Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры для младшего школьного возраста»
Подвижные игры для младших школьников
Многое резко меняется для маленьких детей, впервые пришедших в школу. Особенно для шестилеток. Иным становится двигательный режим, возрастает умственная, а также статическая нагрузка. Играют дети чаще всею в компьютеры, смотрят телевизор гораздо больше, чем нужно. В общем, двигаются они мало, значительное время пребывают в однообразной позе. Очень важно в данный момент принять меры для профилактики последствий неблагоприятных воздействий на ребенка изменившихся условий жизни помочь ему перейти на оптимальный для него в сложившихся конкретных условиях двигательный режим, предупредить нарушения осанки.
Чтобы преуспеть в этом отнюдь не простом деле, необходимо наладить тесное сотрудничество школы и родителей Последние должны понять, что и теперь внимание физическому воспитанию детей они обязаны уделять не меньше, чем в первые годы жизни. Целесообразно провести с родителями соответствующие консультации, разъяснить им, как организовать для сетей активный отдых, правильный двигательный режим, какие средства физического воспитания следует использовать, как обеспечить профилактику нарушений осанки
Ниже описаны некоторые подвижные игры и физкультминутки, направленные на предупреждение нарушений осанки. Можно рекомендовать проводить эти игры и физкультминутки родителям. Надо рассказать, как лучше их применять. Ориентированные на профилактику нарушений осанки игры и физкультминутки можно сочетать с обычными. Интерес к физическим упражнениям повышается при использовании мелкого спортивного инвентаря: мячей, гимнастических палок, обручей и т.п. Важно проводить игры на открытом воздухе. В холодную погоду занятия надо организовывать так, чтобы дети возможно больше двигались, чтобы на пояснения, команды уходило минимальное количество времени. В жаркую погоду место для игр выбирают в тени. Одежда должна соответствовать времени года. Игры надо проводить в стороне от проезжей части дороги, например, использовав травяную полянку, так как падения на асфальтовой площадке болезненны, а песчаное покрытие опасно из-за попадания песка в глаза.
Важно, чтобы в играх, в выполнении физкультурных минуток участвовали сами родители: личный пример взрослых повышает активность детей. Однако нельзя впадать в крайность: вмешиваться в игровую деятельность, мешать проявлять самостоятельность. Главное, чтобы дети принимали участие в игре добровольно. Можно применить такой прием: предложить ребятам для начала провести их любимую игру, а затем новую, на осанку. Физкультминутки проводят после просмотра телепередач рисования, проектной деятельности, чтобы снять утомление с позвоночника, вызванное длительным пребыванием в однообразное позе. В ходе проведения игр следует контролировать физическую нагрузку. При нормальной нагрузке дыхание у детей учащается незначительно, лицо розовеет, но немного, движения координированы, сохраняется желание играть. Если ребенок вспотел, стал часто дышать, побледнел или сильно покраснел, значит, нагрузка повышена. Следует остановиться или переключиться на более спокойную игру.
ИГРЫмогут быть такими.
«Флюгер».На площадке устанавливают 4 кегли, обозначающие стороны света. Игрок встает в центре. Для каждой стороны обусловливают свое действие: север — руки за голову, восток — руки на пояс, юг— руки в стороны, запад — руки к плечам ладони вперед. Водящий — взрослый. Игрок вместе с водящим говорит: «Флюгер строится у нас, повращаемся сейчас. Ветер справа, ветер слева — флюгер вертится умело». Затем водящий называет сторону света, например: «юг». Игрок выполняет поворот в сторону кегли, обозначающей юг, и ставит руки в стороны.
Методические указания. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с гpyппой детей. Родители объясняют условия игры, показывают, как делать повороты, какие делать движения руками, следят за тем, чтобы дети правильно принимали положение рациональной осанки. Повороты должны выполняться четко, под счет. Выполнив поворот, ребенок принимает обусловленное положение с правильной осанкой: голова — прямо, плечи разведены, живот подтянут. Темп — сначала медленный, затем средний. Продолжительность — 3-5 мин. Игру повторяют 2—3 раза. В интервалах между повторениями отмечают ошибки, поощряют правильное выполнение. Поворот выполняют в положении основной стойки. Ребенок должен научиться принимать правильную осанку и ориентироваться в сторонах света.
