kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей игре шахмат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы, шашки - настольные игры, широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении, рождены для испытания ума. В борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений. Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах мат, что значит буквально: «шах умер». В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными.Шахматы, шашки - настольные игры, широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении, рождены для испытания ума. В борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений. Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах мат, что значит буквально: «шах умер». В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей игре шахмат»

Содержание

Введение

1. История возникновения игры

2. Правила игры

3. Правила соревнований

Заключение

Список использованных источников



Введение

Шахматы, шашки - настольные игры, широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни. Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении, рождены для испытания ума. В борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений. Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах мат, что значит буквально: «шах умер». В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками (с каждым на отдельной доске). Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков и т. п. Игра по переписке, по телефону, в Интернете имеют особые правила. Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. Соответствующий раздел шахматной композиции — сказочные шахматы.

Глава 1. История возникновения игры

По утверждению историков, первую игру, похожую на шахматы, придумали жители Индии, примерно в V—VI веке н. э. Эта игра носила название чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница — в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон — сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал прыгать через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников. В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли. Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь — переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию. Вот так, пройдя долгий путь от чатуранги до современных шахмат,   претерпев множество изменений и реформ, шахматы пленили своей гармонией, глубиной и красотой сердца миллионов людей во всем мире и стали нашей любимой игрой.

Глава 2. Правила игры. Начальное положение фигур.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8). У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур. В каждый комплект фигур входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются в определенном. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно. Расположение ферзя и короля легко выучить по памятке «ферзь любит свой цвет», то есть белый ферзь стоит на белом поле, а чёрный на чёрном. Ходы. Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по определенным правилам. Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть «проходящими» все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня (см. ниже). Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие). Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали. Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали. Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали. Слон ходит на любое расстояние по диагонали. Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. В отличие от всех остальных шахматных фигур, ход коня делается вне плоскости доски, то есть конь непосредственно перемещается («перепрыгивает») с начального поля на конечное и никакие фигуры, стоящие на других полях, ходу коня помешать не могут. В частности, конь может ходить на поле, даже если оно полностью окружено своими или чужими фигурами. Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данной партии ещё не делала ходов, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля (превращение пешки). Превращение пешки является частью того хода, которым она перемещается на последнюю горизонталь.

Шахматная партия подразделяется на три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Дебют — начальная стадия шахматной борьбы (около 15-20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих. Миттельшпиль, или середина игры, следующая за дебютом стадия партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Эндшпиль — окончание, или заключительная часть, партии. Одна из сложнейших стадий игры, в которой «просыпается от спячки» король и увеличивается значение пешек; перед играющими возникают «страшные угрозы» — цугцванга (положения, при котором соперник вынужден сделать невыгодный, проигрывающий ход) и цейтнота (недостатка времени, отпущенного шахматисту на всю партию). В шахматах существует  два специальных хода: Рокировка— если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи, поэтому рокировку следует начинать с перестановки короля, а не ладьи. Взятие на проходе— когда пешка совершает ход на две клетки через битое поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. При этом пешка противника перемещается на битое поле, а сбитая пешка снимается с доски (пример см. на диаграмме). Взятие на проходе возможно только непосредственно в ответ на ход пешки через битое поле, на следующих ходах оно уже не разрешено. Шах, мат и пат. Король, находящийся на битом поле, называетсястоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит дать шах королю (или объявить шах). Ходы, после которых король сделавшего ход остаётся или оказывается под шахом, запрещены; игрок, король которого находится под шахом, обязан немедленно его устранить. Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называетсяполучившим мат, а его противник поставившим мат. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называетсяпат. Итог игры. Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей. Выигрыш фиксируется в следующих случаях: Мат.Игрок, поставивший мат, выигрывает. Один из игроков сдался.Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент, для этого ему достаточно объявить вслух «сдаюсь» (или же остановить шахматные часы). Его противник объявляется победителем. Один из игроков просрочил время.Его противник объявляется победителем, за некоторыми исключениями, описанными в разделе «Контроль времени». Техническая победа— присуждается в официальном турнире игроку, если его противник: не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени (в настоящее время принято нулевое опоздание, если организаторы соревнований не решили иначе); прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать); грубо нарушил правила или не подчинился судье; сделал 2 запрещённых правилами хода; при игре в блиц или быстрые шахматы (меньше 60 минут на всю партию) сделал запрещённый правилами ход, и противник заметил ошибку до своего ответного хода. также техническая победа может быть присуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре по какой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнира специально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должна была проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количествеигроков в турнире по швейцарской системе). Ничья фиксируется в следующих случаях: Пат. Матовое положение не может быть достигнуто никакой последовательностью ходов(например, на доске осталось недостаточное количество фигур для постановки мата любым игроком — скажем, король и один слон против короля). Троекратное повторение позиции(не обязательно в течение трёх ходов подряд), причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции, должен обратиться к судье; в противном случае игра продолжается. Правило 50 ходов.Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Как и в случае троекратного повторения позиции, ничья фиксируется только по требованию одного из игроков. Для предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила», ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью. Один из игроков просрочил время. В некоторых случаях, описанных в разделе«Контроль времени», засчитывается ничья. У игрока осталось менее двух минут, но его соперник не пытался выиграть «нормальными средствами», или такой выигрыш невозможен. По требованию игрока, у которого осталось меньше двух минут, судья в таком случае может засчитать ничью.



Список использованных источников

1. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы.

2. Линдер И.М. У истоков шахматной культуры. М.: 1967 г.

3. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: 1990 г.

4. Авербах Ю.Л. В поисках истины. М.: 1992 г.

5. Костьев А.Н. Уроки шахмат. М.;Физкультура и спорт, 1984 г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обучение детей игре шахмат

Автор: Степанов Рауль Валентинович

Дата: 02.03.2018

Номер свидетельства: 460390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Дидактические игры, напрвленные на обучение детей игре в шахматы"
    ["seo_title"] => string(78) "didaktichieskiie_ighry_naprvliennyie_na_obuchieniie_dietiei_ighrie_v_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "467568"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1524582873"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_podkhody_k_obucheniiu_detei_doshkolnogo_vozrasta_igre_v_shakhmaty"
    ["file_id"] => string(6) "622222"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1672753224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) ""Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента""
    ["seo_title"] => string(80) "rekomendatsii_pedagogam_i_roditeliam_po_vospitaniiu_i_obucheniiu_detei_s_raznym_"
    ["file_id"] => string(6) "510105"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557796668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(65) "didaktichieskiie-igry-pri-obuchienii-igrie-v-shakhmaty-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "229093"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441611230"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытое занятие по шахматам  по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем. " "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytoie-zaniatiie-po-shakhmatam-po-tiemie-matovaniie-odinokogho-korolia-mat-fierziem"
    ["file_id"] => string(6) "227598"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440813123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства