В статье говорится о значении подвижных игр на уроках физической культуры, подчёркнуты методические особенности проведения подвижных игр. Описаны четыре способа проведения подвижных игр:
1. Фронтальный
2. Поточный
3. Групповой
4. Индивидуальный
Для примера приведены несколько подвижных игр: "Самые ловкие", "Метко в цель", "Перемени предмет", "Перекати мяч". Статья иллюстрирована фотографиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на уроках физической культуры »
Развивающие игры на уроках физической культуры.
В досуге детей преобладают занятия статического характера. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют в среднем 32% общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые спонтанные движения 18-22%. Даже все это не может полностью удовлетворить потребности в движениях. В дни, когда в расписании есть урок физической культуры, учащиеся ощущают дефицит двигательной активности до 40%, а в другие дни 80% суточной нормы.
Другими словами, современные школьники подвержены влиянию гипокинезии. Основные резервы, увеличение двигательной активности школьников, заложены в улучшении физкультурно-оздоровительной работы: ежедневная гимнастика до занятий, физкультминутки на каждом общеобразовательном уроке (2-Змин), специальный час занятий физическими упражнениями (спортивный час), игры на переменах (15мин), подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулок (40мин). Все это вместе с уроками физической культуры, а также занятиями в спортивных секциях составляют объем двигательной активности (12-14 ч) в неделю. К.Д.Ушинский говорил: «Отдых после умственного труда — это не ничего не делание, а труд физический, что не только приятно, но и полезно».
Так у школьников, которые регулярно занимаются физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 2-3%. Однако занятия физической культурой и спортом эффективны лишь тогда, когда во главу угла ставится задача укрепления здоровья.
Этого можно достичь только при соблюдении ряда условий:
Объем движений должен соответствовать биологической потребности организма.
Движения должны быть разнообразными по форме.
Физические нагрузки должны дозироваться с учетом морфологических особенностей растущего организма.
Регулярно должны осуществляться врачебно-педагогическое наблюдение.
Физические упражнения, применения подвижных игр.
По самой природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и
полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное решение, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важные и полезные качества. В связи с этим подбираемые к урокам физической культуры и специально адаптированные к ним игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений, навыков, а также способствовать развитию и укреплению костно-связочного аппарата, нервно-мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.
Играя в грамотно и планомерно подобранные преподавателем специализированные или вспомогательные подвижные игры, ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физической деятельности с обще- прикладной и спортивной направленностью учебного предмета.
Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану данного учебного заведения, возрастно-половыми особенностям занимающихся.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий. В частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьёзное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся.
В процессе игры значительно повышается обмен веществ в организме играющихся, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой и закаливать организм водными процедурами.
Для развития качеств быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанциями в кратчайший срок и другими двигательными актами, на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
В рамках запланированных педагогом задач урока помогающие их решению подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с обще-развивающими подводящими и специальными упражнениями. С помощью этих или иных незатейливых, но весьма эффективных специализированных игр можно осуществить необходимую физическую подготовку.
Методические особенности проведения подвижных игр.
Обучение и развитие учащихся младших классов во многом зависит от методики проведение игр, так как они занимают значительное место в режиме дня этих детей. Во время динамического часа двигательная деятельность детей должна быть организована так, чтобы обучение всегда вело к развитию.
Для этого необходимо включать не только те двигательные действия, которые хорошо знакомы ребятам и с которыми они справляются, но и те, которые они выполняют с достаточным напряжением.
Как же можно активизировать его во время проведения подвижных игр?
Во-первых, во время объявления сюжета игры или двигательной задачи необходимо формировать у детей мотивы, побуждающие их обязательно выполнить задание. Для этого, во-первых, ребята должны иметь определенный опыт, в структуру которого входят знания, уже сложившиеся двигательные навыки, специфические для данной игры, как свои действия, так и действия команды.
Во-вторых, необходимо ориентировать детей на цели двигательной деятельности, подчеркнуть что-то новое из игр. Надо стимулировать призы. В-третьих, деятельность детей надо оценивать, результаты сравнивать. Перед учителем стоит задача помочь школьнику научится конкретным двигательным действиям на уровне активного сознания.