«Рак и мухи».Участники игры — «мухи». Они выбирают водящего — «рака». На месте игры чертят (обозначают) две параллельные линии. Расстояние между ними 80—100 см. Это «река», где живет «рак». Водящий — «рак»— становится посереди «реки». «Мухи» с интервалом 2—3 м располагаются на одном из «берегов». По команде взрослого дети произносят: «Под камнями рак живет. Рыбий хвостик он жуёт. Рыбий хвостик очень сух. Рак не знает вкуса мух». Затем с разбега перепрыгивают «реку». Тот, кто не угодил в «реку», считается пойманным. Водящий уводит его в свою «нору» ( в начерченный, обозначенный в «реке» квадрат, круг), и игра продолжается. После 3-4 перебежек игру останавливают, пойманные выполняют одно из упражнений на осанку и их отпускают. Выигрывает тот, кто ни разу не угодил в «реку» и во время игры сохранял правильную осанку.
Методические у к а з а н и я. Игру можно проводить с группой детей или с одним ребенком. Родители объясняют условия игры, показывают упражнения на осанку. Бег дети должны выполнять, сохраняя правильную осанку: голова — прямо, плечи разведены, живот подтянут. Роль водящего может взять на себя взрослый. Продолжительность — 5— 7 мин. Игру повторяют 2—3 раза. Произнесение речитатива дает детям возможность отдохнуть. При выполнении упражнений на осанку используют счет.
Упражнения на осанку.
1. И.п. -о.с. 1—2 — присед, руки за голову, локти назад; 3—4 — и.п. Повторить 4 раза. Темп медленный. Выполняя присед., спину держать прямой, вперед не наклоняться.
2.И.п. - о.с. 1 — поднять левую ногу, согнутую в колене, руки на пояс; 2—3 — держать; 4-и.п.; 5— 8 то же правой ногой. Повторить 4 раза. Темп медленный. Сохранять устойчивое положение.
«Не урони мешочек».Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними — 4—5 м. У стартовой линии выстраиваются две колонны по 3— 4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом 100—150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному палками или скакалками, не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора 30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и правильно.
Методические у к а з а н и я. Игру проводят с группой ребят. Дети проходят по коридору разными способами, например, на носках, поставив руки на пояс, выпрямив колени, поставив руки на пояс с локтями, отведенными назад, в полуприседе с прямой спиной, держа руки на поясе. Находясь в колоннах, игроки начинают движение со старта после того, как впереди стоящие достигнут финиша. Мешочки с песком укладывают на теменную область. Выполняя движение, не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, выстроившись на линии старта в шеренгу, тогда выигрыш получает не команда, а игрок.
«Кот и мыши».Водящий — взрослый. Он предлагает детям построиться в круг. После того, как на- званы «мышка» и «кот», начинается игра. Взрослый говорит: «Становитесь в хоровод. Оля (Света...) — мышка, Саша (Юра...) — кот. Будем дружно мы играть, коту мышку не догнать». После речитатива «мышка» убегает, а «кот» ловит ее. «Мышка» выбегает из круга и вбегает в него через «ворота» (между играющими). «Кот» пытается догнать «мышку», проскочив через «ворота», но игроки закрывают их, приседая и ставя руки на пояс или за голову. Спастись от погони «мышка» может, заменив кого-нибудь из образующих круг. Для этого она слегка ударяет любого игрока по плечу, тот убегает, а «мышка» занимает его место. По окончании игры отмечают самого ловкого «кота» и самую быструю «мышку».
Методические указания. Игра групповая. Продолжительность — 5—10 мин. 3—4 повторения. Через 5 мин. «кота» меняют. Можно усложнить игру, выбрав двух «мышек» и двух «котов». Надо следить, чтобы не было столкновений. Выполняя приседания, дети должны держать спину прямой, вперед не наклоняться, колени чуть разводить в стороны, сохранять устойчивое положение.
