Открытое занятие по шахматам по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем. "
Открытое занятие по шахматам по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем. "
Опыт работы тренера-преподавателя МБОУДОД «ДЮСШ№2» Лудкова Р.В.
Открытое занятие по шахматам по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем. " (адаптировано для урока в первом классе 35-40 минут начальной школы)
Цели занятия:1. Изучить технический прием в эндшпиле : Мат Ферзем и Королем одинокого Короля.
2. Применение компьютера и шахматной программы «Шахматная школа для начинающих» в подготовке шахматиста.
3.Конкурс по тактике мат в 1-2 хода- тренинг.
4. Игра. Закрепление метода на практике.
Пояснительная записка:
Это открытое занятие подготовлено мною (Лудковым Р.В.) шахматным тренером-преподавателем с 26 –летним стажем, специально для педагогов начальных классов, а также для педагогов детских садов и рассчитано для обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов (6-8 лет). Курс этих уроков (сборник в виде пособия) для начинающих многократно апробирован и на детях 4-5 летнего возраста, при участии родителей занимающихся детей и дал неплохие результаты. Это занятие «Матование одинокого Короля. Мат Ферзем.» не первое в курсе обучения, т.е. подразумевается, что дети и их родители уже были как минимум на 8-9 занятиях по шахматам и знают немного об истории Шахмат и имеют представление о шахматной доске и фигурах. Т.е. это занятие разные тренеры проводят либо 9-м или 10-м занятие, когда показаны ходы всех остальных фигур, в зависимости от методики тренера и возраста детей. Курс занятий для начинающих составлен также в электронной форме на базе программ «Chess Assistant» и «Шахматная Школа» еще в 90-е годы прошлого века, далее эти курсы обновлялись и дополнялись новыми материалами, а также проходили апробацию в моих группах начальной подготовки, а также на базе ГПД начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по шахматам по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем. " »
Статья для публикации на Всероссийском сайте интернет – проекта «Копилка уроков – сайт для учителей»: Открытое занятие по шахматам по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем. "
по направлению: внеурочная деятельность «Шахматы в начальной школе» (мероприятия с детьми 6-8 лет):
анализ содержания учебного курса;
формы и методы воспитательной работы на уроке;
система упражнений, направленная на развитие личностных универсальных учебных действий и др.
Опыт работы тренера-преподавателя МБОУДОД «ДЮСШ№2» Лудкова Р.В.
Открытое занятие по шахматам по теме "Матование одинокого Короля. Мат Ферзем." (адаптировано для урока в первом классе 35-40 минут начальной школы)
Цели занятия: 2
Оборудование: 2
Участники занятия: 2
Пояснительная записка: 2
План занятия : 3
Занятие – Мат ФЕРЗЕМ: 3
Заключение: 7
Цели занятия:
1. Изучить технический прием в эндшпиле : Мат Ферзем и Королем одинокого Короля.
2. Применение компьютера и шахматной программы «Шахматная школа для начинающих» в подготовке шахматиста .
3.Конкурс по тактике мат в 1-2 хода- тренинг..
4. Игра . Закрепление метода на практике.
Оборудование:
Демонстрационная шахматная доска или интерактивный экран, индивидуальные шахматные доски и комплекты шахмат.
Мультимедиа.
Детям нужна тетрадь в крупную клеточку, простой карандаш и линейка.
Участники занятия:
Дети 6-8 лет 14-16 человек .
Пояснительная записка:
Это открытое занятие подготовлено мною (Лудковым Р.В.) шахматным тренером-преподавателем с 26 –летним стажем, специально для педагогов начальных классов, а также для педагогов детских садов и рассчитано для обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов (6-8 лет). Курс этих уроков (сборник в виде пособия) для начинающих многократно апробирован и на детях 4-5 летнего возраста, при участии родителей занимающихся детей и дал неплохие результаты. В г. Северодвинске уже сложилась многолетняя практика (более 20 лет) раннему обучению шахматам, начиная с 4-5 лет. Все наши тренера набирают группу от 6 до 8 человек и проводят занятия по два раза в неделю от 30 до 45 мин, причем с детьми обязательно присутствуют и родители (бабушки или дедушки) иногда и оба родителя. Родители во время занятия помогают своим малышам, что то записать, зарисовать, но обычно не вмешиваются в ход выполнения заданий, при этом активно участвуют в игре, также сами учатся играть, осваивают методику обучения и потом помогают дома своим детям, по сути являясь домашними тренерами и способствуют закреплению в усвоении материала. Время занятия возрастает к концу учебного года и растет в основном за счет увеличения игрового модуля (практики), так как по мере усвоения малышам не хватает доиграть партии до конца. Особое внимание уделяется выполнению домашних заданий – это по сути дополнительное занятие по повторению и закреплению материала с родителями и поддерживает интерес как у детей так и у родителей. Это занятие «Матование одинокого Короля. Мат Ферзем.» не первое в курсе обучения , т.е. подразумевается, что дети и их родители уже были как минимум на 8-9 занятиях по шахматам и знают немного об истории Шахмат и имеют представление о шахматной доске и фигурах. Т.е. это занятие разные тренеры проводят либо 9-м или 10-м занятие, когда показаны ходы всех остальных фигур, в зависимости от методики тренера и возраста детей. Курс занятий для начинающих составлен также в электронной форме на базе программ «Chess Assistant» и «Шахматная Школа» еще в 90-е годы прошлого века, далее эти курсы обновлялись и дополнялись новыми материалами, а также проходили апробацию в моих группах начальной подготовки.
План занятия :
5 мин - мое краткое вводное слово и блиц – разминка.
5 мин –показна демонстрационной электронной доске метода матования одинокого Короля ферзем и Кр
10 мин – закрепление материала (решение заданий) с помощью программы «Шахматная школа для начинающих»
5 мин. – физ. разминка «блиц-опрос» отвлечение (с вставанием)
10-15 мин . Двусторонняя игра. Закрепление метода. С переменой цвета игроками и подсчетом количества ходов.
Занятие – Мат Ферзем:
- Мы сегодня с вами узнаем как ставится мат Ферзем одинокому Королю соперника. Этот мат считается самым простым, наряду с «Линейным» матом, с которым мы знаакомились на предыдущих занятиях. Я Вам сегодня покажу простейший план и метод как быстрее всего поставить этот мат и вы должны легко его освоить и когда у вас будет преимущество в ферзя вы легко будете выигрывать у любого соперника. Но вначале мы проведем блиц-разминку.
Обращаясь к отдельным ученикам: -день недели? – сколько букв на шах доске? –как зовут папу твоего дедушки?(сходу сам не знаю) – слово мат-наооборот? (ТАМ) – кто главнее ферзь иль Кр, а кто больше пешек по силе?- а зачем ШАХ нужен?
-Показна демонстрационной электронной доске метода матования одинокого Короля ферзем и Кр
Сейчас вы вместе со мной будете делать ходы, я вам буду показывать на экране (дем доске)
(фото - урок в 1 а классе Прогимназии Северодвинска 2013 г. рис. 5 )
а вы будете за мной повторять ходы ферзем на своих досках
Сначала надо определить куда нужно поставить Ферзя, чтобы отрезать ему больше пространство и решить в какой угол будем оттеснять, есть обычно три таких хода. Вот эти ходы и позиции.
Все ходы правильные и ведут к быстрому оттеснению короля соперника в угол. Мы начнем с позиции №1
Сделаем этот ход на своих досках и посмотрим куда теперь может ходить Король черных, у него всего три хода в разных направлениях: Кре6, Кр с7 и Кре7., т.к. мы уже знаем что Кр соперника под шах ходить не может. Мы внимательно смотрим куда ходит Кр и начинаем за ним повторять его же ходы , т.е. начинаем играть в «ПОВТОРЯЛКИ» до того момента пока КР соперника не уйдет в угол и у него останется всего две клетки . Смотрим за мной и повторяем…
Вот повторяем ферзем ходы за королем до этого момента , далее (тут показано синей стрелкой) повторять ход уже нельзя –это плохой ход, так как приводит к позиции «ПАТ», а мы уже знаем что ПАТ –это ничья, и для сильнейшей стороны (кто играет с ферзем) –это ПЛОХО.
Поэтому мы останавливаемся Ферзем на поле е7 и начинаем подводить своего Кр на помощь, смотрите как : по любому маршруту показанному на диаграмме. А Король черных пойман и будет метаться туда сюда в двух клетках h8 –g8, дожидаясь подхода белого короля, деваться ему некуда, т.к. через шах он перепрыгнуть не может.
И когда Король придет на поле g6 или f6 мы поставим вот такой вот мат.
План простой и метод тоже, используя его вы будете выигрывать у любого соперника менее чем за 15 ходов из любой позиции. Сегодня мы попрактикуемся друг против друга как побеждать ваша задача усвоить метод и научится ставить мат хотя бы за 20 -25 ходов. На следующем занятии я проведу зачет, мат вы будете ставить мне кто поставить менее чем за 20 ходов тот получит оценку 5 и допуск на первый ваш турнир для начинающих, тот кто поставит за 25 ходов и правильно покажет метод , тот тоже получит допуск, а вот остальным надо будет потренироваться дома
закрепление материала (решение заданий) с помощью программы «Шахматная школа для начинающих»
- Сейчас мы немножко разомнемся встанем , поприседаем и внимательно будем смотреть на доску …я быстро ставлю на доске позицию мата в один ход и кто первый поднимает руку тому даю электронную указку и вы выбегаете и делаете ход , кто правильно ответил получил балл , так мы разобьемся по парам сильные будут играть против сильных , слабее против слабых.
10-12 заданий на мат в 1 ход ( важно чередовать ход белых и черных) Ферзем в разных углах доски .
Далее разбиваю участников соглассно набранным баллам и рассаживаю за доски и объявляю правила, тот кто угадал белые тот ставит мат ферзем, а тот кто играет черными ставит Короля сам в центр доски и начинает убегать задача продержаться 30 ходов или пат . Если получается пат или 30 ходов белые проиграли и участники меняют цвет и повторяют игру . Обычно уходит минут 10 -15. Тренер важно следить чтоб участники не нарушали правила , правильно считали ходы и не слишком сильно шумели, т.к. соревнование обычно продолжается азартно и с увлечением! Если кто то успел быстрее поставить мат и за меньшее количество ходов то меняем и играет победитель с победителем, проигравший с проигравшим, попутно объясняя правила «швейцарской» системы жеребъевки, которая часто применяется в шахматных соревнованиях.
После объявляются итоги ! и делаются задание на дом , для тех кто не очень усвоил методику.
за 2 минуты до конца занятия даю команду : - Стоп!
Ребятам командую теперь встаем и расставляем фигуры, но по команде на скорость, кто быстрее расставит, тот поднимает руку вверх.
Заключение:
Это занятие можно также рекомендовать для тренеров или педагогов, которые ведут внеклассные занятия в группах продленного дня для первоклассников, адаптировав его по времени примерно 40-45 минут. Автор этих строк более 10 лет апробировал этот курс на базе ГПД начальных классов Северодвинской городской гимназии (СГГ №14) и далее продолжая на базе Северодвинской Прогимназии. В школе конечно есть свои особенности и первоклассники занимаются без родителей и в группе обычно более 14 человек, что конечно снижает эффективность работы педагога, т.к. нехватает время уделить индивидуально каждому ученику. В ГПД тренер –педагог старается в первую очередь массово научить основам шахматной игры ( так называемый «всеобуч») привить интерес к шахматам и выявить на ранней стадии будущих спортсменов шахматистов, при этом зачастую родители детей ГПД вовсе и не заинтересованы в занятиях, они просто оставляют детей чтоб занять после основных уроков. А тренер далее старается перевести таких учеников в спортивную школу, для более углубленного изучения шахмат и участия в соревнованиях.(Это главное Противоречие и отличие от занятий тренера с ГПД и в спортивной школе). При дошкольном обучении (4-5-6 лет) главным Мотиватором детей к занятиям на самой ранней стадии являются конечно родители, которые стараются развить детей, подготовить к школе, а большинство конечно честолюбивы и считают, что их дети –это будущие чемпионы. Задача тренера, остается такой же привить устойчивый Интерес к шахматом и самой игре, научить, а также выявить способного спортсмена шахматиста, нацеленного на результат и вот тут обычно цели и задачи тренера и родителей совпадают, во всяком случае на первых этапах. Правда далее тоже начинаются проблемы, т.к. чемпионами могут стать единицы из тысяч, и в дело вмешивается множество других факторов: финансовых, занятость детей в других кружках и секциях и перегрузках в основной школе. Шахматы в последнее время очень сильно помолодели, нынешний чемпион мира Магнус Карлсен достаточно молод ( 21год), обычно чтобы добиваться результатов гроссмеейстерами становятся еще в школе в возрасте 14 лет (например, шахматист первой десятки мира Сергей Карякин стал гроссмейстером вообще в 12 лет). Поэтому в шахматах устойчивая тенденция прослеживается начинать учиться как можно раньше с 4-5 лет, есть примеры, когда начинали и с 3 лет. Понятно что специфика обучения таких малолетних совершенно отличается даже от обучения 5 летних детей, но это выходит за рамки этой статьи. У меня очень много наработок по занятиям с 5 летнего возраста и наибольшее количество положительных результатов: от нескольких мастеров и шахматистов с международными рейтингами до гроссмейстера и чемпиоки мира и европы среди девушек. Поэтому делаю вывод, что самый плодотворный период для начала занятиями шахматами с 5 лет.