Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты использования здоровьесберегающей технологии в сфере образования»
Практические аспекты использования здоровьесберегающей технологии
в сфере образования
Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности основные цели государственной политики в области образования. В связи с этим, способы преподавания физической культуры в школе требуют к себе особого внимания. По мнению многих ученых, низкая эффективность традиционного физического воспитания школьников предопределяется его обезличностью, доминированием навязанного содержания и режима физической активности, осуществляемых в жестких стандартных формах. В последние годы предпринимаются попытки изменить ситуацию, включая в уроки физической культуры более эффективные физкультурно-оздоровительные средства. С этой целью используются инновационные педагогические технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к образованию. К ним относятся здоровьесберегающие технологии.
Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.
Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, являются неотъемлемой составляющей учебной программы и имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма. Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:
проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;
организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных радиопередач по данной тематике);
применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания. [Газета «Спорт в школе», Вакурина Н. А., статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках ФК.»].
Основой здоровьесберегающей технологии является проведение уроков на свежем воздухе, закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, спортивные праздники, соревновательная деятельность. Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет в нашей школе, показала, что среди школьников около 80% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), заболевания почек (пиелонефрит).
В школе уроки физической культуры проводятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся и с учетом их медицинских групп здоровья. Основное направление работы заключается в сохранении здоровья школьников.
Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной или профилактической направленности.
Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 10-12 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.
Основными в подготовительной части являются:
упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);
беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);
дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).
Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:
с предметами (с гимнастической палкой, мячами);
в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);
в положении стоя (у гимнастической стенки).
В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.
В нашей школе в течении трех последних лет к медицинской группе относятся 7 учащихся с различными патологиями: варикозное расширение вен, хронический пиелонефрит и т.д. Учащиеся освобождены от большой физической нагрузки, но уроки физкультуры посещают регулярно. Для них готовятся специальные карточки с заданиями по лечебной и дыхательной гимнастики. Такие учащиеся оказывают помощь учителю в подготовке проектов, в организации урока, судействе. Общее количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, остается относительно стабильным или наблюдаются незначительные улучшения. Положительная динамика присутствует в таких показателях, как плоскостопие, заболевания органов дыхания, также снижается количество школьников часто болеющих ОРЗ.
Деление ребят на группы здоровья.
Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.
В основную медицинскую группу включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья. Они выполняют всю учебную программу в полном объеме.
В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии (недостаток веса, лордозы и кифозы) и состоянии здоровья.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются с классом. Оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебных контрольных упражнений в противопоказанных им видах физических упражнений. Чтобы узнать, какие упражнения нельзя выполнять учащимся подготовительной группы, учитель физической культуры советуются с врачом. Врач, на основании справки, в которой указан диагноз заболевания, обозначает упражнения или вид деятельности, которые противопоказаны данному учащемуся. Это фиксируется учителем в личной «тетради здоровья» по каждому ученику. В соответствии с указанием врача учитель строит свою работу с данным учеником.
Например: у ученика подготовительная медицинская группа. Тест – прыжок в длину с места. Если нет противопоказаний, то прыжок выполняется, если противопоказания есть, то прыжок не выполняется, а оценивается устный ответ по технике выполнения прыжка. Тем самым бережем здоровье ученика.
В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводится по специальной программе и отдельно от класса.
И в заключении напомню, что польза физических упражнений и физкультуры в общем была известна во все времена. Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного человека.
Обращаясь к своим коллегам, хочется сказать: «Уважаемые учителя физкультуры! От нас с вами зависит здоровье наших учеников, а значит и здоровье нации. Давайте приложим все усилия для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения! »
Список использованной литературы
1. Н.К. Смиронов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
2. М.Д.Рипа, В.К.Велитченко, С.С.Волкова. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М.: Просвещение, 1988.
3. В.Г.Чайцев, И.В.Пронина. Новые технологии физического воспитания школьников. М.: АРКТИ, 2007.
4. Е.А.Бабенкова. Критерии физического здоровья учащихся. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
5. Автор-составитель: К.Р.Мамедов. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп. Волгоград: Учитель, 2007.
6. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Газета «Спорт в школе». Вакурина Н. А., статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках ФК».