kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая направленность уроков физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит полезный материал по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность уроков физической культуры»

Практическая направленность уроков физической культуры

учитель физкультуры

Гаврин Александр Алексеевич

МОУ СШ №9 г. Переславль-Залесский Ярославской области

      На уроках физической культуры используются различные формы занятий по физическому воспитанию детей. Урок, как правило, состоит из трех частей. Каждая часть урока решает конкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход к преподаванию. Эта работа осуществляется в процессе обучения и воспитания и в конечном итоге нацелена на общее развитие ребенка.
      Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.
      Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
           Для учащихся спецгрупп решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Задача учителя — подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.
            Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Маленькие дети, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми. В 3—4 классах следует практиковать выполнение упражнений в виде соревнований: «Кто лучше», «Кто точнее».
      Учитель должен серьезно подготовиться к уроку: познакомиться с учениками класса; узнать об уровне их физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальных особенностях; побывать на уроках математики, письма, технологии; проконсультироваться с классным руководителем и медицинским работником.
      При планировании уроков учитель должен учитывать следующее:
        где будет проводиться урок: в зале или на улице;
        в каком состоянии находится предполагаемое место занятий;
        как обеспечен урок оборудованием и спортивным инвентарем;
        какое место в  учебном расписании занимает данный урок;
        какова готовность учащихся к предложенным нагрузкам на уроке;
        проявляют ли дети интерес к  занятиям на уроке.
      Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.
      Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам, строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.
      Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.
      Построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться.
      Место построения в зале можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом.
      В 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8—10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3—4 классах продолжительность вводной части составляет 5—6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.
      Вводная часть урока предусматривает:
      1. Подготовку организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.
      2. Выбор два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.
      3. Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.
      4. В коррекционных классах и для детей со спецгруппой в вводную часть урока включаются упражнения, направленные на коррекцию физических недостатков.
      Таким образом, в вводную часть урока вводится восемь—десять упражнений различного характера. Она может длиться 10—15 мин.
      В основной части урока решаются образовательные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.
      При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), — в начале или в конце.
      В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.
      Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1—4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы.
      В 3—4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки.
      Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.
      Заключительная часть урока решает две задачи.
      1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.
      2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.
      На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован.

Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.

Важным для учителя является УПРАВЛЕНИЕ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  УЧАЩИХСЯ  НА  УРОКЕ

     Учащиеся начальных классов не всегда готовы выполнять задания учителя. Большинство из них не понимают команд учителя, плохо подчиняются его требованиям, слабо ориентируются в пространстве.
      Необходимо помнить о том, что, для того чтобы класс был хорошо организован, детей с 1-го класса надо учить всему: передвигаться к месту занятий; переодеваться; складывать одежду; раздавать товарищам мячи, скакалки, гимнастические палки; помогать убирать гимнастические скамейки, маты. Начиная со 2 класса детей учат сдавать рапорт, проводить расчет на «раз-два», по порядку.
      Урок должен начинаться строго по расписанию и своевременно заканчиваться. При построении учащихся в колонну по одному сам учитель является направляющим. Сигналом для построения служит свисток учителя или поднятая вверх правая рука. Можно строить детей в одну шеренгу. Тогда ориентирами для построения будет начерченная линия или разметка на полу для каждого ученика.
      В зависимости от темы и задач урока учащихся можно разделить на две подгруппы по уровню двигательных возможностей.      В 1 классе деление на подгруппы проводится для того, чтобы во время урока учитель мог помогать каждому ученику, сравнивать качество выполнения упражнений сильными и слабыми учащимися, контролировать их поведение, выбирать методы поощрения.
      Во время урока учитель оценивает действия не только каждого ученика, но и всей подгруппы, выбирает методы воздействия на ученика и подгруппу, дает возможность детям оценить действия своих товарищей в группе и в классе.
      Очень важно давать четкие задания, сочетать объяснение с показом и проверять, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.
      Действия учащихся будут успешными, если учитель:
        хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
        сам владеет физкультурной терминологией, приучает детей слушать эти слова-термины и постепенно вводит их в речь учащихся.
      Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами. Так, при проведении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений, выполняемых в движении и на месте, лучше пользоваться фронтальным способом.
      Фронтальный способ предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. При этом хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.
      Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, с передачей предметов, с бросками и ловлей мяча, упражнения в равновесии. Этот способ используется в основном в 4 классе и в старших классах (в это время совершенствуются двигательные умения и навыки).
      Посменный способ организации учащихся заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек (или по два) одновременно. В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются группами по два-три ученика. Если они овладели навыками выполнения, то количество учащихся в группе можно увеличить, если не овладели — уменьшить.
      Этот способ можно представить и по-другому. Учитель делит учащихся на группы с учетом их возможностей. Например, три-четыре сильных ученика выполняют упражнение на гимнастической скамейке с обручами. После выполнения этого упражнения три-четыре более слабых ученика начинают упражнение с гимнастической палкой на полу, по начерченной линии.
      Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за другом. Например, ученики 4 класса сначала выполняют опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется.
      На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, больше внимания можно уделить учащимся с более слабой двигательной подготовкой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ  НА  УРОКАХ

      Овладение детьми упражнениями обогащает их двигательный опыт, способствует успешному применению этих движений в быту.
      Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических методов . При подборе упражнений следует учитывать уровень уже сформированных двигательных умений и навыков. Например, у учащихся 2 класса уже сформирован навык выполнения прыжка в длину с места. Поэтому можно приступать к обучению прыжку, согнув ноги с разбега.
      Обучение нужно проводить в замедленном темпе, так как дети очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре (прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на дальность). Добиваясь овладения правильной техникой упражнений, учитель должен уделять внимание принятию исходных положений, применять различные ориентиры. Следует взять под строгий контроль детей, которые под любым предлогом пытаются отказаться от игры. Их необходимо заинтересовать, предложить им быть водящими, помощниками.
      Особое внимание необходимо уделить обучению ходьбе, бегу, прыжкам. Это циклические движения умеренной и максимальной интенсивности. При ходьбе руки двигаются поочередно в направлении вперед-назад синхронно движениям ног. Эта синхронность у детей часто нарушена.
      В начальных классах необходимо сформировать следующие виды ходьбы: обычную в умеренном темпе; на носках, пятках; высоко поднимая колени; широким шагом (с 4 класса); приставным шагом; в полуприседе и приседе (с 3 класса); с закрытыми глазами; спиной вперед.
      Выборочно отдельные виды ходьбы представлены на рисунке 1 (1—9).

Рис. 1. Виды ходьбы: 1 — обычная; 2 — широким шагом; 3 — на носках; 4 — на пятках; 5 — в полуприседе; 6 — на согнутых ногах; 7 — с закрытыми глазами; 8 — приставным шагом; 9 — спиной вперед.

      При обучении бегу можно предлагать задания игрового характера. Например: «Надо пробежать по этой полоске, как лисичка, легко и быстро», «К вам в гости пришла мышка. Под столом сидит кошка. Убегайте вместе с мышкой тихо, на носочках, быстро, чтобы кошка не услышала вас».
      В начальной школе изучается обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег с препятствиями.
      Методика обучения всем видам прыжков подробно описана выше. Необходимо заметить, что при обучении прыжку в длину с места требовать максимального результата не следует, лучше добиваться правильного исходного положения, отталкивания и приземления (рис. 2, 1—3).

Рис. 2. Прыжок в длину с места: 1 — отталкивание; 2 — полет; 3 — приземление.

      Действия с мячом — это достаточно трудное задание для детей младшего школьного возраста. Именно с мячом учащиеся манипулируют неуверенно. Вот почему мяч, как наиболее удобный для бросания, ловли и метания предмет, должен постоянно находиться у детей. Учителю начиная с 1 класса необходимо воспитывать у детей чувство мяча. В каждом классе мячи должны быть разных размеров — от больших (надувных, волейбольных) до маленьких (резиновых, теннисных).
      Труднее всего выполняются действия с малыми мячами в виде бросания и ловли. Полезно учить подбрасыванию вверх мяча средней величины, а начиная с 4 класса — теннисного мяча.
      Мяч, брошенный вверх, ловят руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы немного согнуть и образовать как бы ковш, чашу (рис. 3, 1—4).

Рис. 3. Броски и ловля мяча: 1, 2 — вверх; 3, 4 — о землю.

      Учащиеся начальных классов должны овладеть бросанием снизу, от груди, сверху и из-за головы, что облегчает освоение игры в баскетбол (рис. 4, 1—4).

Рис. 4. Броски мяча: 1 — снизу; 2 — от груди; 3 — сверху; 4 — из-за головы.

      Из упражнений в ползании и лазанье самым трудным будет обучение лазанью по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами в смешанном висе с опорой на ноги и хватом руками.
      На начальных этапах обучения необходимо научить детей лазать приставными шагами. Они берутся последовательно обеими руками за рейку стенки, встают на рейку одной ногой и подтягивают к ней другую.
      Следовательно, на одной рейке стенки одновременно оказываются две руки, ниже на другой — обе ноги. Приставными шагами поднимаются вверх и точно так же опускаются вниз. Темп движений медленный, способ выполнения поочередный, страховка и помощь обязательны. Без разрешения учителя дети лазанье не выполняют.
      После овладения лазаньем приставными шагами следует обучать детей одноименному способу, затем разноименному.
      Одноименный способ — действуют левая нога, левая рука, затем — правая нога, правая рука (рис. 5, 1). Разноименный способ — действуют правая нога, левая рука, затем — левая нога, правая рука (рис. 5, 2).

Рис. 5. Лазанье по гимнастической стенке: 1 — одноименный способ; 2 — разноименный способ.

      Игровая деятельность, обучение играм раскрыты в содержании программного материала.
      На уроке физкультуры могут быть дети с легкой и с умеренной степенью физической отсталости. По уровню физического развития и двигательной подготовленности эти учащиеся в основном относятся к пяти группам: хорошее физическое развитие и двигательная подготовленность; физическое развитие и двигательная подготовленность выше среднего; среднее физическое развитие и двигательная подготовленность; физическое развитие и двигательная подготовленность ниже среднего; негармоничное физическое развитие и низкая двигательная подготовленность


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Практическая направленность уроков физической культуры

Автор: Гаврин Александр Алексеевич

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Статья: "Урок физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(34) "stat-ia-urok-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "199433"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428578408"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "ТЕМА:  РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК  ИННОВАЦИЙ В УСЛОЖНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. "
    ["seo_title"] => string(102) "tiema-riealizatsiia-mietodik-innovatsii-v-uslozhniennykh-situatsiiakh-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "141100"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418055699"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка "Урок физической культуры XXI века" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-razrabotka-urok-fizichieskoi-kul-tury-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "139165"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417675299"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая тема: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»."
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-tiema-podvizhnyie-ighry-kak-sriedstvo-razvitiia-fizichieskikh-kachiestv-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "251580"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447256001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства