kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические аспекты использования здоровьесберегающей технологии в сфере образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говориться о  формировании здоровой личности посредством урока физической культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты использования здоровьесберегающей технологии в сфере образования»

Практические аспекты использования здоровьесберегающей технологии

в сфере образования


Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности основные цели государственной политики в области образования. В связи с этим, способы преподавания физической культуры в школе требуют к себе особого внимания.
По мнению многих ученых, низкая эффективность традиционного физического воспитания школьников предопределяется его обезличностью, доминированием навязанного содержания и режима физической активности, осуществляемых в жестких стандартных формах.
В последние годы предпринимаются попытки изменить ситуацию, включая в уроки физической культуры более эффективные физкультурно-оздоровительные средства.
С этой целью используются инновационные педагогические технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к образованию. К ним относятся здоровьесберегающие технологии.

Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, являются неотъемлемой составляющей учебной программы и имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма. Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

  • организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

  • пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных радиопередач по данной тематике);

  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания. [Газета «Спорт в школе», Вакурина Н. А., статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках ФК.»].

Основой здоровьесберегающей технологии является проведение уроков на свежем воздухе, закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, спортивные праздники, соревновательная деятельность. Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет в нашей школе, показала, что среди школьников около 80% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), заболевания почек (пиелонефрит).

В школе уроки физической культуры проводятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся и с учетом их медицинских групп здоровья. Основное направление работы заключается в сохранении здоровья школьников.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной или профилактической направленности.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 10-12 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

  • упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);

  • беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);

  • дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:

  • с предметами (с гимнастической палкой, мячами);

  • в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);

  • в положении стоя (у гимнастической стенки).

В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

В нашей школе в течении трех последних лет к медицинской группе относятся 7 учащихся с различными патологиями: варикозное расширение вен, хронический пиелонефрит и т.д. Учащиеся освобождены от большой физической нагрузки, но уроки физкультуры посещают регулярно. Для них готовятся специальные карточки с заданиями по лечебной и дыхательной гимнастики. Такие учащиеся оказывают помощь учителю в подготовке проектов, в организации урока, судействе. Общее количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, остается относительно стабильным или наблюдаются незначительные улучшения. Положительная динамика присутствует в таких показателях, как плоскостопие, заболевания органов дыхания, также снижается количество школьников часто болеющих ОРЗ.

Деление ребят на группы здоровья.

Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.

В основную медицинскую группу включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья. Они выполняют всю учебную программу в полном объеме.

В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии (недостаток веса, лордозы и кифозы) и состоянии здоровья.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются с классом. Оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебных контрольных упражнений в противопоказанных им видах физических упражнений. Чтобы узнать, какие упражнения нельзя выполнять учащимся подготовительной группы, учитель физической культуры советуются с врачом. Врач, на основании справки, в которой указан диагноз заболевания, обозначает упражнения или вид деятельности, которые противопоказаны данному учащемуся. Это фиксируется учителем в личной «тетради здоровья» по каждому ученику. В соответствии с указанием врача учитель строит свою работу с данным учеником.

Например: у ученика подготовительная медицинская группа. Тест – прыжок в длину с места. Если нет противопоказаний, то прыжок выполняется, если противопоказания есть, то прыжок не выполняется, а оценивается устный ответ по технике выполнения прыжка. Тем самым бережем здоровье ученика.

В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводится по специальной программе и отдельно от класса.


И в заключении напомню, что польза физических упражнений и физкультуры в общем была известна во все времена. Главная задача учителя физической культуры - сохранение  и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет  в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного человека.

Обращаясь к своим коллегам, хочется сказать: «Уважаемые учителя физкультуры! От нас с вами зависит здоровье наших учеников, а значит и здоровье нации. Давайте приложим все усилия для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения! »


Список использованной литературы

1. Н.К. Смиронов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

2. М.Д.Рипа, В.К.Велитченко, С.С.Волкова. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М.: Просвещение, 1988.

3. В.Г.Чайцев, И.В.Пронина. Новые технологии физического воспитания школьников. М.: АРКТИ, 2007.

4. Е.А.Бабенкова. Критерии физического здоровья учащихся. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

5. Автор-составитель: К.Р.Мамедов. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп. Волгоград: Учитель, 2007.

6. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7. Газета «Спорт в школе». Вакурина Н. А., статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках ФК».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Слюсарь Роза Петровна

Дата: 04.11.2018

Номер свидетельства: 483450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обобщение опыта работы учителя"
    ["seo_title"] => string(38) "obobshchieniie-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "282617"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453718895"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока» "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-mietodichieskiie-triebovaniia-k-korriektsionnoi-napravliennosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "135033"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416845484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства