От сердечно-сосудистой системы зависит жизнедеятельность и двигательная активность организма. Объем физической нагрузки, который может совершить тот или иной человек, зависит от состояния сердца и сосудов. Чем лучше состояние органов кровообращения у человека, тем более сильным, активным может быть комплекс упражнений, и чем слабее сердечно-сосудистая система, тем облегченнее комплекс физических упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЛФК при заболевании сердечно-сосудистой системы »
ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Рубрика: При заболеваниях сердечно-сосудистой системы
От сердечно-сосудистой системы зависит жизнедеятельность и двигательная активность организма. Объем физической нагрузки, который может совершить тот или иной человек, зависит от состояния сердца и сосудов. Чем лучше состояние органов кровообращения у человека, тем более сильным, активным может быть комплекс упражнений, и чем слабее сердечно-сосудистая система, тем облегченнее комплекс физических упражнений.
Сердечно-сосудистая система в организме выполняет важнейшие транспортные функции, перенося в жидкой массе крови питательные вещества к каждому органу, к каждой клетке, доставляя необходимый для жизнедеятельности кислород и удаляя из организма продукты обмена. Если еще добавить, что все эти продукты, находящиеся в крови, своим химическим составом воздействуют на различные органы и системы, что своей постоянной температурой кровь, все время перемещаясь, регулирует температуру в охлажденных или перегретых участках организма, то становится совершенно понятным, что даже небольшие неисправности в этой «транспортной» системе могут повести к значительным нарушениям жизнедеятельности организма.
Сердечно-сосудистая система состоит из основного двигателя — сердца и сосудов, приносящих кровь к периферии— артериям, которые переходят в мельчайшие сосуды — капилляры, а последние сливаются в более крупные сосуды — вены. Кровь по ним уносится от клеток и тканей организма в направлении сердца.
Сердце представляет собой мышечный мешок, снабженный рядом перегородок и клапанов, обеспечивающих определенное направление и движение крови. Если сердечная мышца начинает усиленно работать, она получает больше питательных веществ, увеличивается сила ее сокращений.
Можно разными способами заставить сердце усиленно работать, но самым простым, самым физиологическим и доступным является физическая работа, физические упражнения нашего двигательного аппарата. Заставляя работать наши мышцы в процессе упражнений, мы тем самым автоматически через нервную систему заставляем усиленно работать и сердце. В процессе физической деятельности требуется подвезти больше питательных веществ, кислорода и удалить «шлаки», образующиеся в мышцах. Причем, чем интенсивней работа скелетных мышц, тем сильнее увеличивается деятельность сердечной мышцы.
Процесс укрепления мышц физическими упражнениями, сопровождающийся улучшением их питания и повышением работоспособности, называется тренировкой. Сердечная мышца при физических упражнениях вовлекается в тренировку, в результате чего улучшается ее питание и она становится более мощной, выносливой.
При различных заболеваниях сердечно-сосудистая система в целом и мышца сердца в частности в значительной мере ослабевают. Интенсивное ослабление сердечной мышцы происходит тогда, когда организм долгое время находится в состоянии полного, иногда вынужденного, связанного с заболеванием покоя. Происходят обратные (атрофические) процессы в мышечной системе организма и в мышце сердца, сопровождающиеся ухудшением питания мышц и ослаблением их функций.
Это проще всего пояснить следующими жизненными примерами. Если здоровый человек вынужден длительно и неподвижно лежать в постели в течение 10— 14 дней без общего заболевания организма, то, поднявшись с постели, он будет ощущать значительную общую мышечную слабость, а также усиленную одышку и сердцебиение при движениях, и на восстановление обычного, нормального состояния ему потребуется несколько дней.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, 1 (легкий)
Упр. 1.
ИП — лежа, глубокое дыхание под контролем рук. Грудью и животом поднять руки.
Давлением рук опустить грудь и живот. 6—7 раз.
Упр. 2,
ИП — лежа, руки вверх, слегка прогнуться. Руками охватить и сжать грудь. 4—6 раз.
Упр. 3.
ИП —лежа, согнуть колени. Повернуть колени вправо и влево. 4—6 раз в каждую раз. сторону.
Упр. 4.
ИП —лежа, согнуты колени. Поднять кверху таз. 4—8 раз.
Упр. 5.
ИП—лежа, руки приподняты. Сесть, коснуться пальцами носков, вначале с опорой рук.
3-8 раз.
Упр. 6.
Лежа, глубокое брюшногрудное дыхание под контролем рук. 4—6 раз.
Упр. 7.
ИП — стоя, с опорой на стул подняться на носки. Присесть, держась за стул. 3-6 раз.
Упр. 8.
ИП — стоя, руки в кулак. Глубокий поворот туловища вправо. То же — влево. Медленно. 3—5 раз в каждую сторону.
Упр. 9.
ИП — стойка «смирно», Ру- ки вперед. 4—5 раз.
Упр. 10.
Дыхание спокойное, глубокое. Ходьба в среднем, привычном темпе. 1—2 мин.
Упр. 11
ИП—стоя, руки сзади, сплести пальцы. Отвести руки назад, подняться на носки. Опустить руки, слегка наклониться вперед, опуститься на пятки, 4—6 раз.
Упр. 12.
Глубокое дыхание под контролем рук до полного восстановления числа ударов пульса и дыхания.
Другой пример. При переломе кости на сломанную конечность накладывается гипсовая повязка, устраняющая подвижность данной конечности. Сняв повязку, видим, что мышцы под гипсом по объему стали значительно меньше, чем на здоровой конечности, резко упала их сила, движения в суставе ограничены. На восстановление полной подвижности потребуется длительное время.
В обоих случаях произошел один и тот же процесс: в результате бездеятельности скелетных мышц в них ухудшилось питание, резко снизился обмен веществ, мышцы за сравнительно короткий срок потеряли свою силу, выносливость и работоспособность. Такие процессы называются атрофическими (состояние детренированности).
В меньшем масштабе то же самое происходит и в мышце сердца, потому что сердце не может находиться в состоянии полного покоя. При уменьшении сердечной деятельности в результате мышечного покоя или заболевания самого сердца ухудшается питание сердечной мышцы. Сила и выносливость сердца ослабевают, появляется ряд симптомов, говорящих о сердечно-сосудистой недостаточности и недостаточности кровообращения. Так возникает разной степени одышка, сердцебиение
Могут появиться боли в сердце, а при более интенсивных расстройствах — отечность ног по вечерам, увеличение и болезненность в области печени и другие симптомы, говорящие о сердечно-сосудистой недостаточности.
Атрофические процессы в сердечной мышце во многих случаях и при многих заболеваниях обратимы. Осторожно, постепенно тренируя сердечную мышцу, мобилизуя запасные силы сердца, мы можем восстановить его работоспособность и последующими упражнениями ее поддерживать и увеличивать.
Взаимодействие отдельных частей системы кровообращения осуществляется с помощью нервной системы. При недостаточности кровообращения расстраивается и регулирующая роль нервной системы. Постепенная тренировка упражнениями мало-помалу восстанавливает расстроенную регуляцию, и сердечно-сосудистая система, приспосабливаясь к новым условиям, которые создались в ней в результате заболевания, восстанавливает нарушенное кровообращение, мобилизуя целый ряд физиологических механизмов, компенсирующих данный дефект.
Восстановление работоспособности сердечной мышцы может быть достигнуто не только физическими упражнениями, лечебной физкультурой, но и применением различных ванн, в частности газовых (углекислых, сероводородных), приемом некоторых медикаментов, воздействием климатическими факторами. Все эти методы повышают тренированность мышцы сердца, восстанавливают ее работоспособность.
Утраченную тренированность сердечной мышцы лучше начать восстанавливать в условиях курорта, клиники, физкультурного диспансера или в других лечебных учреждениях, где врачи-специалисты по лечебной физкультуре и опытные методисты-инструкторы могут назначить и показать упражнения и определить их дозировку. Это особенно важно в начале занятий, способствующих поднятию сердечной деятельности. Пользуясь соответствующими комплексами гимнастических упражнений, ходьбой, доступными видами спортивных игр и спортивных занятий, надо поддерживать тренировку сердца в домашних условиях на доступной для данного сердца высоте.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, 2 (средний)
Упр. 1.
ИП — сидя, дыхание под контролем рук. Обе руки должны подняться вместе с грудной клеткой и животом. Обе руки помогают опуститься грудной клетке и втянуться мышцам живота. 4—8 раз.
Упр. 2.
ИП — сидя, руки на бедра. Руки в стороны, слегка прогнуться. 5—6 раз.
Упр. 3.
ИП — поставить ногу на стул, руки на бедра.
Согнуть до отказа ногу в колене и пригнуться. 3—5 раз каждой ногой.
Упр. 4.
ИП — стойка «смирно». Наклоны туловища вправо и влево с движением рук вдоль туловища. 3-8 раз в каждую сторону.
Упр. 5.
ИП — лежа, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, охватив их руками. 6-10 раз.
Упр. 6.
ИП — лежа, одну руку на грудь, другую на живот. Губокое дыхание под конт- ролём рук. 3-6 раз.
Затем расслабить мышцы туловища и ног, присесть, опираясь руками с минимальным напряжением мышц. 3—5 раз.
Упр. 14.
ИП — стоя, руки на бедра. Прогнуться, локти назад.
Полусогнуться, локти вперед. Очень медленно. 6—8 раз до полного восстановления спокойного дыхания.
При каких же заболеваниях сердечно-сосудистой системы следует применять тот или иной комплекс физических упражнений? На этот вопрос сразу ответить невозможно, так как при одном и том же заболевании состояние больного, его сердечно-сосудистой системы будет весьма различно, и в одном случае сердце полностью справляется с большими нагрузками, а в другом— человек совершенно не может двигаться.
Лечение физическими упражнениями можно проводить при заболеваниях клапанного аппарата сердца — различных пороках, заболеваниях сердечной мышцы, нарушениях ее питания,— дистрофических процессах, склеротических изменениях, расстройствах ритма сердца, гипертонической болезни, гипотонии, неврозах сердечнососудистой системы. В последнее время занятия лечебной физкультурой рекомендуются в периоде выздоровления, спустя три недели после инфаркта миокарда и многих других заболеваниях сердечно-сосудистой системы. В выборе упражнений приходится считаться с видом заболевания и со степенью недостаточности при нем. Предлагаемые примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики на дому разделены по своей интенсивности на три степени. Тренированность сердечной мышцы достигается не сразу, а требует упорного и постепенного повышения нагрузки в течение длительного периода времени.
При заболеваниях сердечно-сосудистой системы особую роль играют дыхательные упражнения. По своему физиологическому воздействию на организм и сердечно-сосудистую систему они значительно отличаются от всех других видов упражнений и от всякой физической деятельности. Если все упражнения в той или иной мере возбуждают сердечно-сосудистую и нервную системы, увеличивая число сердечных сокращений, усиливают обменные процессы, то дыхательные упражнения, наоборот, способствуют успокоению сердечной и нервной деятельности, уменьшают одышку. Надо тщательно следить за глубоким ритмичным дыханием во время упражнений и чередовать активные физические упражнения со специальными дыхательными упражнениями.
Во время вдоха создается отрицательное давление в грудной клетке и кровь устремляется к сердцу. При выдохе грудная клетка сжимается, опускается, а диафрагма поднимается кверху. В этой фазе дыхания наблюдается повышение внутригрудного давления, которое способствует опорожнению сердца (его желудочков). Таким образом, дыхание является значительным фактором, который способствует передвижению массы крови и усилению кровообращения. Углубляя дыхание, выполняя специальные дыхательные упражнения, мы в значительной степени помогаем работе сердца и создаем лучшие условия для его тренировки. Поэтому главное внимание во время упражнений следует обращать на правильное, полное (грудное и брюшное), глубокое носовое дыхание. Вначале это потребует напряжения внимания, а затем, по мере привыкания, станет автоматичным.
Говоря о дыхательных упражнениях, нельзя не коснуться обратного явления, к сожалению, иногда встречающегося во время физических упражнений. Речь идет о задержке дыхания. Часто такая задержка сопровождает мышечное усилие и носит название «натужнва- ние». Если при большом физическом напряжении задержать дыхание, то можно наблюдать, как у человека становится багровым лицо, наполняются кровью периферические вены и сосуды глазного яблока. Это происходит потому, что при задержке дыхания и при одновременном мышечном усилии сжимается грудная клетка и давление в ней повышается, вследствие чего венозная кровь не может свободно притекать к сердцу, кровообращение нарушается, что не способствует ритмичной спокойной деятельности сердца, улучшению его питания.
Все вышесказанное упомянуто для того, чтобы понять вредность задержки дыхания в процессе упражнения.
Ритмичное сокращение мышц конечностей вызывает одновременно механическое сжатие венозных сосудов, лежащих в межмышечных промежутках. Это сжатие с проталкиванием крови по направлению к сердцу способствует кровообращению и помогает работе сердца. Кровообращению способствуют также упражнения для мышц брюшного пресса.
Физические упражнения применяются и при нарушении питания сердечной мышцы. Питание сердечной мышцы происходит через сосуды сердца, которые называются венечными, или коронарными артериями. Их деятельность регулируется нервной системой. Чем больше расширены венечные сосуды, тем больше крови с содержащимися в ней питательными веществами поступает в сердечную мышцу.
Недостаточность питания сердечной мышцы приводит к болевым ощущениям разной интенсивности: от небольших давящих болей до резких болевых приступов так называемой стенокардии — грудной жабы.
Нарушения питания сердечной мышцы могут происходить при спазмах сосудов, питающих сердце, и при их склеротическом изменении. В начальной стадии стенокардии (вне приступа болей) рекомендуются упражнения с углубленным дыханием. Консультация врача перед началом занятий, безусловно, необходима. Кроме гимнастических упражнений при данном заболевании можно рекомендовать ходьбу.
Появление даже небольших болей в области сердца во время упражнений требует безусловного прекращения занятий до следующего дня. Самостоятельные занятия после перенесенного инфаркта миокарда надо начинать только в сроки, назначенные врачом в период, когда образовался и окреп рубец в сердечной мышце. При этом упражнения должны быть подобраны строго индивидуально.
В более ранний период занятия могут проводиться только под руководством опытного специалиста.
При гипертонической болезни, сопровождающейся повышением давления крови в артериях, зачастую происходит спазм мелких разветвлений артерий, так называемых артериол. Спазм препятствует продвижению крови и повышает давление крови в артериях. Повышение давления и спазм артериол происходят под влиянием нервной системы, а потому мы можем влиять на ход гипертонической болезни путем воздействия физических упражнений на нервную систему.
Чем раньше при гипертонической болезни будут применены физические упражнения, тем эффективнее скажется результат. Физические упражнения регулируют, „уравновешивают процессы возбуждения и торможения в нервной системе, что приводит к нормальной регуляции коры и ее низших отделов, ведающих уровнем давления крови, состоянием просвета сосудов.
Занятия лечебной физкультурой при гипертонической болезни широко рекомендуются в 1-й стадии, фазе «А»; в 1-й стадии, фазе «Б», в периоде более значительного повышения артериального давления, комплекс движений облегчается, а во 2-й стадии, фазе «А», рекомендуется легкая гимнастика, сопряженная с глубоким дыханием, в период более низких цифр артериального давления. В период высоких цифр и кризов занятия должны быть прекращены.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (при гипертонической болезни 1-й стадии)
Упр. 1.
ИП — сидя, дыхание под контролем рук. Полное и глубокое. 6—8 раз.
Упр. 2.
ИП — стойка «смирно». Руки вверх, одну ногу назад. 3— 4 раза каждой ногой попеременно.
Упр. 3.
ИП — сидя, ноги слегка расставить.
Присесть, опираясь на стул или кушетку. 6—8 раз.
Упр. 4.
ИП — стоя, руки в стороны, сжаты в кулаках. Согнуть руки над плечами с небольшим напряжением. 10—20 раз.
Упр. 5.
ИП — стойка «смирно», руки на бедра.
Выставление согнутой ноги вперед. 4—6 раз каждой ногой.
Упр. 6.
ИП — стоя, ноги врозь, руки в стороны.
Поворот туловища вправо и влево попеременно. 4—6 раз в каждую сторону.
Упр. 7.
ИП — сидя, глубокое дыхание под контролем рук. 4—8 раз.
Упр. 8.
ИП — стоя, руки на бедра. Наклон туловища вправо и влево попеременно, руки скользят вдоль туловища. 4—6 раз в каждую сторону.
Упр. 9.
ИП — стоя, ноги врозь, руки к плечам.
Удары руками вверх попеременно. 10—15 раз каждой рукой.
Упр. 10.
ИП — стоя, ноги врозь, руки на бедра.
Слегка наклонить туловище вперед.
Упр. 11.
Дыхание ровное, глубокое. Ходьба. Темп умеренный. 2—4-6 минут
Упр. 12.
ИП — стоя, дыхание под контролем рук. 6—8 раз.
В настоящее время как отдельное заболевание рассматривается противоположное состояние организма, сопровождающееся понижением артериального давления— гипотония.
При понижении артериального давления лечебная физкультура представляет собой очень эффективное средство, регулирующее мышечный тонус организма, тонус мышечной стенки артерий, ведущее к повышению давления посредством воздействия на центральные механизмы, регулирующие давление крови в артериях.
При гипотонической болезни можно рекомендовать комплекс упражнений при функциональных заболеваниях нервной системы, проводимый с несколько большим физическим напряжением и постепенным усилением темпа. Необходима в каждом случае консультация врача для определения степени нагрузки.
При заболеваниях органов кровообращения настоятельно рекомендуются воздушные ванны (пребывание обнаженным на открытом воздухе или в комнате). Воздействие окружающего воздуха непосредственно на обнаженное тело является довольно нежной процедурой закаливания, прекрасно тонизирующей весь организм, его нервную и сердечно-сосудистую системы.
Закаливание организма солнцем и водой, если оно допустимо при данном заболевании (а это должен решить врач), надо начинать с воздушных ванн.
Из водных процедур почти во всех случаях можно рекомендовать влажные обтирания тела водой. Начинать его надо теплой водой, постепенно доводя температуру воды до прохладной, а иногда до холодной.
ЛФК при функциональных заболеваниях нервной системы
Рубрика: При заболеваниях нервной системы
Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстройства нервной деятельности, при которых отсутствуют видимые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.
И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) отклонения высшей нервной деятельности от нормы».
Для того чтобы яснее себе представить механизм лечебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осуществляет ведущую роль в регуляции деятельности внутренних органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.
Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая — из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нервной системы.
Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в центральную нервную систему, а центробежные — от центральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятельность.
Различного рода воздействия, оказываемые на организм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами — анализаторами. Анализаторы воспринимают действия различных раздражителей из внешней среды — световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.
Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.
Возбуждение от анализатора проходит в центральную нервную систему по нервным клеткам и их отросткам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.
Раздражения, действующие на анализаторы, вызывают различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.
Все рефлексы делятся на безусловные и условные.
Безусловными называются рефлексы врожденные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.
Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергивание руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недостаточно для приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. И вот эту важнейшую функцию (приспособления) выполняют условные рефлексы.
Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Например, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию движений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии коры больших полушарий, рефлексы возникают, совершенствуются, сохраняются или угасают.
Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражителями (словесные инструкции, команды и т. д.).
Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Павлов и его ученики детально исследовали процессы возбуждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятельности центральной нервной системы.
Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение — относительному покою.
Необходимо также остановиться еще на одной особенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стандартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в учреждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяющийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная внутренняя система нервных процессов. Это есть так называемый динамический стереотип, то есть система закрепленных, взаимосвязанных и последовательно действующих условных рефлексов.
Процесс образования или выработки динамического стереотипа представляет собой работу нервной системы, напряженность которой зависит от сложности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.
Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспособиться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.
Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переключения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности перестраиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.
В зависимости от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов возбуждения и торможения выделены четыре типа нервной системы.
Первый — сильный, неуравновешенный, или «безудержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)
Второй — сильный, уравновешенный, живой (сангвиник).
Третий — сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).
Четвертый — слабый (меланхолик).
Наиболее часто страдают неврозами холерики и меланхолики.
Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновешивания. Известно немало случаев, когда люди вспыльчивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.
Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы — невроза?
Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называемому срыву высшей нервной деятельности, то есть к такому перенапряжению нервных процессов, когда ситуация кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправданным поступкам и действиям. Такой срыв может привести к длительному функциональному заболеванию нервной системы — неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алкоголь, никотин, свинец), истощающие организм, способствуют образованию невроза.
Между прочим, существующее у многих людей мнение, что неврозами болеют только работники умственного труда,— совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у любого человека, независимо от его профессии, в результате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).
Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершенно неправильно, когда больной уповает на какое-то магическое действие только «хороших» лекарств, принимаемых внутрь, или на физиотерапевтические процедуры, совершенно упуская отличающиеся простотой и доступностью физические упражнения, естественные факторы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в частности его нервной системы.
Физическая культура нормализует деятельность внутренних органов, отвлекает больного от мыслей о болезнях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.
Огромная масса сигналов, поступающих в кору головного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвидации невроза. При всех основных видах неврозов — неврастении, истерии и психастении — наши рекомендации сохраняют свою силу, а индивидуализация их возможна после консультации у врача.
Больные, страдающие неврозами, объясняют быструю утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают занятия.
Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением режима.
Правильно организованный режим не только укрепляет организм, предохраняя его от заболеваний (особенно нервных), но воспитывает волю и повышает работоспособность.
Элементы режима следующие:
1. Правильное сочетание умственной и физической работы.
2. Нормальный сон в гигиенических условиях.
3. Утренняя гимнастика.
4. Утренние водные процедуры.
5. Регулярный прием пищи.
6. Прогулки (ежедневные).
7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.
8. Систематические занятия спортом.
При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных процессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энергии.
При лечении неврозов применяются следующие формы лечебной физической культуры:
1. Гимнастика.
2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).
3. Прогулки.
4. Туризм.
5. Элементы легкой атлетики.
6. Лыжи и коньки.
7. Плавание,
8. Гребля.
Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражнениями (любой формы) надо заканчивать с чувством бодрости, с ощущением желания продолжать тренировку.
Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.
1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)
1. ИП — ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуться — вдох. 4—6 раз. ТМ.
3. ИП — основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Дыхание произвольное. 3—4 раза в каждую сторону. ТМ.
4. ИП — руки на пояс. Приседание, руки вперед — выдох. 6—8 раз. ТМ.
5. ИП — ноги врозь, правая рука вперед, левая согнута, кисти в кулак. Смена положения рук («бокс»). 10— 15—20 раз. ТБ. Дыхание произвольное.
6. ИП — ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3—4 раза. ТМ
7. ИП —ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4—5 раз в каждую сторону. ТМ
8. ИП — сидя на стуле, ноги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть руками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4—6 раз каждой ногой. ТМ.
9. ИП — руки на пояс. Поскоки — ноги врозь, руки в стороны. 10—30 раз. Дыхание произвольное.
10. Ходьба 1-1,5 мин.
11. ИП — ноги врозь, правая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот—вдох. 3—4 раза. ТМ
2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)
1. ИП — основная стойка — руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6—8 раз. ТС
2. ИП — ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед влево, коснуться правой кистью левого носка. 3—4 раза в каждую сторону. ТС.
3. ИП —ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в исходном положении. Дыхание произвольное. 3—4 раза в каждую сторону. ТС
4. ИП А —упор лежа. Б. Согнуть руки в локтях — выдох ИП — вдох. В—вариант исполнения. Одновременно со сгибанием рук отвести ногу назад. 6—8—10 раз. ТС.
5. ИП — лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафрагмально-грудное) дыхание. 3—4 раза. ТМ.
6. ИП — лежа на спине, руки вдоль тела. Сесть, наклониться вперед и коснуться ки стями носков — 5 раз. ТМ
7. ИП — ноги врозь, руки в стороны — вверх. Дугами вперед руки назад, глубокое приседание на полной ступне, 6— 10 раз. ТС.
8. ИП — ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3—4 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное. ТМ
9. ИП — ноги врозь. Подняться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впадинам. 4—5 раз. ТМ.
10. ИП — ноги врозь, руки в стороны. Махом правой ногой коснуться ладони левой руки. Повторить 4—6 раз каждой ногой. ТС.
11. Бег на месте. 20-30 сек. ТБ.
12. Ходьба на месте (с постепенным замедлением) 1 —1,5 мин. Дыхание равномерное.
13. ИП — ноги врозь. Развернуть плечи, прогнуться — вдох. Ссутулиться, скрестить расслабленно руки перед собой — выдох. Повторить 4—6 раз. ТМ.
Выше мы приводим примерные комплексы гимнастических упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.
Приведенные комплексы гимнастических упражнений, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.
Наклоны туловища в сторону становятся более трудными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.
Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гимнастические упражнения зачастую способствуют исчезновению головной боли у больного неврастенией.
При лечении головных болей движением следует избегать изменения положения головы, толчковых движений (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, связанных с большим натуживанием.
Лучшим исходным положением является горизонтальное— лежа на спине с несколько приподнятым изголовьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лучезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и плечевых суставах, например:
1. Вращение стопами и кистями.
2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах.