Подвижные игры для дошкольников на казахском языке
Подвижные игры для дошкольников на казахском языке
Игры на казахском языке развивают интерес к изучению казахского языка, способствуют более глубокому его изучению, пополнению словарного запаса, развивают память, мышление, коммуникативные качества, воспитывают патриотические чувства. Тексты игр просты и понятны детям, легко произносятся и запоминаются. Дети с удовольствием играют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры для дошкольников на казахском языке»
Подвижные игрына казахском языке
"Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце" - подчеркнул Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана.
Формирование любви к Родине – одна из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения, которое надо начинать с раннего детства. Сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И потому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан нашей страны. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает обучаться языку, тем легче его освоить.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста я использую различные игры на казахском языке.
Игры на казахском языке развивают интерес к изучению казахского языка, способствуют более глубокому его изучению, пополнению словарного запаса, развивают память, мышление, коммуникативные качества, воспитывают патриотические чувства.
Тексты игр просты и понятны детям, легко произносятся и запоминаются. Дети с удовольствием играют.
«Ұшады, ұшады.» («Летают, летают» (игра на внимание)
Воспитатель произносит текст, а дети внимательно слушают. Когда речь идет о том, что летает, дети машут руками (самолет, птица и т.д.). Если речь идет о том, что не летает, дети не поднимают рук, не машут, стоят.
Бізге көзін қысып (разжимают – сжимают пальцы, имитируя хлопанье ресниц).
Жүгіреді жылдам (прыгают).
Ұстап алды тышқан (обняться с рядом стоящим ребенком).
"Тышқандар мен мысық" (" Мыши и кошка").
Тышқандар қыдырады,
Мысық ұйықтайды.
Тышқандар, шуламандар,
Мысықты оятпандар!
(ребенок, изображающий кота, сидит в центре круга, а дети, изображающие мышей, ходят вокруг кота, взявшись за руки и произнося текст вместе с воспитателем. По окончании текста ребенок-кот кричит: «Мяу» и пытается догнать убегающих детей-мышей)
"Гүл" ("Цветок").
Гүл ашылды .
Жел соға бастады,
Гүлжапырақша шайқалады.
Жел де тынды,
Гүл ұйықтады .
(Дети, произнося текст вместе с воспитателем, выполняют движения: поднимают руки вверх, разводят их в стороны, раскачивают руками вверху, приседают, «спят»).
"Клумба"
На участке воспитатель раскладывает обручи (устраивает клумбы). Дети, изображающие бабочек, ,бегают по участку. По сигналу воспитателя: "Бабочки, на цветы!" бегут к обручам, становятся в них (бабочки сели на цветы).
«Ақшақар» («Снежинка»)
Ақшақар айналады, (дети кружатся)
Ақшақар ұшады, (машут руками)
Ақшақар жерге қонады, (приседают)
Ақшақар ұйықтады («спят»)
«Аю орманда» («Медведь в лесу»)
Орманға барамыз,
Жидекті жинаймыз,
Ал аю орманды кұзетеді,
Орманға кіруге рұқсат бермейді.
(Выбирается медведь – аю. Дети, имитируя собирание ягод, двигаются в направлении медведя, повторяя текст. После слов "рұқсат бермейді" ребенок – медведь рычит и пытается догнать убегающих детей).
«Тышқандар мен мысық» («Мыши и кот»)
Тышқандар қыдырады,
Мысық ұйықтайды.
Тышқандар, шуламандар,
Мысықты оятпандар!
(Ребенок, изображающий кота, сидит в центре круга. А дети, изображающие мышей, ходят вокруг кота, взявшись за руки и произносят текст вместе с воспитателем. По окончании текста ребенок – кот кричит: "Мяу!" и пытается догнать убегающих детей – мышей).
«Қаздар мен қасқыр» («Гуси и волк»)
Қаздар жайлып жүреді:
Шөпті жейді, су ішеді.
Қаздар, үйге ұшындар,
Қасқырдаң қашыңдар!
(Дети, изображающие гусей, машут руками, вытягивают шеи, произнося текст. Ребенок, изображающий волка, находится в сторонке наблюдает за "гусями". По окончании текста ребенок, изображающий волка, пытается догнать детей – гусей).
«Торғайлар мен мысық» («Воробушки и кот»)
Торғайлар ұшады,
Қанатын бұлғайды.
Торғайлар секірді,
Орнына отырды,
Дәнді шұкы бастады.
(Дети выполняют роль воробьев – повторяя текст вместе с воспитателем, выполняют соответствующие тексту движения: машут руками, прыгают, приседают. На слова воспитателя "Мысық келе жатыр!" дети разбегаются, а ребенок выполняющий роль кошки, пытается их догнать).
«Бақалар» («Лягушки»)
Бақалар бақылдайды,
Батпақта ойнайды.
Бірге жүріп, қыдырады,
Шаршап жатып ұйқтайды.
(Дети изображают лягушек: квакают, прыгают, а затем, сложив руки под щечкой, имитируют сон).
Паровоз
Ал, паровоз, баста алға,
Бәрімізді басқар да.
