Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы»
Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста
игре в шахматы
Зубова Екатерина Владимировна,
воспитатель высшей категории МБДОУ ДС № 56 «Северяночка» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Ведущие ученые, работающие в области детской педагогики и психологии (Н.Г. Алексеев, Б.С. Гершунский, Б.А. Злотник и др.), подчеркивают важную роль шахмат в формировании и развитии интеллектуальных способностей и таких качеств личности ребенка, как логическое и образное мышление, планирующая функция и тренинг гибкости мышления.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Таким образом, исследования ученых совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада; знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.
Концепции подхода к обучению игре в шахматы
В нашем детском саду на протяжении пяти лет в рамках оказания услуг дополнительного образования и кружковой работы реализуется программа «В гостях у шахматной королевы» по обучению дошкольников элементам игры в шахматы, которая предполагает:
широкое использование в воспитательно-образовательном процессе игры
на фрагментах шахматной доски (традиционной и с применением информационных технологий);
применение нестандартных дидактических заданий и игр;
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
преимущественное использование в воспитательно-образовательном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
психологическая подготовка ребенка к возможности проигрыша в игре.
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, использование приемов обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, повышающие интерес дошкольников к игре.
Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников.
Благодаря мультмедийному способу передачи информации, у старших дошкольников формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль своей деятельности.
В основу технологии обучения старших дошкольников игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).
Система игровых шахматных заданий включает в себя пять видов постепенно усложняющихся заданий: ознакомительные, пошаговые, лабиринтные, полилабиринтные и динамические. Ознакомительные задания формируют способность дошкольника репродуктивно освоить правила игры.
Пошаговые задания – достигать конечной цели через цепочку четко детерминированных «шагов». Лабиринтные задания – выбирать оптимальное решение из небольшого количества альтернатив в условиях статичной цели.
Полилабиринтные задания – выбирать оптимальное решение из большого количества альтернатив. Динамические задания – выбирать оптимальное решение в условиях подвижной цели.
Каждый из указанных видов последовательно отрабатывается (с опорой на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий) в заданиях пяти видов с нарастающей сложностью и различными сочетаниями шахматных фигур.
Для успешного освоения детьми мыслительных операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, которая включается во все основные формы организации педагогического процесса: образовательную деятельность, совместную деятельности с детьми и самостоятельную деятельность.
Основные формы и средства обучения
Основными формами обучения игре в шахматы являются:
практическая игра;
решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
дидактические игры и задания, игровые упражнения (с использованием интерактивной доски);
теоретические занятия, шахматные игры.
Образовательная деятельность по обучению игре в шахматы проводится 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для детей подготовительной к школе группы соответственно.
Период реализации программы при количестве обучаемых детей 10 человек составляет 1 календарный год.
Структура образовательной деятельности по обучению игре в шахматы:
вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);
основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);
заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).
Организация совместной деятельности с детьми включает в себя:
объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата;
совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задачи. У детей вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задачи;
создание элементной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков;
объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими;
организация разнообразных форм деятельности в центрах: познания, социально-коммуникативном и др.; конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений.
В процессе обучения используются следующие игровые приемы:
игровая мотивация, побуждение к действию;
пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
элементы драматизации для повышения интереса детей к материалу, создания эмоционального фона;
метод предварительной ошибки (эффективен при закреплении материала).
Всю работу педагог организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его познавательного и социально-коммуникативного развития, проявление активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить ее. Интерес к шахматной игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества.
Ресурсы для реализации программы «В гостях у шахматной королевы»
Для эффективной реализации программы необходимы ресурсы, связанные с различными видами обеспечения.
Нормативно-правовое обеспечение:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил;
договор с законными представителями ребенка (родителями);
учебно-тематический план.
Материально-техническое обеспечение:
специально оборудованное помещение (группа, компьютерный класс, кабинет и т.п.);
наличие технических средств обучения (интерактивная доска, компьютер и соответствующее программное обеспечение);
дидактический и наглядный, раздаточный материал.
Кадровое обеспечение:
педагог, владеющий современными игровыми, образовательными и информационными технологиями
Заключение
Апробация программы «В гостях у шахматной королевы» подтвердила, что дети имеют представления о «шахматном королевстве».
Применение в качестве основного технического средства интерактивной доски обеспечило расширение дидактических возможностей процесса обучения.
Как показала практика, у детей отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации и анализа-синтеза.
Список литературы:
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: Первый год обучения: Методика проведения занятий («Карвин в шахматном лесу»). – Русский шахматный дом, Дайв, 2009. – 256 с.
Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования) от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы», утвержденную приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2017 г. № 1066/196.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры: Пер. с нем. / Под специальной редакцией и комментариями Я.И. Нейштадта и с предесл. М.М. Ботвинника – 6-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 351 с.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 80 с., ил.