Просмотр содержимого документа
«Мотивация формирования здоровьесбережениия школьников в процессе обучения»
УДК 371
МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
О.Е. Платыгина1, Ю.С. Рыбакова 2
1ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический
Государственный университет»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия,
2МОУ Лицей № 33
Существует множество различных подходов к определению понятия «здоровье», которое классифицировать можно таким образом:
1) здоровье – это по своей сути отсутствие болезней;
2) «норма» и «здоровье» - тождественные понятия;
3) здоровье как единство «морфологических, психо - эмоциональных и социально – экономических констант» [2].
Общим для всех этих определений является то, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, как синоним нормы.
Поэтому понятие «здоровье» определить можно следующим образом: здоровье – это есть нормальное психосоматическое состояние человека, отождествляющее его полное психическое, физическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических жизненных функций.
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время процесс воспитания у детей заботы о собственном здоровье, формирования у них соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве в настоящее время слишком заформализован [4].
Здоровье учащегося во многом зависит от правильного отношения к своему собственному здоровью. Важно в детях воспитать заботу к своему собственному здоровью, сформировать определенные умения и навыки по формированию здоровья. В большинстве учебных учреждений эту работу проводят в виде лекций, классных часов, основным содержание которых являются об основных знаниях здорового образа жизни, диагностике и лечений заболеваний и о мерах предотвращения вредных привычек и пагубном их влиянии на организм. Как правило, их читают классные руководители или медицинские работники образовательного учреждения, но они не владеют методологией обучения и воспитания данных качеств и не владеют нужными теоретическими знаниями по формированию мотивации к сохранению здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности сохранения собственного здоровья у подавляющей части здорового населения [3].
Профилактика заболеваний во многом зависит от семейного воспитания. Если в семье ребенка имеют определенные хронические заболевания и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы и не правильное отношение, и поведение к собственному здоровью, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества [3].
Так же здоровье ребенка во многом определяется и отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек [1].
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом - задача педагога.
Таким образом, нами было организовано и проведено исследование для определения уровеня сформированности здорового образа жизни школьников,в котором участвовали ученицы 10-11 класса МОУ Лицей №33.
Для определения мотивации на здоровый образ жизни и отношения к собственному здоровью была использована методика «Ранжирование ценностей». В качестве основных ценностей для определения их значимости испытуемым были предложены такие компоненты как: здоровье, деньги, знания, семья и друзья. Исследуемые присваивали степень значимости по каждому из пунктов. В результате тестирования было выявлено, что здоровье не является преобладающей ценностью у учащихся. По количеству выборов позиций здоровье ставят испытуемые лишь на третью позицию. На первом преобладающем месте оказались позиции «семья» и «знания» (данные пункты поставили тестируемые на 1 место 35 - 45% испытуемых) и «знания», которым отдают предпочтение как главной ценности на данном этапе жизни (данный пункт выбрало 15% тестируемых) (рис 1).
Таблица 1. Результаты проведения методики «Ранжирование ценностей»
Определение здоровья как ценности
Девушки 10 класс
Девушки 11 класс
1 место (друзья)
5% (2 человека)
15% (4 человек)
2 место (деньги)
15% (4 человека)
15% (4 человек)
3 место (знания)
20% (7 человек)
20% (7 человек)
4 место (семья)
45% (10 человек)
35% (8 человек)
5 место (здоровье)
15% (4 человека)
15% (4 человек)
Рисунок 1 – Результат проведения методики «Ранжирование ценностей».
Здоровье учащихся в наше время зависит от его образа жизни. Главное в здоровом образе жизни школьника - это активное воздействие на все компоненты здоровья и жизнедеятельности. Для творения своего здоровья необходимо расширенное представление и познание о здоровом образе жизни и его составляющих, знания о влиянии физической культуры и спорта на организм, а также умелое использование всех факторов, влияющих на различные составляющие здоровья на физическое, духовное и социальное развитие. Основным из наиболее доступных компонентов поддержания здоровья в наше время становится именно физическая культура.
Таким образом, по полученным результатам исследования можно сделать вывод, о том, что большинство учащихся общеобразовательной школы не задумываются о своем здоровье, как о главной ценности. Учителям общеобразовательного учреждения стоит больше уделять внимания вопросам по сохранению и ведению здорового образа жизни и формированию правильного отношения и мотивации к собственному здоровью.
Библиографический список
Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. - М. : Март, 2005. - 527 с.
Ильинич, В. И. Физическая культура студента [Текст] / В. И. Ильинич ; - М., 2002. – 340 с..
Шамова, Т. И. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе / Шамова Т. И., Шклярова О. А. // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. - № 1. – С. 109 - 116.
Павлова, М. А. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Электронный ресурс / М. А. Павлова.- Режим доступа к ст.: http://health.best-host.ru - заглавие с экрана.
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(279) "Доклад на методобъединение на тему: «Повышение качества урока через использование здоровье-сберегающих и современных технологий в процессе обучения.»"
["seo_title"] => string(179) "doklad-na-mietodobiedinieniie-na-tiemu-povyshieniie-kachiestva-uroka-chieriez-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-i-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-protsiessie-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "305153"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1457878963"
}
}