Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Возрастные особенности организма учащихся 5—7 классов»»
МОУ Каргинская СОШ
Методические рекомендации
«Возрастные особенности организма учащихся 5—7 классов»
Выполнил:
учитель физической культуры высшей категории
Лощёнин С.Б.
При проведении уроков физической культуры необходимо учи тывать половозрастные особенности занимающихся. Особенно это важно иметь в виду в период интенсивного полового созревания, которое как раз приходится на период обучения в основной школе, а именно на подростковый возраст. Как свидетельствуют современные научные данные, у мальчиков в подростковом возрасте улучшаются нервная регуляция мышечного аппарата, отдельные показатели пространственной ориентации, психические процессы внимания и памяти, что в целом создаёт благоприятные условия для овладения сложными движениями. Вместе с тем отмечаемая в этом возрасте гетерохронность в развитии отдельных систем и функций организма может негативно сказываться на успешности школьников в овладении программным материалом дисциплины «Физическая культура». Так, увеличение мышечной массы несколько отстаёт от увеличения длины скелета, что обусловливает повышение мышечного тонуса и, как следствие, определяет быструю утомляемость подростков при физических на грузках. Неравномерность в развитии отдельных мышечных групп, и в первую очередь корсетных мышц, ведёт к нарушению осанки и требует увеличения соответствующих профилактических мероприятий на уроках физической культуры. Немаловажное значение имеет перестройка гормонального фона учащихся, что сказывается не только на физических, но и на психических и социальных особенностях детей подросткового возраста. У девочек, в свою очередь, наблюдается замедленное развитие мышечной силы, особенно плечевого пояса. Поскольку вес тела увеличивается, им становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазанье, висах и упорах. Во время выполнения упражнений в висах и упорах девочкам нужна помощь, надёжная 10 страховка. С особой осторожностью надо давать девочкам упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление, например поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. Они могут ока- зать вредное влияние на развитие органов малого таза. В подростковый период как у мальчиков, так и у девочек интенсивно увеличиваются размеры сердца, возрастает сила сердечных сокращений и объём кровотока. В то же время развитие кровеносных сосудов происходит заметно медленнее. Это создаёт излишнее сопротивление для тока крови. Поэтому выполнение длительной работы у подростков связано с большим напряжением. Подрост- ки нередко жалуются на появление одышки, давление в области сердца. Для детей подросткового возраста необходимо сокращать количество упражнений, связанных с длительной статической нагрузкой, при которых нарушается нормальная циркуляция крови. Во время выполнения упражнений, вызывающих усиленную сердечную деятельность, следует чаще давать отдых с так называемыми дыхательными упражнениями. Функция дыхания у подростков ещё недостаточно развита. Повышенный запрос организма в кислороде удовлетворяется у них преимущественно за счёт увеличения частоты дыхания, поэтому на уроках физической культуры в подростковом возрасте необходимо уделять пристальное внимание правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки, создающей хорошие условия для работы органов дыхания. В подростковом возрасте отмечается существенное повышение функциональной активности второй сигнальной системы, что рас ширяет возможности использования на уроках словесного метода, направленного воздействия на учащихся словом. Большая возбудимость школьников в этом возрасте связана с усилившимися эндокринными процессами, поэтому на уроках физической культуры целесообразно чередовать упражнения, вызывающие возбуждение ЦНС, с более спокойными упражнениями, приводящими к оптимизации её деятельности.