«Сторож и воробьи».Выбирают водящего — «сторожа». Остальные игроки — «воробьи». Чертят или выкладывают из скакалок круг диаметром 2,5—3 м. В круг помещают небольшие камушки или кубики. Это «зерна». Водящий — «сторож» — встает вкруг и говорит: «Воробьи-воробушки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». После окончания речитатива игроки впрыгивают вкруг на обеих ногах, берут предмет (каждый раз только один) и быстро выпрыгивают из круга. Водящий старается запятнать игрока. Запятнанные игроки высыпают «зерна» обратно в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше набрал «зерен». Запятнанные игроки выполняют упражнение на осанку.
Методические у к а з а н и я. Игру проводят с группой детей или с одним ребенком. Роль водящего — «сторожа» — может взять на себя взрослый. Игру повторяют 2—3 раза. Ее продолжительность - 5—8 мин. Для выполнения упражнения на осанку используют счет.
Упражнение на осанку. И.п. — о.с. 1 — руки к плечам, ладони вперед; 2—3 — держать; 4— и.п. Повторить 4 раза. Темп средний. Упражнение выполнять с мышечным напряжением.
«Снайперы».Игроки выстраиваются в шеренгу перед линией броска. У каждого два резиновых мяча. На расстоянии 4—5 м на возвышении (на скамейке или на доске) устанавливают кегли. По сигналу «Залпом, пли!» игроки одновременно выполняют бросок из-за головы по мишеням. Упражнение повторяют 2—3 раза. Выигрывают игроки, поразившие больше мишеней.
Методические указания. Игру проводят с группой детей или с одним ребенком. Родители объясняют условия игры, показывают, как надо бросать мяч. Следят за правильностью выполнения бросков, отмечают самых метких игроков. Продолжительность игры — 5—10 мин. Броски надо выполнять с сохранением правильной осанки: голова держится прямо, живот подтянут.
«Передал-садись».Команды строятся в колонны по одному. Дистанция один шаг. Капитаны, каждый с большим мячом в руках, стоят против своих колонн в 2—3 м от них. По сигналу капитаны направляют мячи своим первым игрокам, те ловят их, бросают обратно, садятся на пол (ноги скрестив, руки за голову, локти назад) и принимают положение правильной осанки. Капитаны бросают мячи вторым игрокам и т.д. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру при условии, что ее игроки сохраняли положение правильной осанки.
Методические указания. Игра групповая. Продолжительность — 5—10 мин. 2 повторения. Роль капитанов выполняют родители. Они сообщают детям условия игры, показывают на одном из игроков, что такое положение правильной осанки. Положение сидя, ноги скрестно игроки сохраняют, пока не завершит бросок последний участник их команды. Состав команды — не более 5—6 человек. Игру можно усложнить требованием бросать мяч из-за головы.
«Салки с упражнениями на осанку».Выбирают водящего — «салку». Задача «салки» запятнать как можно больше игроков. Пятнать можно только тех игроков, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: гнаться будто бы за одним, а мимоходом, изловчившись, осаливать другого. Осаленные игроки выбывают из игры.
Методические указания. Игра групповая. Родители сообщают детям условия игры, разучивают с ними упражнения на осанку, следят за соблюдением условий игры. Продолжительность —5—10 мин., 2—3 повторения, с заменой водящего другим игроком. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не попавшихся «салке» . По желанию роль водящего может выполнить родитель.
Упражнения на осанку.
1.Основная стойка.
2.Руки к плечам, ладони вперед.
3.Полуприсед, руки за голову, локти назад.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Котенок.Речитатив: «У бабушки Алены зверь живет мудреный. Он на печке греется, без водички моется. Кто, ребята, отгадает, что за зверь там проживает?»
Содержание. И.п. — о.с. 1 — подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед; 2—3 —держать; 4 —и.п. 4 раза. Темп медленный.
