Просмотр содержимого документа
«Особенности физического воспитания школьников посредством занятий лыжной подготовки»
12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теплореченская основная общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Исполнитель:
Свинчукова Оксана Александровна,
Учитель физкультуры
МБОУ «Теплореченская ООШ»
Теплая Речка
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Особенности физического воспитания школьников посредством занятий лыжной подготовки ………………………………………….…... 5
Место лыжной подготовки и лыжного спорта в системе физического воспитания учащихся………………………………….…... 5
Развитие физических качеств и выносливости у детей на уроках лыжной подготовки………………………………..….…... 6
Планирование и распределение нагрузки на лыжный сезон для развития выносливости учащихся…………………..…….10
Глава 2. Оценка эффективности использования лыжной подготовки для развития выносливости школьников на занятиях физкультурой …………………………………………………………………………………... 15
Организация и методика проведения занятий по лыжной подготовке в зависимости от возраста и подготовленности учащихся...15
Мониторинг эффективности использования лыжной подготовки для развития выносливости школьников………..……...……...25
Заключение ……………………………………………………………...…... 26
Список литературы ………………………………………………………… 27
Введение
Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.
Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой - просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.
Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников. Все остальные качества - быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.
Конечно, это всё прекрасно, когда видишь группу детей, энергично идущих на лыжах, проходивших большой километраж и после возвращения весело обсуждающих пройденную дистанцию и желающих после уроков ещё покататься на лыжах. Но к сожалению, не все дети могут дойти дистанцию до конца и это связано прежде всего с низким уровнем развития выносливости. Как показывает опыт, такие дети они малоподвижные, пассивные, нецелеустремленные, из-за быстрого утомления они часто болеют и плохо успевают по многим образовательным предметам. Поэтому встает остро вопрос о развитии выносливости у учащихся различными методами и средствами. Одним из средств развития выносливости является лыжная подготовка учащихся. Но какие приемы и методы необходимо использовать для развития выносливости детей через лыжную подготовку, как не навредить здоровью детей и насколько эффективна лыжная подготовка для развития выносливости? Поиск ответов на эти вопросы и определи тему моей работы: «Развитие выносливости учащихся через уроки лыжной подготовки»
Цель работы: определить пути развития выносливости учащихся на уроках лыжной подготовки и оценить эффективность выбранных методов.
Предмет исследования: уроки физической культуры.
Объект: развитие выносливости учащихся через уроки лыжной подготовки.
Исходя из всего выше сказанного, основными задачами моей работы:
1. Дать характеристику понятия «выносливость и её виды»;
2. Выделить роль обучения по программе лыжной подготовки для физического развития учащихся
3. Определить возрастные особенности и методы организации лыжной подготовки учащихся
4. Определить эффективность уроков лыжной подготовки для развития выносливости учащихся
Методы исследования: наблюдение, мониторинг, тестирование, анализ.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Место лыжной подготовки и лыжного спорта в системе физического воспитания учащихся
В нашей школе, пусть не на высоком уровне, но планомерно можно развивать этот вид, так как есть отдельное, небольшое помещение для хранения лыж, которые стоят в отдельных стойках и удобны для индивидуального подбора по росту (от маленького – 155, среднего – 170, и высокого – 190). В основном лыжи деревянные, но есть 7 пар пластиковых, которые, используются для городских соревнований. Спортивная площадка школы большая, разделённая на две половины. На первой идёт отработка ходов, есть небольшие подъёмы, на которых отрабатывается техника подъёмов и спусков, и на ней выполняют задания более сильные учащиеся. На второй половине работают более слабые ученики, для того, чтобы им никто не мешал. Общий круг -500м, на нём отрабатывается равномерный ход по слабопересечённой местности, где развиваем общую выносливость. В свободное от учёбы время классы, по графику ходят в лыжные походы, проводим внеклассные мероприятия на лыжах.
Не у всех учащихся физическая подготовленность одинаковая, особенно это видно на уроках лыжной подготовки. Если у тебя плохая силовая подготовка, значит ты не сможешь сильно отталкиваться руками и при подъёмах хорошо работать ногами, слабый пресс и спина, мешают усиливать скорость, которая нам нужна при финишных рывках, обгоне соперника, нет равновесия, не сможешь долго выполнять одноопорное скольжение на одной лыже при выполнении классических и коньковых ходов, нет выносливости, не сможешь проходить в нужном темпе всю дистанцию. Физическая подготовленность человека не только предохраняет от многих заболеваний, она способствует развитию хорошего самочувствия, того, что мы называем здоровьем.
