Методическая разработка:
«Психологическая безопасность школьников
на уроках физической культуры»
учитель
МОУ «Малореченская школа»
Зубихина Э.Л.
Каждому учителю известно: забота о психологическом комфорте в
школе, особенно на уроках, - не роскошь, а настоятельная необходимость.
Сочетание такого комфорта с разумной требовательностью позволяет
достигать максимальной эффективности обучения. Комфортной учебная
деятельность становится тогда, когда нет необходимости опасаться
неуважительного обращения, окрика, прерывание ответа репликами или
насмешками одноклассников.
А для этого урок как образовательное пространство должен быть
территорией безусловной психологической безопасности. Поэтому нельзя
недооценить актуальность темы психологической безопасности школьников
на уроках физкультуры, который имеет свою особо уязвимую учебную
специфику, к тому же ещё никто не разработал условия для создания чувства
психологической безопасности школьников на уроке физкультуры, а именно
- перед уроком, во время урока и после него.
Можно выделить 3 аспекта психологической безопасности на уроках
физкультуры:
- Аспект психологической безопасности детей перед уроком
физкультуры включает такие параметры, как поведение и взаимодействие
учеников в раздевалке и перед ней, взаимодействие учеников в спортивном
зале или на площадке до звонка на урок.
- Аспект психологической безопасности детей во время урока
физкультуры включает ситуацию урока, в которой происходит
взаимодействие учеников между собой и с учителем посредством
выполнения команд и решения учениками учебных задач. При этом
школьникам становятся доступными спортивные снаряды, которые могут
использоваться не по назначению (мячи, палки, обручи, скакалки).
- Аспект психологической безопасности детей после урока
физкультуры включает в себя переживание учениками событий,
происходящих на уроке, поведение и взаимодействие учеников в раздевалке.
Почему школьные занятия физкультурой могут быть психологически
небезопасны для учеников? Что вызывает страх у детей, когда им приходится
идти на уроки физкультуры? Рассмотрим некоторые положения.
1) Раздевалка и атмосфера внутри неё. Находясь в привычной
обстановке в классе, совладать с угрозой в виде отдельных учеников можно
хотя бы потому, что можно сидеть от них подальше, к тому же в классе
присутствует учитель, регулирующий возникающие в процессе урока
поведение и отношения учеников. В раздевалке же каждый может сделать то,
что он хочет и что ему дозволено. Отсутствие контроля за поведением
учеников в раздевалке, и её тесное пространство позволяет особо опасным
ученикам издеваться и унижать других сверстников.
2) Необходимость не только находиться с классом, но и совершать
телодвижения среди одноклассников. Зачастую скромному и замкнутому
ребёнку сложно раскрыться среди своих одноклассников даже в самых
стандартных социальных аспектах – во взгляде, в голосе. У него может быть
страх говорить с места или отвечать у доски, боязнь смотреть людям в глаза.
А на уроке физкультуры мало того, что надо будет на всеобщем обозрении
переодеваться, кричать или говорить что-то по команде учителя, так ещё и
двигаться.
3) Физические возможности учеников. Объектами насмешек и
издевательств, как правило, становятся маленький рост ("лилипут”),
избыточный ("жиртрест”) или недостаточный вес ("дистрофик”), отсутствие
мускулов и заметных мышц ("слабак”, "хиляк”), плохая координация
движений, физические недостатки. Школьники очень нетерпимы к
отклонению от нормы, если это делает кого-то слабее, и непременно
пользуются слабостями других, порождая у "жертв” глубокие переживания
по поводу своих физических ограничений и недостатков.
4) Неудачный исход спортивной игры. Часто можно услышать, как
кого-то обвиняют в поражении всей команды, сваливают всю вину. Это
проще сделать с теми учениками, кто не способен постоять за себя, к тому
же, как правило, успешные в спортивных играх дети не допускают ошибок,
из-за которых их команда проигрывает. Кроме того, такие дети более
подготовлены физически, чем те, которым эти игры даются с трудом, и
поэтому они подвержены огромному давлению более развитых
одноклассников.
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения
психологического комфорта?
Чтобы этого не было, на каждом уроке физкультуры учитель должен
обращать внимание на поведение учеников, их физическое и
психологическое состояние, назначать старших дежурных в раздевалке.
Учитель физкультуры, судящий игру, должен настроить команды на
доброжелательное отношение к соревнованиям и сопернику ("главное не
победа, главное – участие”, "победит дружба”, "команде напротив - физкульт
привет” и др.).
При проведении уроков можно ориентироваться на принципы
здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление
физиологического и психологического здоровья:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки, навыков рационального
дыхания, и т.д.;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности
ребёнка.
Для реализации данных принципов можно использовать следующие
приемы, которые могут способствовать снятию психологического
напряжения и благоприятно повлиять на сплочение коллектива и
успеваемость.
Готовимся вместе. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке
физкультуры важно учитывать все – начиная от подготовки к уроку и
заканчивая обсуждением его результатов.
Например, я считаю, что на качество дисциплины во время урока влияет
организация рабочих мест учащихся. Поэтому уже на перемене привлекаю
школьников к подготовке мест занятий, спортивного инвентаря. Если это
урок гимнастики, то мы расстилаем и протираем гимнастические маты.
Если спортивные игры, то готовим мячи. Все это дисциплинирует детей,
помогает создать одновременно рабочую и домашнюю обстановку в зале,
заставляет их негативно относиться к беспорядку, стимулирует соблюдение
правил.
Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока
обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона
учителя, входить в класс нужно с хорошим бодрым настроением, и уметь
настроить себя на жизнерадостную с детьми волну. Учителю должно быть
присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной
форме.
Отмечать и поощрять взаимопомощь. Например, на уроках по
спортивным играм. При изучении новых технических приемов (остановки,
передачи, броски) я делю учащихся класса на пары. Ведущими в парах
являются школьники, занимающиеся в секциях или умеющие выполнять на
достаточно высоком уровне то или иное техническое действие. Я задаю
какое-то упражнение, и дети воспроизводят его. В итоге один ученик доволен
тем, что он освоил новое для него техническое действие, а другой гордится, и
не без основания, тем, что сумел научить своего одноклассника. Таким
образом, на уроке создается положительный эмоциональный фон.
Поддерживать тех учащихся, которые держатся особняком.
Принимайте их в общее дело без комментариев. Начните работать с ними в
парах (так проще научиться договариваться).
Темп и особенность окончания урока. Иногда я даю возможность детям
оценивать действия своих одноклассников. Главное – аргументировать свои
оценки. Для этого, конечно, необходимо специально готовить учеников,
объясняя им нюансы и критерии выставления отметок. Подростки, как
правило, очень ответственно подходят к таким обязанностям и довольно
часто даже занижают оценки своим одноклассникам. Тогда уже мне
приходится разбирать ситуации вместе с детьми.
Созданию психологического комфорта также способствуют
упражнения, включенные в урок. Эти упражнения помогают развивать
способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими
людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный
психологический климат на уроке.
Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо
признак и учащиеся меняются местами. Например: «Поменяйтесь местами
те, кто выполнил без ошибок строевые упражнения».
Давайте похлопаем. Дети располагаются по кругу. Учитель задаёт
различные вопросы. Можно использовать как одну из форм оценивания и
поощрения, например, «Сегодня Ваня занял первое место по челночному
бегу», «Забил больше всех голов», Оля лучше всех выполнила разминку.
Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.
Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу
передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый
термин и т.д.)
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе
перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис
Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...
Конечно, вряд ли учитель сможет в процессе урока как-то помочь ученику
преодолеть серьезные психологические проблемы. Исключение составляет
только неуверенность в себе. В наших силах приободрить и поддержать
ребенка, наполнить его недостающую веру в себя верой в его силы.