Методические особенности проведения занятий по аэробике
Методические особенности проведения занятий по аэробике
Для поддержания интереса к занятиям по учителю физической культуры необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных движений в соответствии с приобретенным двигательным опытом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические особенности проведения занятий по аэробике»
Поточный (непрерывный) и серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями) методы проведения упражнений характерны для любого занятия аэробикой. Как указывалось выше, в оздоровительной аэробике также используют «интервальный» метод и метод «круговой» тренировки, суть которых заключается в чередовании упражнений (серий, блоков), направленных на совершенствование силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений, развивающих аэробную выносливость. Применение их дает возможность обеспечить комплексное воздействие на организм занимающихся. Следует отметить, что необходимость осуществления обучения упражнениям без снижения интенсивности их выполнения предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности тренера.
В практической работе каждый специалист сталкивается с необходимостью использовать специальный язык — терминологию, приемы визуальной информации для контакта с занимающимися, для того, чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения занимающихся.
Все применяемые способы общения с занимающимися можно разделить в зависимости от их назначения на следующие группы: приемы обучения упражнениям и их проведения; приемы исправления ошибок; приемы регулирования нагрузки; приемы организации занимающихся.
В каждой из перечисленных групп существуют свои специфические способы, которыми хорошо должен владеть специалист в области физической культуры. Для инструкторов, проводящих занятия аэробикой, также предъявляются требования к знаниям этих приемов и умениям их правильно использовать. Часто в аэробике такие умения использовать указания и команды называются «кьюингом» от английского слова «CUE», переводимого как — указание, намек. «Кьюинг» предполагает объединение (одновременное использование) словесных (вербальных) и визуальных (невербальных) приемов. Указания, даваемые тренером во время занятия, должны быть правильными по форме и четкими. То есть они должны быть построены на основе литературного языка. К сожалению, сейчас тренеры часто увлекаются использованием англоязычных словосочетаний, что снижает доступность информации для занимающихся. Инструкции для занимающихся должны использоваться правильно по времени (не нарушать ход урока и помогать им), быть конкретными и точными, а также убедительными.
В словесных указаниях обычно используются одно-два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Эффективность таких указаний во многом определяется умением тренера своевременно, четко и громко подавать их, не прерывая демонстрации движения и не сбивая дыхания.
Обычно в занятиях аэробикой применение оптических (визуальных) указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педагогу необходимо одновременно дать несколько указаний. Например, вести подсчет и информировать о начале нового движения.
Для того, чтобы применяемые жесты были понятны, они должны выполняться с некоторым опережением (хотя бы за 2-4 счета до начала следующего упражнения; также необходимо сохранять жест некоторое время, чтобы занимающимся стало ясно, какое движение последует). Демонстрация жеста должна быть четкой и постоянной для конкретных движений.
Содержание и объем информации в уроке зависит от этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся. Использование визуальных и словесных подсказок в сочетании с демонстрацией упражнения чаще всего рекомендуется для групп, начинающих заниматься аэробикой или разнородных по составу. Очень важно, чтобы тренер (инструктор) контролировал у занимающихся качество выполнения упражнений и применял различные приемы информации о результате их действий. Это может бытькорректирующая информация о биомеханических характеристиках движения (скорости, амплитуде, направлении и др.), оценочная информация (об эффективности, соответствии эстетическим стандартам и др. характеристиках). Оценка должна иметь положительную, активизирующую занимающихся окраску. Общие и индивидуальные замечания должны быть даны в дружелюбной форме.
Для поддержания интереса к урокам аэробики, тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений.К ним относятся: метод музыкальной интерпретации; метод усложнения; метод сходства; метод блоков; метод «Калифорнийский стиль».
Рассмотрим особенности реализации этих методов. Метод музыкальной интерпретациишироко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй — с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее «удобным» для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляются упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с «музыкальным квадратом». Например, упражнение, составленное на 4 счета, нужно повторить 8(16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом — музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут отражаться движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли такта).
Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации, потому что движение сочиняется как стихи к песне. При повторении музыкальной темы (например, вариации куплета) повторяется ранее выполненное упражнение, в которое вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
Метод усложнения так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела, то целостное действие первоначально может быть разделенона составные части. Например, при разучивании одного из вариантов аэробных шагов — окрестного шага можно вначале выполнить 1 -е упражнение. Шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в и.п. Затем разучить 2-е упражнение — приставные шаги в сторону — вправо и влево. Эти движения выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:изменения темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый); изменения ритма движения (например, вариант ходьбы: 1-шаг правой, 2-шаг левой, 3-4 шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения можно применить подсказ — «быстро-быстро-медленно»); для усложнения можновводить новые движения в ранее изученное упражнение (например, окрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком); еще один прием усложнения связан сизменением направления движения (какой-то одной части тела или перемещения в пространстве); амплитуды движения; если разучиваемое упражнение, содержит несколько одновременных движений разными частями тела (например, руками и ногами), то наиболее часто используемым приемом усложнения будет предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнения упражнений.
Применение метода усложнения характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.
Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад:
1-е упражнение. 1 — правую ногу вперед на пятку, руки согнуть вперед, кисть в кулак; 2 — правую назад на носок, разогнуть руки назад (3-4 выполняется то же, что 1-2 левой ногой).
2-еупражнение. 1 — согнуть правую вперед (подъем колена), руки назад; 2 — правую назад (выпад), руки согнуть вперед, кисть в кулак; 3 — повторить счет 1; 4 — вернуться в и.п.
3-еупражнение. 1 — шаг правой вперед, руки вниз; 2 — полуприседая на правой, коснуться пола сзади левым носком, руки вперед-вверх; 3 — шаг левой назад, руки вниз; 4 — полуприседая на левой, коснуться пола впереди правым носком, руки назад. И тому подобные упражнения.
Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для «блока» упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение № 1, 2, 3 и 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте. В используемую хореографическую последовательность можно вводить изменения. Для этого применяются разные приемы: варьируется порядок упражнений: 1,3,2,4 или 3,1,4,2 и др.; изменяется ритм или способ выполнения, как отдельных упражнений, так и всего блока, можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, подскоках, беге; менять темп, т.е. выполнять движения медленно или быстро.
Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все движения должны согласовываться с музыкой.
Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа.
При подготовке к занятиям учитель заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Тренер должен видеть всех занимающихся (стоять к ним лицом) и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потовыделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп (движений); уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками и прыжками, переходом на шаг.