А физическая готовность в первую очередь зависит от выносливости, поэтому главным направлением моей деятельности на уроках является её развитие и на этой основе повышение уровня двигательной активности учащихся.
1.2. Развитие физических качеств и выносливости у детей на уроках лыжной подготовки
Выносливый человек – физически сильный, стойкий, способный многое вынести, выдержать. Низкий уровень физической готовности организма отражается на настроении, работоспособности, приводит к своеобразной ущербности личности.
Простой и исчерпывающий ответ: природа помогает тому, кто делает энергичную физическую работу, кому не нужна гора мускулов. У него здоровые системы дыхания и кровообращения.
Из всего многообразия физических упражнений я выбрала те виды, которые наибольшую пользу приносят именно этим важным системам. Такими видами упражнений являются упражнения для развития выносливости организма. На это и направлена моя работа.
Выносливость – основа физической подготовленности. Она имеет первостепенное значение для жизнедеятельности человека, для оптимального уровня производительности труда (как умственного, так и физического). Выносливость – это и способность организма противостоять утомлению от выполняемой работы, следовательно, организм школьника способен выполнять и умственные нагрузки без снижения ее интенсивности.
Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением.
Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов - главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств.
Виды выносливости
Различают общую и специальную выносливость.
Общая и (неспецифическая) выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.
Специальная (специфическая) выносливость- это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта.
Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера.
Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:
скоростная выносливость;
силовая выносливость;
скоростно-силовая выносливость.
Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности.
Силовая выносливостьхарактеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.
Скоростно-силовая выносливостьхарактеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу.
Можно еще говорить о нервной выносливости - способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение.
Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость.
Выносливость - комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах. При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.)
Что же происходит в организме при выполнении упражнений по программе выносливости? Упражнения, выполняемые в умеренной интенсивности более 10 мин., оказывают заметное влияние на весь организм в целом, и в особенности на его дыхательную систему и систему кровообращения.
1. Сердце – центральный орган сердечно - сосудистой системы. В покое за сутки сокращается около 100 000 раз, при этом перекачивает кровь как насос в количестве 10 тонн через артерии и ткани. На частоту сердечных сокращений влияют физическая и нервная нагрузки, нервозность, болезнь сосудов и другие факторы. Сердце, подобно всякому хорошему насосу, способно почти десятикратно увеличивать свою производительность. Физические упражнения на выносливость в значительной степени оказывают тренирующее действие на сердечную мышцу, обеспечивая при этом необходимый приток крови преимущественно за счет увеличения ударного объема. Они вызывают ускорения потока крови и увеличивают его давление. Такое увеличенное давление при более высокой температуре активизирует процессы сгорания, при которых из сосудов и всего организма в целом удаляются жиры и отработанные продукты. Увеличивающийся поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить частоту сокращений. Снижение частоты пульса происходит еще и потому, что сосуды, приспосабливаясь к частым ускорениям потока крови, становятся более эластичными и даже увеличиваются в объеме. Попросту говоря, кровеносные сосуды выполняют гимнастику.
Мозг, так же как и мускулатура тела, постоянно нуждается в кислороде и крови. По мере того как мышцы развиваются, рефлексы становятся более быстрыми, улучшается способность думать и действовать быстро и бодро, дневная работа выполняется качественно, потому что духовное и физическое здоровье позволяет поддерживать уровень напряжения постоянным, не вызывая переутомления в организме.
Нетренированное сердце не может увеличить ударный объем, и потребность в крови удовлетворяется главным образом за счет увеличения числа сердцебиений. В результате сердце быстро устает, не справляясь с повышенным запросом организма в крови. Процесс восстановления энергетических запасов замедляется.
Для сердца не имеет значения, какие мышцы работают, для него важна потребность в кислороде, которую предъявляет организм во время физических нагрузок.
2. Систему органов дыхания составляют легкие и воздухоносные пути. Вся кровь человеческого организма перекачивается через легкие, дыхательная поверхность которых превышает примерно в 75 раз поверхность тела. Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, ритмически сменяя друг друга, обеспечивая прохождение воздуха через легкие и их вентиляцию. В легких из крови выделяется углекислота и другие продукты обмена, которые выдыхаются наружу. При вдохе кислород попадает в легкие, поглощается гемоглобином крови и разносится кровеносной системой по всему организму. В результате выполнения физических упражнений потребность в кислороде возрастает – дыхание учащается, восполняется недостающий кислород. Возрастающая потребность в кислороде при физической работе увеличивается в 10–15 раз, предъявляет большие требования к деятельности дыхательной системы. Если в покое частота дыхания равна 15–20 в минуту, глубина дыхания 300–600 мл, то есть легочная вентиляция 4–8 л (количество воздуха, прошедшего через легкие в 1 мин.), то при работе эти показатели достигают: частота дыхания до 40 и более в минуту, глубина дыхания до 1500 мл и более, то есть легочная вентиляция составляет 160–180 л воздуха. Поступающий во время физической деятельности умеренной интенсивности в большом количестве кислород быстро переходит в кровь, являясь необходимым для жизненного процесса.
Физические упражнения по программе выносливости, выполняемые в умеренной интенсивности в течение 10–30 мин., позволяют добиться общеукрепляющего и оздоровительного эффекта, когда организм достигает устойчивого состояния и сердечно-сосудистая и дыхательная системы непрерывно, синхронно, не слишком напряженно удовлетворяют возросшие потребности в кислороде и питательных веществах.
1.3. Планирование и распределение нагрузки на лыжный сезон для развития выносливости учащихся
Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды когда тяжелее, поэтому надо рассчитывать нагрузку на уроке.
Физическая нагрузка - это определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
В системе подготовки лыжников необходимо предусмотреть постепенное изменение объема нагрузки и включение различных упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся. В учебном процессе необходимо спланировать нагрузку так, чтобы объем средств, способствующих повышению общей физической подготовки, развитию быстроты, ловкости, координации и общей выносливости, постепенно увеличивался. Большое значение в этом плане приобретают подвижные и спортивные игры, круговая тренировка с применением упражнений общеразвивающего характера, средства и методы, способствующие развитию этих качеств. Дальнейшему повышению достижений помогает включение в работу средств, способствующих развитию силовой и мышечной выносливости, значительное увеличение объема работы по совершенствованию общей и специальной выносливости.
Для успешного проведения уроков по лыжной подготовке необходимо осуществлять правильное планирование и вести учет полученных результатов.
При составлении плана учитель должен хорошо знать, какие средства и методы позволяют наиболее эффективно решать ту или иную задачу урока. Планирование помогает учесть все стороны подготовки учащегося: функциональную, техническую, тактическую, волевую, теоретическую и педагогическую.
Одновременно следует установить, какие тесты и нормативы будут использованы для определения эффективности работы.
Физическая работоспособность и выносливость являются одними из самых важных двигательных качеств учащихся. Высокий уровень их развития позволяет не только эффективно выполнять технико-тактические действия в условиях нарастающего во время ходьбы утомления, но и сравнительно легко переносить значительные нагрузки.
Объем нагрузки характеризует ее количественную часть (как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество работы, выполненной в течение определенного времени за одно занятие, неделю, месяц и т. д.).
Уместно отметить, что сегодняшние уроки физической культуры с их застывшими формами и содержанием практически не оздоравливают и не закаляют ребенка. Стало быть, для выполнения гигиенической нормы движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Это невозможно без интереса ребят к упражнениям без сознательного их выполнения. На мой взгляд, эти задачи решаются проведением нетрадиционных, нестандартных комплексных урочных форм занятий, таких, как организованные внеучебные оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия.
После уроков для детей необходимо создать условия для культурного проведения их свободного времени, для работы спортивных секций, оздоровительных групп, команд общей физподготовки.И все-таки первое место в школе отдано уроку.
Урок – главенствующая форма жизнедеятельности детей в школьном пространстве.Я применяю проведение комплексных уроков общей физической подготовки, способствующих развитию биологических и психических свойств организма ребенка. Они направлены на осуществление активной двигательной деятельности, на развитие выносливости. Такие уроки позволяют выполнить значительный объем работы. Они многообразны по содержанию используемых средств, вызывают повышенный интерес у школьников и оказывают полноценное воздействие на психику и эмоциональные чувства детей.