Пш-пш, пш-пш, біз кеттік,
Жүрісті тым үдеттік
(дети строятся друг за другом паровозиком, двигаются друг за другом, повторяя текст вместе с воспитателем)
«Жапырақтар» (« Листья»)
Жапырақтар ұшады, (дети машут руками)
Жапырақтар айналады, (кружатся)
Жапырақтар жерге қонады, (приседают)
Жерде ұйықтады («спят»)
«Қыс» («Зима»)
Алақай, алақай,
Қуанды балақай (дети хлопают в ладоши)
Қар жауды
Қыс келді (поднять руки вверх, покружиться)
«Қуыршақ» (« Кукла»)
Қуыршағым тұршы, (руки вверх, потянуться)
Бетінді жушы, (имитация умывания)
Айнаға қарашы, («посмотреться в зеркальце»)
Шашынды тарашы (имитация причесывания)
«Қоян» («Заяц»)
Қоян шықты далаға (дети шагают)
Оңға қарады, солға қарады (смотрят вправо, влево)
Жүгірді, секірді, (бег на месте, прыжки)
Орнына отырды (присесть)
«Күзде» («Осенью»)
(авторская игра).
Жапырақтар түседі, (покружиться)
Жерде жатады (присесть).
Жаңбыр жауды (встать, руки вверх).
Жерде – шалшық,
Қарғып өтеміз! (имитация перепрыгивания через лужи).
Құстарұшып кетті (помахать руками).
«Дене шынықтыру» («Физкультура»)
Иілеміз оңға бір, (наклониться вправо)
Иілеміз солға бір. (наклониться влево)
Қолымызды жеткізіп
Оң аяққа, солға бір. (достать рукой то левую, то правую ногу)
2-ой вариант
Иілеміз оңға, (наклон вправо)
Иілеміз солға, (наклон влево)
Оң қолымен сол аяққа (потянуться правой рукой к левой ноге)
Сол қолымен оң аяққа (потянуться левой рукой в правой ноге).
«Жануарлар» («Животные»)
Орманға барсаң, қасқыр бар. (дети имитирую походку волка)
Тауға барсаң, түлкі бар.(лисы)
Сайға барсаң, қоян бар. (прыгают как зайчики)
Қыста барсаң байқандар,
Ұйықтап жатқан аю бар. (руки под щечку, «засыпают»)
«Орманымызға біз барайық» («В лес мы пойдем»)
Орнымыздан тұрайық, (дети встают)
Қолымызды созайық, (вытягивают руки вперед)
Белімізді жазайық,
Айналаға қарайық (смотрят по сторонам)
Отырайық, тұрайық, (приседают, встают)
Біз тынығып алайық (стоят)
Тынығып біз алған соң,
Орманымызға біз барайық. (шагают на месте)
«Саусақ ойындары» (« Пальчиковые игры»)
«Отбасы» (« Семья»)
Бір үйде біз нешеуміз? (показать кулачок)
Кел, санайық екеуміз.
Бас бармақ – әке, (отогнуть большой палец)
Балан ұйрек – шеше, (отогнуть указательный палец)
Ортан терек – аға, (отогнуть средний палец)
Шылдыр шүмек – мен, (отогнуть безымянный палец)
Кішкентай бөбек – сен! (отогнуть мизинец)
Бір үйде біз нешеуміз?
Бір үйде біз бесеуміз! (показать ладошкку)
«Сан» («Счет»)
Он қолымда бес саусақ (показать правую руку)
Бір, екі, үш, төрт, бес (загибать поочередно пальцы правой руки)
Сол қолымда бес саусақ (показать левую руку)
Бір, екі, үш, төрт, бес (загибать поочередно пальцы левой руки)
Бесте беске қасқанда
Болып қалды он саусақ. (показать обе руки)
«Таң» («Утро»)
Қолжуғыштың қасына
Келе қалды балақан. (раздвинуть пальцы рук, подвигать ими)
Ысқылады асыға
Алақанды алақан (потереть ладошку о ладошку)
Ысқылады асыға
Оң қолымен сол қолын (потереть правой рукой левую ладошку)
Ысқылады асыға
Сол қолымен оң қолын. (потереть левой рукой правую ладошку)
«Әжемнің екі қазы бар» (« У бабушки 2 гуся»)
Әжемнің екі қазы бар. (дети показывают два пальчика)
Мойындары иілген, иілген (сгибают и разгибают пальчики)
Оны қалай жазамыз? (разводят руками)
Жем береміз, су береміз, (имитируют насыпание зерна, наливание воды)
Енді мойны жазылар, жазылар. (руки согнуты в локтях, пальцы прямые)
Әжемнің екі қазы бар. (показывают два пальчика)
«Көбелек» («Бабочка»)
Ақ қанатты көбелек,
Көк қанатты көбелек, (разжимают и сжимают ладошки, имитируя движение крыльев бабочки)
Қызыл қанат көбелек
Бақшамызға келе кет. (похлопать в ладоши)
«Санамақ» (« Считалка»)
Ал санайық, санайық. (дети показывают правую ладошку)
Санып біліп алайық.
Біреу, екеу, үшеу, төртеу, бесеу, (загибают поочередно пальцы правой руки, левой руки)