1.И.п. — руки за голову. 1—3 — руки вверх, ладонями наружу - вдох; 4 — и.п. — выдох. 4 раза. Темп медленный.
Методические указания. Речитатив произносит один из родителей, ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используют счет, например: «У бабушки Алены 1-2-3-4,1—2—3—4 и т.д.» Упражнение 1 выполняют с мышечным напряжением. Поднимаясь на носки, живот подтянут, лопатки сближены. В упражнении 2 необходимо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. Выполняя наклоны, колени не сгибать. Выполняя упражнение 4, надо посмотреть вперед, ноги и руки держать выпрямленными, не отклоняясь от средней линии. Прыжки выполняют мягко, приземляясь на носки.
«Дюймовочка».Речитатив: «Так мала она была, что под листиком жила. Голова с горошинку, а сама хорошая. Девочка - малявочка, а зовут Дюймовочка».
2.И.п. — о.с. 1 — руки к плечам; 2 — руки вверх; — руки к плечам; 4 — и.п. 4 раза. Темп медленный.
И.п. — лежа на спине, руки на пояс. Сгибание и разгибание в тазобедренных и голеностопных суставах, движения как при езде на велосипеде. Количество повторений — произвольное. Темп средний.
И.п. — лежа на животе, руки к плечам. 1 — прогнуться; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; — и.п. Имитация плавания стилем «брасс», ноги в упоре. 4—6 раз. Темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх - вдох, и.п. — выдох. 10 сек. Темп средний, переходящий в медленный.
Методические указания. Речитатив произносит один из родителей, ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используется счет. Упражнение 1 выполняют с мышечным напряжением. В упражнении 2 необходимо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. Имитируя движения как при езде на велосипеде, локти надо плотно прижимать к полу, вращения выполнять с большой амплитудой. Упражнение 4 выполнять с мышечным напряжением, хорошо сближая лопатки. В упражнении 5 детей учат глубоко дышать и правильно расслабляться.
«Жучок».Речитатив: «Божья коровка, черная головка, шесть быстрых ножек, гибких босоножек. На травинку ловко забралась коровка, крыльями взмахнула, раз- и упорхнула».
Содержание. 1. И.п. — руки за голову. 1 —подняться на носки; 2 — руки вверх; 3 — руки за голову; 4 — и.п. 4 раза. Темп медленный.
И.п. — лежа на животе, руки за голову. 1 — прогнуться с подниманием рук и ног; 2—3 — держать; 4 — и.п. 4—6 раз. Темп средний.
И.п. — о.с. 1 — руки вверх — вдох; 2.— и.п. — выдох. 4 раза, темп медленный.
Методические указания. Речитатив произносит один из родителей. Упражнения 2 и 4 выполнять с мышечным напряжением. При наклонах в упражнении 3 колени должны быть выпрямленными. В упражнении 5 детей учат правильному расслаблению и глубокому дыханию.
«Паровозик». Речитатив: «Паровозик заболел, очень сильный перегрев. Пара нет, пришла беда, из котла течет вода. Паровозик весь дрожит, слесарь стал его лечить. Где зубилом, где ключом, был он ласковым врачом».
И.п. — о.с. 1 — руки вверх, левую ногу назад на носок; 2 — и.п.; 3—4 — то же правой ногой. 4 раза. Темп средний.
И.п. — лежа на спине, руки на пояс. 1—2 —поднять прямые ноги; 3—4 — и.п. 4 раза. Темп медленный.
И.п. — лежа на животе руки вверх. 1 — прогнуться с подниманием рук. 2 — руки в стороны; 3 — руки вверх; 4 — и.п. 4 раза. Темп средний.
Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 10 сек. Темп средний, переходящий в медленный.
Методические указания. Речитатив произносит один из родителей. Используют счет.
Упражнения 1 и 4 выполнять с мышечным напряжением. Выполняя упражнение II, необходимо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. В упражнении III надо плотно прижимать к полу, не отклоняться от средней линии при поднимании ног.
Все физкультминутки организуют в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения лежа на спине и животе выполняют на коврике.