От меня, как от учителя, проведение комплексных уроков общей физподготовки требует обеспечения на них страховки, безопасности учащихся, постоянного контроля за функциональным состоянием организма школьников и регулирования нагрузки.
Комплексные уроки двигательной активности требуют решения задач по разработке схемы единого годового планирования учебного материала по предмету “физическая культура” и массовых оздоровительных, физкультурно-спортивных внеучебных мероприятий.
Схема единого годового планирования предусматривает:
– изучение основ техники элементов движений (младший школьный возраст, 1–4-е классы);
Каждая четверть учебного года решает главную задачу – развитие выносливости организма школьника.
Так, в I четверти традиционно проводятся:
1. Неделя оздоровительной ходьбы, марш-бросков, походов по родному краю.
2. Декада оздоровительного бега.
3. Неделя физических упражнений по развитию скоростно-силовой выносливости.
4. Месячник общей физподготовки, в который входит изучение упражнений по развитию общей, скоростной, силовой и скоростно-силовой выносливости.
С первых дней учебного года в обязательном порядке организуется массовая оздоровительная, физкультурно-спортивная работа после уроков:
– первенство школы по футболу среди сборных команд 2–9-х классов;
– общешкольный день здоровья под девизом “Движение для здоровья”;
– соревнования по общей физической подготовке “Тесты по Кемеровской области!”
Физкультурные мероприятия проводятся на высоком организационном и спортивном уровне. Здесь важно не количество проведенных состязаний, а качество проводимой организационно-массовой и учебно-спортивной работы с детьми и подростками. А соревнования, праздники – венец, итог проделанной работы с учащимися и для учащихся.
Не забыты задачи и по закалке детского организма. В сентябре–октябре 12–15 занятий проводятся на свежем воздухе.
Во второй четверти поддерживается высокий уровень физической готовности направленной на выработку скоростно-силовой выносливости.
Занятия переносятся в спортивный зал. Температурный режим в спортивном зале поддерживается на уровне 15–17 градусов выше нуля, что исключает понижение двигательной активности у школьников, уровня общей выносливости детского организма, а моторная плотность урока остается высокой (75–90%).
На уроках широко используется проведение веселых эстафет общей физподготовки. В этот период не утихает внеучебная физкультурно-оздоровительная и массовая спортивная жизнь школьников. К концу ноября ученики состязаются в силе, ловкости, координации, быстроте, выносливости на стартах веселых эстафет ОФП. В конце декабря торжественно открываются соревнования по гимнастическому многоборью среди девочек и мальчиков, выполнивших квалификационные нормативы на уроках физической культуры.
Третья четверть –дни лыжной подготовки.
Физкультурные занятия на чистом морозном воздухе, в период с января по март в значительной мере закаляют и оздоравливают организм школьника, развивают аэробную выносливость и поддерживают его работоспособность в течение длительного времени.
В это время стартуют:
· зимние игры здоровья “Русские забавы”,
· подвижные игры “Малышок”,
· первенство школы по мини-футболу среди 3–4-х классов,
· чемпионат школы по баскетболу среди 5–9-х классов,
· личные соревнования по лыжным гонкам среди 2–9-х классов,
· общешкольный день здоровья “Мороз и солнце, день чудесный”.
В четвертой четверти продолжается проведение нетрадиционных форм уроков физической культуры как в зале, так и на стадионе.
Проведение комплексных уроков здоровья организуется по схеме:
· – декада упражнений на развитие силовой выносливости;
· – декада по воспитанию скоростной выносливости;
· – декада упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости;
· – неделя бега на выносливость;
· – шестидневка оздоровительной ходьбы.
Внеучебная физкультурно-спортивная работа характеризуется проведением массовых зрелищных комплексных мероприятий под девизом “Физкультуре – физкульт-ура!”, посвященных Дню Победы:
· – праздник спорта и здоровья;
· – традиционные состязания по прыжкам в высоту на призы дирекции школы;
· – фестиваль спортивных, подвижных и русских народных игр.
На летний каникулярный период дети получают самостоятельные личные планы и рекомендации, принимают участие в физкультурных и спортивных мероприятиях оздоровительных загородных и городских лагерей.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
2.1. Организация и методика проведения занятий по лыжной подготовке в зависимости от возраста и подготовленности учащихся
В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории лыж конкретно сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии этого важнейшего физического качества, но ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при разумном и целесообразном планировании урока, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими это первоклассники. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств.
