Просмотр содержимого документа
«Педагогическое чтение тема "Утренняя гимнастика"»
Учитель физической культуры
Онерской СОШ им.М.М.Стрекаловского
Дьяконов Александр Александрович
«Влияние утренней гигиенической
гимнастики на работоспособность школьников»
(на примере учащихся среднего звена Онерской СОШ)
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности человека, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья школьников.
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) – одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), она мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию
Объект исследования: процесс занятий физическим воспитанием в режиме дня школьников.
Предмет исследования: утренняя гимнастика для повышения работоспособности школьников.
Цель исследования: в выявлении влияния утренней гимнастики на работоспособность школьников.
Задачи:
Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ;
Изучить влияние утренней гимнастики на умственную работоспособность школьников;
Подобрать комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики.
Разработать методические рекомендации по использованию комплексов утренней гимнастики в практике общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования сводится к предположению о том, что комплексы утренней гимнастики позволят повысить умственную работоспособность учащихся в течение учебного дня.
Практическая значимость работы заключается в том, что подобранные комплексы утренней гимнастики и методические рекомендации могут быть использованы в педагогической практике общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что применяя утреннюю гимнастику можно, укрепить здоровье, но и повысить умственную работоспособность школьников.
Опытно-экспериментальная работа проводилось в 3 (три) этапа: Первый этап – констатирующий, на данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования. Сформулированы цель, задачи, методы и рабочая гипотеза исследования. Второй этап - в ходе формирующего эксперимента апробировалась система утренней гигиенической гимнастики направленная на повышение работоспособности школьников. Третий этап– контрольный. Будет проведен анализ результатов исследования.
С целью изучения влияния утренней гигиенической гимнастики на самочувствие и работоспособность школьников нами было проведено анкетирование среди учителей и школьников.
Было опрошено 21 школьников из трех классов и учителя в количестве 6 человек.
Был сделан анализ классного журнала - общее число отсутствующих, из них по болезни. Также по справкам определил виды заболевания.
Для эксперимента и анализа были взяты под наблюдение учащиеся 7-9 классов Онерской СОШ.
Данные 1 четверти 2016-2017 учебного года сравнили с итогом 1 четверти 2017-2018 учебного года. И как показали данные есть видимый эффект, улучшения качества учебы в 7-9 классах, успеваемость во всех классах стопроцентная. По опросам учителей также, динамика качества учебы школьников улучшилось.
Таким образом, хочется сказать что, утренняя гигиеническая гимнастика это - важная составная часть, физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста. В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. Правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создается у детей интерес к утренней гимнастике.
Потребность в движении является одной из общебиологических особенностей организма, играющей важную роль в его жизнедеятельности. Дефицит двигательной активности может выступать в качестве тормозящего фактора реализации интеллектуального и физического потенциала ребенка. Двигательная активность в условиях предоставленной двигательной свободы, как правило, ведет к нормальному росту и развитию организма, в частности его физических качеств, а также функционального состояния сердца. Улучшение состоянии сердечно- сосудистой системы, физической работоспособности и адаптационной возможности организма школьников мы видим в исследовании физических показателей школьников.
Мы предположили, что в результате систематических занятий утренней гигиенической гимнастикой будет повышена эффективность физической подготовленности школьников.
Использованная литература
1. Баршай В.М Физкультура в школе и дома: Ростов-на-Дону «Феникс». 2001
2. Виленская Т.Е. - новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста. 2009г.
3. Дмитриев А.А., физическая культура в специальном образовании - М.: «Академия» 2002
4. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., Гимнастика - М.: академия 2001