Особенностью подвижных игр является то, что они проводятся в свободной непринужденной обстановке и носят коллективный характер. Дети во время занятий активно отдыхают и получают моральное и физическое удовлетворение. Однако, несмотря на непринужденность, относительную свободу действий, занятия четко организуются. После построения в шеренгу, колонну или круг учитель сообщает детям задачи данного занятия. В каждое занятие включается не больше 4-5 видов физических упражнений (ходьба, бег, прыжки, лазание), подвижные игры и эстафеты с элементами упражнений. Подвижные игры проводятся в середине или в конце занятий. Учитель должен следить за дисциплиной.
Учитывая, что игры и физические упражнения оказывают значительное воздействие на организм детей, воспитатель обязан следить за степенью утомления школьников. Организация и проведение подвижных игр с учетом перечисленных методических особенностей позволит учителю эффективно решать задачи обучения и воспитания школьников.
Существует четыре способа проведения подвижных игр:
1. Фронтальный
2. Поточный
3. Групповой
4. Индивидуальный
Фронтальный способ применяется при обучении детей ходьбе, общеразвивающим упражнениям, в различных заданиях с мячом. Заключается он в том, что дети двигаются все вместе одновременно.
Поточный способ один из самых распространенных. Дети потоком, друг за другом, передвигаются, выполняя заданное упражнение. Этот способ наиболее удобен при обучении, т.к. позволяет педагогу корректировать действия ребят, устранять ошибки, оказывать страховку и помощь в случае необходимости. Этот способ широко используется для закрепления материала.
При групповом способе учащиеся по указанию учителя распределяются по группам, каждая из которых получает определенное задание и выполняет его. Одна группа работает под руководством учителя, затем ее место занимает другая группа, учащиеся последовательно выполняют 2-3 вида упражнений. Этот способ обычно применяется тогда, когда дети уже овладели определенным объемом двигательных навыков и умений.
Индивидуальный способ заключается в том, что кто-то из детей выполняет упражнения, а остальные наблюдают. Способ обычно применяется при освоении нового материала.
Подвижные игры
1. «Самые ловкие»
В игре участвуют 6 девчонок, 6 мальчиков. Игра состоит из бега с препятствиями. Эту игру можно провести в эстафетах.
Бег в данном примере через перекладины, затем следует переползти под перекладиной 2 прыжка в высоту, и одно переползание, затем следует пройтись по гимнастической скамейке. Назад по возрастной категории.
Если это дети 1-3 классов, то нагрузка уменьшается.
2. «Метко в цель»
Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10-12 предметов (кубики, кегли и т.п.) Играющие распределяются на две равные команды.
Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (линия огня), расположенную на расстоянии 5 м от предметов, и метает мячи по кубикам и кеглям. Подсчитывается количество выбитых предметов. Каждая команда должна сделать одинаковое количество бросков.
3. «Перемени предмет»
Дети распределяются на 2-3 команды. Перед каждой, на расстоянии 8-10 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, мешочек и т.д.). У первых номеров в руках кегля.
По сигналу учителя первые игроки бегут к кружкам, ставят туда кеглю, берут кубик, и вернувшись, передают его следующему игроку. Если кегля во время замены предмета упала, ее должен поднять поставивший игрок.
4. «Перекати мяч»
У каждого капитана в руках набивной мяч весом 2 кг. По команде «Внимание!» они проходят к линии и кладут его на пол; по команде «Марш»
катят его одного рукой вперед. Докатив до стойки, берут мяч в руки, огибают стойку, затем свою скамейку и на линии старта передают мяч второму участнику.
5. «Кенгуру»
В игре участвуют 6 мальчиков. Игроки садятся на баскетбольные мячи. По команде стартующий, сидя на мяче и придерживая его руками, начинает прыжок около нее. Он хватает, берет мяч в руки, огибает стойку, бежит с мячом к команде. Как только мяч попадает к участнику, сидящему первым, тот бежит к линии старта, садится на мяч и выполняет то же задание.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(224) "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроке физической культуры в начальных классах. "
["seo_title"] => string(132) "podvizhnyie-ighry-kak-odin-iz-sposobov-povyshieniia-dvighatiel-noi-aktivnosti-na-urokie-fizichieskoi-kul-tury-v-nachal-nykh-klassakh"
["file_id"] => string(6) "236916"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1444200028"
}
}