Основные особенности возрастного развития физических качеств школьников. Уровень развития основных физических качеств у мальчиков от 8 до 16 лет постоянно повышается, а у девочек происходит неравномерно, бывают периоды задержки темпа развития и даже их снижения. Девочки по сравнению со сверстниками-мальчиками имеют ряд функциональных особенностей, сводящихся к меньшей физической работоспособности вследствие более низкого уровня развития, аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции. У девочек значительно хуже развиты функциональные системы аэробного энергообеспечения. При физической нагрузке умеренной и большой мощности у них это проявляется в меньших величинах МПК (максимальное потребление кислорода) и физической работоспособности. На всех возрастных этапах развития в обеспечении мышечной энергетики у девочек сохраняется более высокая роль окислительных процессов. В этом смысле «женский» тип энергообеспечения ближе к «детскому». Это одна из биологических основ известной большей в сравнении со сверстниками-мужчинами физической выносливости женщин именно при умеренных физических нагрузках.
Как известно, у школьников всех возрастных групп реакции сердечнососудистой и дыхательной системы на пробегание дистанции с различной скоростью имеют четкие половые различия. Например, если после бега на дистанции и у мальчиков, и у девочек примерно одинаковое увеличение ЧЧС - до 200-240 удара в минуту, то длительность восстановительного процесса (по частоте пульса) у девочек значительно больше. Например, к 10-й минуте восстановительного периода у девочек ЧЧС была на 10-20 ударов больше. Сдвиги максимального и минимального артериального давления в ответ на физическую нагрузку у девочек всех возрастных групп также выражены в большой степени.
В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения.
К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.
В учебной работе большое место должно быть отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств — ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста.
Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду, при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже — 15 °С. В северных районах эта температурная норма может быть понижена на 5° в южных — примерно на столько же повышена.
Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость учащихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, держать по возможности всех учащихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину.
Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдельных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным направлениям.
Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий.
Вместе с тем выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования сводятся к следующему:
На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.
* Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.
* Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и подготовленностью школьников.
От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохождения. Во 2-5ых классах дистанция для девочек и мальчиков-1км, в 6-8ых классах- 2км, в 8-9ых классах-3км.
Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1-9го кл.
Основная направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном увеличение длинны проходимой дистанции: от 1км. в первом классе до 9 км. в девятом классе у юношей, и до 5км. у девочек.
Предусматривается тесная связь уроков по лыжной подготовки с внекласнной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.
Содержание и методика проведения уроков в начальной школе
Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.
Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся три раза в неделю 45 минут, сдваивать их запрещается. Три урока дают большой эффект при обучении повышение общей работоспособности детей школьного возраста. В процессе уроков лыжной подготовки в 1-ом классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3км.
Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним.
Большое значение для повышения эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами большим, указательным и средним.
Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале, оставшуюся часть первого урока можно использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений.
В 1-2ом классах ставятся следующие задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:
научить управлять лыжами при поворотах на месте
научить передвижению ступающим и скользящим шагом
научить преодолеванию небольшие подъемы и спускаться с пологих спусков
научить повороту переступанием в движение (во 2ом классе)
Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все школьники независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.
В 1-ом классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-ом классе ставиться задача его освоения, в 3-ем классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.
При совершенствование техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны значительно сгибаться в колени. В 1-ом классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься в пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.
В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движение, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим шагом в движение-один из самых распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге.
Содержание и методика проведения уроков в 5-9ых классах.
В школьных программах в разделе «лыжная подготовка» в этих классах предусмотрен большой объем нового учебного материала. В 5-6 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5-8 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь существенно влияет на длину скользящего шага.
Отталкивание ногой должно быть направленно вперед вверх, в момент его окончания голень- бедро-туловище составляют прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и впоследствие приводят к возникновению ошибок в других фазах хода. Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а также прогибание туловища при отталкивание. При отталкивание у школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме этого, часто обращает на себя внимание незаконченный толчок - в этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх назад.
Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5-ом классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучение школьники не испытывают.
В начале обучения в 6-ом классе главное овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.
