Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Классификация уроков физической культуры».»
Методическая разработка: «Классификация уроков физической культуры».
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач различают четыре разновидности урока.
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый – развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.
Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи - ознакомление учащихся с основными двигательными действиями и их первоначальное освоение.
Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контролем за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определения уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
19. Урок физической культуры – основная форма учебной работы (требования к уроку, его структура, постановка задач, подготовка учителя к уроку, организация урока, активизация деятельности учащихся).
Длительность частей урока и их соотношение зависит от возраста занимающихся, типа урока, места урока в расписании.
Характерные особенности частей школьного урока:
Подготовительная часть урока
Цель – подготовить занимающихся к выполнению упражнений основной части.
Задачи: 1. Обеспечение первоначальной организации занимающихся, их психического настроя на занятие. 2. Активизация внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся. 3. Обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности. 4. Обеспечение специальной готовности к первому упражнению основной части урока.
Средства и особенности методики. Игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния; комплексы общеразвивающих упражнений. Постепенное возрастание нагрузки, поочередное воздействие на группы мышц; внесение элементов новизны; продолжительность 10-20% времени.
Основная часть урока:
Цель – решение наиболее значимых задач, предусмотренных учебной программой и планом урока.
Задачи:
1. Разучивание новых двигательных действий и их элементов.
2. Закрепление и совершенствование ранее сформированных навыков.
3. Развитие двигательных качеств.
Средства и особенности методики. Упражнения и игровые задания согласно программе физического воспитания. В начале урока – обучение движениям, в середине – совершенствование навыков. Развитие быстроты и ловкости – в начале основной части, силы и выносливости – в конце. Состав средств подбирать так, чтобы они оказывали
разностороннее влияние. Продолжительность части зависит от объема и интенсивности нагрузки, возраста занимающихся и другое составляет 25-30 мин.
Заключительная часть урока
Цель – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся.
Задачи: 1. Постепенное снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп. 2. Регулирование эмоционального состояния. 3. Подведение итогов урока с оценкой результатов деятельности занимающихся. 4. Сообщение домашнего задания. Средства и особенности методики. Упражнения и игровые задания умеренной и малой интенсивности. Дыхательные упражнения. Длительность – 3-5 мин.
Организационное обеспечение школьных уроков
I. Создание санитарно-гигиенических условий (поддержание нормальной температуры, поддержание чистоты полов гимнастических матов, снарядов).
II. Материально-техническое обеспечение урока (подготовка оборудования, инвентаря, снарядов и тренажеров).
III. Организация учебной деятельности
Виды деятельности: 1. Управление учащимися (приемы управления: команды, распоряжения, указания, подсчет, звуковые и зрительные условные сигналы); 2. Размещение учащихся (фронтальное, групповое и индивидуальное); 3. Порядок выполнения упражнений.
IV. Организационные мероприятия (переодевание, приход на место занятий, обеспечение материально технических условий, обеспечение наглядного восприятия, безопасности, установка снарядов и оборудования).
Требования к уроку физической культуры
1. Четкость постановки целей и задач.
2. Соответствие учебного материала программе и характеру поставленных задач.
3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.
4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6. Постоянное видоизменение содержание урока, методики его организации и проведения.
7. Обеспечение травмобезопасности урока.
8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности.