Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»
«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»
Тема повышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, представляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать качество образования. Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания. Почему возникла необходимость обратиться к новым технологиям организации учебного процесса? Анализ деятельности учащихся в усвоении знаний и формировании умений позволил выделить следующие проблемы: -Низкий уровень самостоятельности, так как при организации работы задания имели частично поисковый характер, преобладали фронтальные формы общения; -Недостаточно чёткое установление соответствия между теоретическими вопросами и их практическим применением. Это мешало конкретно решить вопрос: для чего нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. В связи с этим актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию познавательной активности учащихся на уроках физической культуры и повышению качества образования. Современные образовательные технологии. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. Одним из средств для повышения качества образования школьников является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий. К современным педагогическим технологиям относятся:•коллективные способы обучения;• технологии личностно - ориентированного образования;• игровые технологии; • активные методы обучения;• проблемное обучение;• информационно-компьютерные технологии;• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;• технология развивающего обучения;• метод проектов. Я остановлюсь только на пяти наиболее часто используемых мною технологиях: 1.Коллективный способ обучения. Реализуем его в парах, тройках, четверках; группах на всех уроках физической культуры, на каждом разделе программного материала. Обучающиеся лучше включаются в работу группы, чем самостоятельно, этот способ даёт возможность детям со слабыми физическими данными поработать с наиболее подготовленными детьми, получить высокую отметку. Повышается мотивация к учению и посещению уроков физической культуры. 2. Игровые технологии. Общеизвестно, что основным видом деятельности младшего школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры. Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности в средней и старшей школе. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в городских соревнованиях. На протяжении последних лет команды школы занимают призовые места. Особенного успеха мы добились в спортивных играх. Как показал опрос, это вид спортивной деятельности пользуется наибольшей популярностью. 3.Метод проектов В большей степени реализуется на уроках физической культуры с обучающимися состоящими в специальной медицинской группы, часто пропускающим уроки детям, часто болеющим детям. Либо детям со слабой физической подготовленностью, которые не могут сделать контрольные нормативы на положительные отметки. Даётся тема реферата, доклада, электронной презентации и за определённое время обучающийся должен принести выполненное дома задание. ИКТ. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему. Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Именно поэтому в учебных презентациях мы свели текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. В современное время, кроме стандартного правильно оборудованного спортивного зала, большое значение для мотивации учащихся, развития, совершенствования и коррекции результатов неоценимое значение имеет наглядность, обеспечиваемая через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): презентации, работа с Интернет – ресурсами, учебными дисками и программами. Следовательно, наша цель - найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания школьников как средству методической поддержки учебного процесса. Хотя физкультура – это, прежде всего движение. Однако очевидно, что без ИКТ и на уроках физической культуры обойтись невозможно. Они, конечно, не могут заменить непосредственное общение ученика и учителя. Однако использование ИКТ в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения это необходимая потребность. Опыт показывает, что при организации и проведении современного урока физической культуры необходимо использовать ИКТ т.к. это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять его кругозор. С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все учащиеся и учитель, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает в решении такой задачи как пробуждение заинтересованности учащихся в формировании здорового образа жизни. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения на уроках физической культуры. Цель учителя найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания как средству методической поддержки учебного процесса. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. ИКТ интересно для творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Учащиеся лучше воспринимают эту информацию: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия! Как же хорошо должен быть физически и методически готов учитель к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у школьника, чтобы впоследствии его не надо было переучивать! Но эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания. Учащиеся же, уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию учителя делают их быстро. И надо, чтобы от умения создавать презентации перейти к "осмысленному и глубокому" проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность, последовательность действий по перспективному плану, организационную работу. Для составления плана конкретного урока с применением ИКТ надо руководствоваться тематическим планированием, определять цель урока. Определяется целесообразность применения средств ИКТ в сравнении с традиционными методами. Затем составляется план-конспект урока. Со временем информация накапливается, и время для подготовки к уроку сокращается. Следует использовать и метод обмена информацией, наработок среди учителей других школ. Чему же можно научить с помощью ИКТ?В основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. /Презентации: «Совершенствование подачи, приема и передачи мяча», «Техника игры в волейбол»./ При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, с помощью ИКТ учащийся получает объяснение и представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным. / «История развития гимнастики», « Виды бросков в баскетболе», «Ведение мяча» - видео./ На стадии закрепления знаний это позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае. На этапе повторения учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем. Результатами использования ИКТ на уроках физкультуры являются: а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности; б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол, выполнению элементов в гимнастике; в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях); Мыслительная деятельность при этом способствует более быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее. В чём же заключается эффективность применения ИКТ на уроке? Так электронная презентация может содержать большой теоретический материал, / «Олимпийские игры, история и география»/ который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока, может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Презентация на такую тему: «Самоконтроль на занятиях физической культуры», где представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом. Учащиеся приобретают знания для самостоятельного контроля и определения своей физической подготовленности. Презентации «Правила поведения на уроках физической культуры» и «Правила техники безопасности» можно выложить на школьную страничку, в контакте или дневник.ru. Когда закладываются основы техники двигательных действий, надо научить владению базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем разделам программы, учитель физической культуры должен быть профессиональным баскетболистов, гимнастом, единоборцем, волейболистом и легкоатлетом, но ведь это не реально. Да и с годами уходит возможность показа выполнения движения или упражнения правильно. А при использовании ИКТ мы можем показать движение, разложенное по частям, учащийся видит движение, понимает показанные ошибки. /«Фазы прыжка в высоту», «Техника прыжка в длину и история прыжка»./ На уроках физической культуры учащиеся изучают спортивные игры, такие как баскетбол, волейбол, футбол. Здесь можно использовать презентацию «Жесты судьи» или тест по жестам. Эти игры, одни из самых популярных видов спорта. Занимаясь спортивными играми, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для игр характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Все эти особенности спортивных игр являются эффективным средством физического воспитания, поэтому здесь целесообразно применять обучающие уроки ИКТ. Большое значение ИКТ имеет при обучении гимнастическим элементам: стойка на руках и голове, мостик, различные кувырки, колесо. Не каждый учитель может показать эти элементы, тут используется презентация «Гимнастика». Учащиеся не могут увидеть себя со стороны, увидеть свои ошибки и недочеты, а при просмотре видеоролика ученики намного быстрее исправляют свои ошибки. Обучение сложным элементам дается при такой системе детям намного быстрее и эффективнее. Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Можно использовать для освобожденных учащихся. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Используя городские тесты по теоретическому разделу олимпиады за разные годы, можно составить тесты по разделам программы. Как часто надо использовать ИКТ на уроках физической культуры и как это влияет на эффективность процесса обучения? Понятно, что ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. Оптимальная частота и длительность применения ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности учащегося. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления. К какому результату мы пришли? Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения это повышение уровня знаний. ИКТ позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. Информационно-коммуникационные технологии предназначены для учителей идущих в ногу со временем и прогрессом, ищущих и осваивающих все новое, для тех, кому не безразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, как он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века. 5. Технология активного обучения. Среди активных форм выделяются: Проблемные диспуты и беседы. Сколько детей, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки учащиеся являются главными докладчиками по этим вопросам. Сообщения по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности. Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке. Применения данных педагогических технологий даёт нам возможность подготавливать физически-развитых детей, выставлять команды на различные соревнования, конкурсы, Олимпиады, выигрывать, приносить призовые места. Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что выбранные нами для работы педагогические технологии работают и приносят положительные результаты. Здоровьесберегающие технологии. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. На чем же основана здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении?Основы здоровьесберегающей деятельности ОУ - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.Задачи:• Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы.• Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса.• Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу.• Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни..• Активизировать медицинскую профилактику мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:• Достаточное освещение (естественное и искусственное).• Оптимальный тепловой режим.• Проветривание спортивного зала.• Проведение влажной трехразовой уборки.• Обеспечение безопасности, в соответствии с нормами САНПИНа.• Наличие раздельных раздевалок. Учебная работа:• Упражнения для релаксации зрения.• Упражнения для коррекции осанки.• Трехчасовые уроки физической культуры Организация спортивно-массовой работы в школе:• Дни здоровья.• Спортивные праздники, игры• Школьные, малые олимпиады.• Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Заключение. Таким образом, современные образовательные технологии обучения помогают создавать мотивирующую благоприятную среду в процессе урока. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.