либо физического качества нет. В этом и состоит цель нашего исследования: оценить эффективность использования (проведения) подвижных игр на уроках легкой атлетики в средней школе для воспитания быстроты.
Объект исследования: занятия легкой атлетикой в средней школе.
Предмет исследования: подвижные игры на занятиях легкой атлетикой в средней школе как средство воспитания быстроты.
Задачи исследования: изучить теоретические и методические основы подвижных игр на занятиях легкой атлетикой в средней школе; провести эксперимент по применению подвижных игр на занятиях легкой атлетикой в средней школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование.
Для того, чтобы оценить, насколько эффективно использование подвижных игр на уроках легкой атлетики в средней школе, было проведено исследование на базе школы города Благовещенска в 4 классах. Оно проходило поэтапно.
1. Диагностика уровня формирования быстроты учащихся 4 класса. Наиболее удобной моделью для определения быстроты является бег на короткие дистанции, при выполнении которого проявляются все 3компонента: скорость двигательной реакции - умение быстро начать бег по сигналу стартера; бег по дистанции - частота движения; единичного движения при беге.
Для проверки уровня для формирования быстроты в нашем случае мы использовали бег 200 метров. Данный тест был проведен в двух классах. В результате получены результаты. Во 4«А» классе, где обучается 26 детей, 10 учащихся показали низкий уровень, 10 учащихся - средний уровень 6 учащихся – высокий. Во 4«Г» классе (в нем обучается 26 человек) ситуация сложилась немного иначе - 4 человека - показали низкий уровень; 11 учащихся - средний; 11 учащихся - высокий уровень.
Итак, видим, что во 4«Г» классе учащихся с высоким и средним уровнем формирования быстроты больше, чем в 4 «А», а с низким – меньше. Поэтому 4«Г» класс определен нами как контрольный, а 4«А» - экспериментальный.
2. Проведение занятий физической культуры с использованием подвижных игр в экспериментальном классе по системе, разработанной В.В. Семеновым, где дети имеют низкие показатели воспитания быстроты, занятия проводились 2 раза в неделю, по 2 часа, в течение 3 месяцев. В контрольном классе уроки поводились по традиционной программе согласно учебному плану.
Основы, заложенные в начальных классах, играют огромную роль в дальнейшем обучении учащихся. В подростковом возрасте учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метанию, лазании, включая технику основных видов спорта. Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умений и навыков.