В следующих классах при совершенствование техники одновременного двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.
В 7-8ых классах параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход-основной и стартовый вариант. При изучение одновременного одношажного хода, у школьников может проявиться несогласованность рук и ног.
Коньковый ход- способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Главное при изучение конькового хода-освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.
В 5-8ых классах продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором в то же время продолжается изучение и совершенствование стоек спуска и поворотов в движение. Важным разделом в лыжной подготовке является изучение преодоления неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором.
Изучая подъемы «полуелочкой» следует сосредоточить внимание на кантование отводимой лыжи, это сразу улучшает устойчивость и создает уверенную опору.
Наиболее сложным для изучения в этих классах, начиная с 9-го, является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной подготовки в 8-ом классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В 9-ом классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Способы передвижения с хода на хода изучаются в 9-ом классе после повторения попеременных и одновременных ходов с тем чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения.
Повышение уровня общей и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовке
В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно к трем урокам в неделю провести еще 1-2 занятие на лыжах в свободное от учебы время.
Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с первого класса, длительное передвижение на лыжах и пробегание коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе длительность передвижения в медленном темпе с1км. в первом классе постепенно увеличивая до 3км. в четвертом классе.
Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу.
Начиная с 5-го класса дистанции проходимые с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8-му классу 4км. у мальчиков и 3км. у девочек. Но на уроке нет времени для увеличения нагрузки в этом виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения.
В процессе урока учащимся необходимо ознакомиться с переменным методом тренировки, включая в уроки прохождение дистанции с ускорением на отрезках 300-500метров у мальчиков и 250-300метров у девочек.
Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств достигается повышением общей и моторной плотности урока.
2.2. Мониторинг эффективности использования лыжной подготовки для развития выносливости школьников
Подводя итоги работы по развитию динамической готовности школьников, можно привести такие примеры развития выносливости. В 2010/11 учебном году половина учеников 1-го класса в шестиминутном беге показала высокие и средние результаты, а к окончанию начальной школы (2012 г.) таких было уже 85%.
За три лет работы (2010 - 2012 гг.) прирост высоких результатов у школьников 4- 5х классов составил 25%.
За эти годы ученики начальной школы повысили свои результаты в подтягивании на перекладине в два раза, в упражнениях на гибкость, скорость, координацию на 10%.
В первые два года 67% рабочего времени, из 183 учебных дней, были потрачены на проведение уроков физической культуры в спортивном зале. За это время количество учеников 2–5-х классов, перенесших острые респираторные заболевания, в среднем составляло 20–36%. В последующие три года уроки в закрытом помещении составляли 35–40%, остальные были перенесены на улицу. В результате число школьников, болевших ОРЗ, уменьшилось до 10–11%, а посещаемость уроков увеличилась в 1,8 раза.
Был опробован механизм адаптации, устойчивости и невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам природы.
Единственное, что потребовалось от учителя, – это постоянное следование принципам: “Играя – оздоравливать, укреплять! Играя – воспитывать, развивать! Играя – образовывать, обучать!”
Все это способствовало и повышению успеваемости школьников. Средний балл оценки по четвертям за три года составил 4,38.
Заключение
Я убеждена, что правильно организованные занятия учащихся по лыжной подготовке способствуют физическому и умственному развитию и совершенствованию. Данное исследование подтвердило, что лыжная подготовка является неотъемлемой частью физического воспитания учащихся.
Через лыжную подготовку можно научить детей трудиться, развивать и оберегать их таланты, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье, постоянно закаляя характер ребенка – фундамент личности человека.
Минуло время, когда человечество старалось жить, руководствуясь древним изречением: “В здоровом теле – здоровый дух”.
Сегодня за все нужно платить, в том числе за здоровье!
Пришло время, когда надо жить по правилу: “Здоровое тело и душа – продукт здорового рассудка”.
Список литературы
Бутин И.М. Лыжи и коньки детям. – М.: Просвещение, 1990.
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1990.
Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: 1992.
КОПС К.К. Упражнения и игры лыжника. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
Фельденкрайз М.Н. Осознание ребенка через движение. – М.: 2000.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(181) "Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры "
["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-eliemientov-natsional-nykh-vidov-sporta-narodov-sieviera-na-zaniatii-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "134308"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1416734026"
}
}