kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические особенности проведения занятий по аэробике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для поддержания интереса к занятиям по учителю физической культуры необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных движений в соответствии с приобретенным двигательным опытом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические особенности проведения занятий по аэробике»

Поточный (непрерывный) и серийно-поточный (с мини­мальными перерывами между различными упражнениями) методы проведения упражнений характерны для любого заня­тия аэробикой. Как указывалось выше, в оздоровительной аэробике также используют «интервальный» метод и метод «круговой» тренировки, суть которых заключается в чередова­нии упражнений (серий, блоков), направленных на совершен­ствование силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений, развивающих аэробную выносливость. Приме­нение их дает возможность обеспечить комплексное воздей­ствие на организм занимающихся. Следует отметить, что необ­ходимость осуществления обучения упражнениям без сниже­ния интенсивности их выполнения предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности тренера.

В практической работе каждый специалист сталкивается с необходимостью использовать специальный язык — термино­логию, приемы визуальной информации для контакта с зани­мающимися, для того, чтобы передать им информацию об уп­ражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения занимающихся.

Все применяемые способы общения с занимающимися можно разделить в зависимости от их назначения на следую­щие группы: приемы обучения упражнениям и их проведения; приемы исправления ошибок; приемы регулирования нагрузки; приемы организации занимающихся.

В каждой из перечисленных групп существуют свои специ­фические способы, которыми хорошо должен владеть специа­лист в области физической культуры. Для инструкторов, про­водящих занятия аэробикой, также предъявляются требования к знаниям этих приемов и умениям их правильно использовать. Часто в аэробике такие умения использовать указания и коман­ды называются «кьюингом» от английского слова «CUE», пе­реводимого как — указание, намек. «Кьюинг» предполагает объединение (одновременное использование) словесных (вер­бальных) и визуальных (невербальных) приемов. Указания, да­ваемые тренером во время занятия, должны быть правильными по форме и четкими. То есть они должны быть построены на ос­нове литературного языка. К сожалению, сейчас тренеры часто увлекаются использованием англоязычных словосочетаний, что снижает доступность информации для занимающихся. Ин­струкции для занимающихся должны использоваться правиль­но по времени (не нарушать ход урока и помогать им), быть кон­кретными и точными, а также убедительными.

В словесных указаниях обычно используются одно-два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, инфор­мацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Эффективность таких указаний во многом определяется уме­нием тренера своевременно, четко и громко подавать их, не прерывая демонстрации движения и не сбивая дыхания.

Обычно в занятиях аэробикой применение оптических (визуальных) указаний и символики сочетается со словес­ными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педа­гогу необходимо одновременно дать несколько указаний. Например, вести подсчет и информировать о начале нового движения.

Для того, чтобы применяемые жесты были понятны, они должны выполняться с некоторым опережением (хотя бы за 2-4 счета до начала следующего упражнения; также необхо­димо сохранять жест некоторое время, чтобы занимающим­ся стало ясно, какое движение последует). Демонстрация жеста должна быть четкой и постоянной для конкретных движений.

Содержание и объем информации в уроке зависит от эта­па обучения и уровня подготовленности занимающихся. Использование визуальных и словесных подсказок в соче­тании с демонстрацией упражнения чаще всего рекоменду­ется для групп, начинающих заниматься аэробикой или раз­нородных по составу. Очень важно, чтобы тренер (инструк­тор) контролировал у занимающихся качество выполнения упражнений и применял различные приемы информации о результате их действий. Это может быть корректирующая информация о биомеханических характеристиках движения (скорости, амплитуде, направлении и др.), оценочная инфор­мация (об эффективности, соответствии эстетическим стан­дартам и др. характеристиках). Оценка должна иметь поло­жительную, активизирующую занимающихся окраску. Об­щие и индивидуальные замечания должны быть даны в дружелюбной форме.

Для поддержания интереса к урокам аэробики, тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двига­тельным опытом, подготовленностью и возрастом занимаю­щихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко используются специфичные методы, обес­печивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений.К ним относятся: метод музыкальной интерпретации; метод усложнения; метод сходства; метод блоков; метод «Калифорнийский стиль».

Рассмотрим особенности реализации этих методов. Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй — с вариациями движений в соответствии с изменениями в со­держании музыки. В основе первого подхода лежит состав­ление упражнения на заданную музыку с учетом содержа­ния, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструи­рование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее «удобным» для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно соста­вить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, что­бы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике со­ставляются упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определе­нии количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответ­ствии с «музыкальным квадратом». Например, упражнение, составленное на 4 счета, нужно повторить 8(16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно закон­ченным музыкальным фрагментом — музыкальным пред­ложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут отражаться движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные силь­ные доли такта).

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации, потому что движение сочиняет­ся как стихи к песне. При повторении музыкальной темы (на­пример, вариации куплета) повторяется ранее выполненное упражнение, в которое вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

Метод усложнения так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Пе­дагогически грамотный подбор упражнений с учетом их дос­тупности для занимающихся, постепенное усложнение упраж­нений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке ме­тода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела, то целостное действие первона­чально может быть разделено на составные части. Например, при разучивании одного из вариантов аэробных шагов — окре­стного шага можно вначале выполнить 1 -е упражнение. Шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на ме­сте, приставить левую в и.п. Затем разучить 2-е упражнение — приставные шаги в сторону — вправо и влево. Эти движения выполняются как самостоятельные упражнения, а потом со­единяются. Усложнение простых по технике упражнений мо­жет осуществляться за счет разных приемов: изменения темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый); изменения ритма движения (например, вариант ходьбы: 1-шаг правой, 2-шаг левой, 3-4 шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движе­ния можно применить подсказ — «быстро-быстро-мед­ленно»); для усложнения можно вводить новые движения в ранее изученное упражнение (например, окрестный шаг в сто­рону закончить подъемом колена вперед); изменять технику выполнения движения (например, вы­полнение подъема колена сочетать с прыжком); еще один прием усложнения связан с изменением на­правления движения (какой-то одной части тела или пе­ремещения в пространстве); амплитуды движения; если разучиваемое упражнение, содержит несколько од­новременных движений разными частями тела (напри­мер, руками и ногами), то наиболее часто используемым приемом усложнения будет предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

В результате применения этих приемов переход от элемен­тарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнения упражнений.

Применение метода усложнения характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад:

1-е упражнение. 1 — правую ногу вперед на пятку, руки согнуть вперед, кисть в кулак; 2 — правую назад на носок, разогнуть руки назад (3-4 выполняется то же, что 1-2 левой ногой).

2-е упражнение. 1 согнуть правую вперед (подъем коле­на), руки назад; 2 — правую назад (выпад), руки согнуть впе­ред, кисть в кулак; 3 — повторить счет 1; 4 — вернуться в и.п.

3-е упражнение. 1 шаг правой вперед, руки вниз; 2 — полуприседая на правой, коснуться пола сзади левым носком, руки вперед-вверх; 3 — шаг левой назад, руки вниз; 4 — полу­приседая на левой, коснуться пола впереди правым носком, руки назад. И тому подобные упражнения.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности за­нимающихся и сложности движений каждое из подобранных для «блока» упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без много­кратных повторений одних и тех же движений. Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение № 1, 2, 3 и 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте. В используе­мую хореографическую последовательность можно вводить изменения. Для этого применяются разные приемы: варьи­руется порядок упражнений: 1,3,2,4 или 3,1,4,2 и др.; изме­няется ритм или способ выполнения, как отдельных упраж­нений, так и всего блока, можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, подскоках, беге; менять темп, т.е. выполнять движения мед­ленно или быстро.

Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упраж­нение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняют­ся с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали). Каждому упражне­нию тренер должен стараться придать танцевальную окрас­ку. Для этого упражнение может быть дополнено разнообраз­ными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все движения должны согласовываться с музыкой.

Чем большим количеством упражнений и приемов их про­ведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа.

При подготовке к занятиям учитель заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необ­ходима также и во время тренировки. Тренер должен видеть всех занимающихся (стоять к ним лицом) и замечать призна­ки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потовыделение, покраснение или побледнение, на­рушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в на­грузку: снизить или увеличить темп (движений); уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исклю­чить или дополнить упражнение подскоками и прыжками, переходом на шаг.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические особенности проведения занятий по аэробике

Автор: Бабешко Александр Петрович

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа по физической культуре для 10  класса (девушки) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-10-klassa-dievushki"
    ["file_id"] => string(6) "231308"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442461208"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методическая разработка «Воспитание самостоятельности и сознательного отношения к своему здоровью у учащихся средствами физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_vospitanie_samostoiatelnosti_i_soznatelnogo_otnoshenii"
    ["file_id"] => string(6) "608022"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653480490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План-конспект урока по Легкой атлетике для  3 класса"
    ["seo_title"] => string(57) "plan-konspiekt-uroka-po-lieghkoi-atlietikie-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "306460"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458135174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства