kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЛФК при заболевании сердечно-сосудистой системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

От сердечно-сосудистой системы зависит жизнедея­тельность и двигательная активность организма. Объем физической нагрузки, который может совершить тот или иной человек, зависит от состояния сердца и сосудов. Чем лучше состояние органов кровообращения у челове­ка, тем более сильным, активным может быть комплекс упражнений, и чем слабее сердечно-сосудистая система, тем облегченнее комплекс физических упражнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЛФК при заболевании сердечно-сосудистой системы »

ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Рубрика: При заболеваниях сердечно-сосудистой системы 

От сердечно-сосудистой системы зависит жизнедея­тельность и двигательная активность организма. Объем физической нагрузки, который может совершить тот или иной человек, зависит от состояния сердца и сосудов. Чем лучше состояние органов кровообращения у челове­ка, тем более сильным, активным может быть комплекс упражнений, и чем слабее сердечно-сосудистая система, тем облегченнее комплекс физических упражнений.

Сердечно-сосудистая система в организме выполняет важнейшие транспортные функции, перенося в жидкой массе крови питательные вещества к каждому органу, к каждой клетке, доставляя необходимый для жизне­деятельности кислород и удаляя из организма продукты обмена. Если еще добавить, что все эти продукты, нахо­дящиеся в крови, своим химическим составом воздейст­вуют на различные органы и системы, что своей посто­янной температурой кровь, все время перемещаясь, ре­гулирует температуру в охлажденных или перегретых участках организма, то становится совершенно понят­ным, что даже небольшие неисправности в этой «транс­портной» системе могут повести к значительным нару­шениям жизнедеятельности организма.

Сердечно-сосудистая система состоит из основного двигателя — сердца и сосудов, приносящих кровь к пе­риферии— артериям, которые переходят в мельчайшие сосуды — капилляры, а последние сливаются в более крупные сосуды — вены. Кровь по ним уносится от кле­ток и тканей организма в направлении сердца.

Сердце представляет собой мышечный мешок, снаб­женный рядом перегородок и клапанов, обеспечивающих определенное направление и движение крови. Если сер­дечная мышца начинает усиленно работать, она полу­чает больше питательных веществ, увеличивается сила ее сокращений.

Можно разными способами заставить сердце усилен­но работать, но самым простым, самым физиологиче­ским и доступным является физическая работа, физиче­ские упражнения нашего двигательного аппарата. За­ставляя работать наши мышцы в процессе упражнений, мы тем самым автоматически через нервную систему заставляем усиленно работать и сердце. В процессе фи­зической деятельности требуется подвезти больше пита­тельных веществ, кислорода и удалить «шлаки», обра­зующиеся в мышцах. Причем, чем интенсивней работа скелетных мышц, тем сильнее увеличивается деятель­ность сердечной мышцы.

Процесс укрепления мышц физическими упражнени­ями, сопровождающийся улучшением их питания и по­вышением работоспособности, называется тренировкой. Сердечная мышца при физических упражнениях вовле­кается в тренировку, в результате чего улучшается ее питание и она становится более мощной, выносливой.

При различных заболеваниях сердечно-сосудистая си­стема в целом и мышца сердца в частности в значитель­ной мере ослабевают. Интенсивное ослабление сердеч­ной мышцы происходит тогда, когда организм долгое время находится в состоянии полного, иногда вынуж­денного, связанного с заболеванием покоя. Происходят обратные (атрофические) процессы в мышечной систе­ме организма и в мышце сердца, сопровождающиеся ухудшением питания мышц и ослаблением их функций.

Это проще всего пояснить следующими жизненны­ми примерами. Если здоровый человек вынужден дли­тельно и неподвижно лежать в постели в течение 10— 14 дней без общего заболевания организма, то, подняв­шись с постели, он будет ощущать значительную общую мышечную слабость, а также усиленную одышку и серд­цебиение при движениях, и на восстановление обычного, нормального состояния ему потребуется несколько дней.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, 1 (легкий)

Упр. 1.

ИП — лежа, глубокое ды­хание под контролем рук. Грудью и животом поднять руки.

Давлением рук опустить грудь и живот. 6—7 раз.

Упр. 2,

ИП — лежа, руки вверх, слегка прогнуться. Руками охватить и сжать грудь. 4—6 раз.

Упр. 3.

ИП —лежа, согнуть колени. Повернуть колени вправо и влево. 4—6 раз в каждую раз. сторону.

Упр. 4.

ИП —лежа, согнуты колени. Поднять кверху таз. 4—8  раз.

Упр. 5.

ИП—лежа, руки припод­няты. Сесть, коснуться пальцами носков, вначале с опорой рук.

3-8 раз.

Упр. 6.

Лежа, глубокое брюшно­грудное дыхание под контро­лем рук. 4—6 раз.

Упр. 7.

ИП — стоя, с опорой на стул подняться на носки. Присесть, держась за стул. 3-6 раз.

Упр. 8.

ИП — стоя, руки в кулак. Глубокий поворот туловища вправо. То же — влево. Медленно. 3—5 раз в каж­дую сторону.

Упр. 9.

ИП — стойка «смирно», Ру- ки вперед. 4—5 раз.

Упр. 10.

Дыхание спокойное, глубо­кое. Ходьба в среднем, при­вычном темпе. 1—2 мин.

Упр. 11

ИП—стоя, руки сзади, спле­сти пальцы. Отвести руки назад, под­няться на носки. Опустить руки, слегка на­клониться вперед, опуститься на пятки, 4—6 раз.

Упр. 12.

Глубокое дыхание под кон­тролем рук до полного восста­новления числа ударов пульса и дыхания.

Другой пример. При переломе кости на сломанную ко­нечность накладывается гипсовая повязка, устраняющая подвижность данной конечности. Сняв повязку, видим, что мышцы под гипсом по объему стали значительно меньше, чем на здоровой конечности, резко упала их сила, движения в суставе ограничены. На восстановле­ние полной подвижности потребуется длительное время.

В обоих случаях произошел один и тот же процесс: в результате бездеятельности скелетных мышц в них ухудшилось питание, резко снизился обмен веществ, мышцы за сравнительно короткий срок потеряли свою силу, выносливость и работоспособность. Такие процес­сы называются атрофическими (состояние детренирован­ности).

В меньшем масштабе то же самое происходит и в мышце сердца, потому что сердце не может находиться в состоянии полного покоя. При уменьшении сердечной деятельности в результате мышечного покоя или забо­левания самого сердца ухудшается питание сердечной мышцы. Сила и выносливость сердца ослабевают, появ­ляется ряд симптомов, говорящих о сердечно-сосудистой недостаточности и недостаточности кровообращения. Так возникает разной степени одышка, сердцебиение

Могут появиться боли в сердце, а при более интенсив­ных расстройствах — отечность ног по вечерам, увеличе­ние и болезненность в области печени и другие симпто­мы, говорящие о сердечно-сосудистой недостаточ­ности.

Атрофические процессы в сердечной мышце во мно­гих случаях и при многих заболеваниях обратимы. Ос­торожно, постепенно тренируя сердечную мышцу, моби­лизуя запасные силы сердца, мы можем восстановить его работоспособность и последующими упражнениями ее поддерживать и увеличивать.

Взаимодействие отдельных частей системы кровооб­ращения осуществляется с помощью нервной системы. При недостаточности кровообращения расстраивается и регулирующая роль нервной системы. Постепенная тре­нировка упражнениями мало-помалу восстанавливает расстроенную регуляцию, и сердечно-сосудистая систе­ма, приспосабливаясь к новым условиям, которые соз­дались в ней в результате заболевания, восстанавли­вает нарушенное кровообращение, мобилизуя целый ряд физиологических механизмов, компенсирующих данный дефект.

Восстановление работоспособности сердечной мышцы может быть достигнуто не только физическими упраж­нениями, лечебной физкультурой, но и применением раз­личных ванн, в частности газовых (углекислых, серово­дородных), приемом некоторых медикаментов, воздей­ствием климатическими факторами. Все эти методы по­вышают тренированность мышцы сердца, восстанавли­вают ее работоспособность.

Утраченную тренированность сердечной мышцы луч­ше начать восстанавливать в условиях курорта, клини­ки, физкультурного диспансера или в других лечебных учреждениях, где врачи-специалисты по лечебной физ­культуре и опытные методисты-инструкторы могут на­значить и показать упражнения и определить их дози­ровку. Это особенно важно в начале занятий, способст­вующих поднятию сердечной деятельности. Пользуясь соответствующими комплексами гимнастических упраж­нений, ходьбой, доступными видами спортивных игр и спортивных занятий, надо поддерживать тренировку сердца в домашних условиях на доступной для данно­го сердца высоте.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, 2 (средний)

Упр. 1.

ИП — сидя, дыхание под контролем рук. Обе руки должны поднять­ся вместе с грудной клеткой и животом. Обе руки помогают опус­титься грудной клетке и втя­нуться мышцам живота. 4—8 раз.

Упр. 2.

ИП — сидя, руки на бедра. Руки в стороны, слегка про­гнуться. 5—6 раз.

Упр. 3.

ИП — поставить ногу на стул, руки на бедра.

Согнуть до отказа ногу в колене и пригнуться. 3—5 раз каждой ногой.

Упр. 4.

ИП — стойка «смирно». На­клоны туловища вправо и вле­во с движением рук вдоль ту­ловища. 3-8 раз в каждую сторону.

Упр. 5.

ИП — лежа, руки вдоль ту­ловища. Согнуть ноги, охватив их ру­ками. 6-10 раз.

Упр. 6.

ИП — лежа, одну руку на грудь, другую на живот. Губокое дыхание под конт- ролём рук. 3-6 раз.

Упр. 7.

ИП — лежа, согнуты колени. Сесть, захватив колени ру­ками. 6—8 раз.

Упр. 8.

ИП — стоя, руки на бед­ра. Полуприседание, руки впе­ред. 6—10 раз.

Упр. 9.

ИП — стоя, руки на голову. Руки вверх, пальЦы сцепле­ны, ладони вывернуты вверх. 3-6 раз.

Упр. 10.

ИП — стоя, ноги врозь. Наклон вперед, колени пря­мые, достать пальцами пол. 6—8 раз.

Упр. 11.

ИП — стойка «смирно». Ру­ки в стороны.

Упр. 12.

Ходьба на месте. 1—3 мин.

Упр. 13.

ИП — стоя, руки на бедра. Потряхивание поднятой но­гой, правой и левой поперемен­но. 4 раза каждой ногой.

Упр. 14.

Лежа, глубокое дыхание под контролем рук до восстановле­ния спокойного дыхания. 8— 12 раз.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, 3 (сильный)

Упр. 1.

Исходное положение (ИП), Пальцы переплести. Подтя­нуться, прогнувшись, кисти ла­донями вверх. 3—б раз.

Упр. 2.

ИП — стоя, неги врозь, ру­ки на бедра.

Сгибать попеременно правую ногу и левую ногу. 4—5 раз в каждую сторону.

Упр. 3.

ИП — стоя, ноги врозь. 10—20 ударов «бокса» каждой рукой. Темп медленный. Ды­хание глубокое.

Упр. 4.

ИП — стоя, руки в сторо­ны. Руки согнуть перед грудью 3-8 раз.

Упр. 5.

ИП — стоя, ноги врозь, ру­ки на бедрах.

Наклон туловища вправо, левая рука вверх.

Наклон влево, правая рука вверх. 3—5 раз в каждую сто­рону.

Упр. 6.

ИП — лежа, ноги врозь. Сесть. Обе кисти рук то к пра­вому, то к левому носку попе­ременно. 3—8 раз к каждому носку.

Упр. 7.

ИП — лежа, руки вниз. Ру­ки вверх, прогнуться. Обнять и сжать грудную клетку. 4—6 раз.

Упр. 8.

ИП — лежа, руки вниз. Поднять прямые ноги, вверх. 3-8 раз.


Упр. 9.

ИП — стоя, руки на бедрах. Присесть, руки вперед. 4—10 раз.

Упр. 10.

ИП — стойка «смирно», ру­ки вверх. 6—8 раз.

Упр. 11.

ИП — наклониться вперед. Руки упираются о стол.

Выпрямиться, согнув руки в локтях в упоре. 4—10 раз.

Упр 12.

«Рубка дров». ИП — стоя, ноги врозь, ки сцеплены над головой.

Удар с наклоном вниз, руки между ног. 4—8 раз.

Упр. 13.

ИП — стоя, ноги врозь, рас­слабить мышцы рук, потряхи­вая руками.

Затем расслабить мышцы туловища и ног, присесть, опи­раясь руками с минимальным напряжением мышц. 3—5 раз.

Упр. 14.

ИП — стоя, руки на бедра. Прогнуться, локти назад.

Полусогнуться, локти впе­ред. Очень медленно. 6—8 раз до полного восстановления спо­койного дыхания.

При каких же заболеваниях сердечно-сосудистой си­стемы следует применять тот или иной комплекс физи­ческих упражнений? На этот вопрос сразу ответить не­возможно, так как при одном и том же заболевании состояние больного, его сердечно-сосудистой системы бу­дет весьма различно, и в одном случае сердце полно­стью справляется с большими нагрузками, а в другом— человек совершенно не может двигаться.

Лечение физическими упражнениями можно прово­дить при заболеваниях клапанного аппарата сердца — различных пороках, заболеваниях сердечной мышцы, на­рушениях ее питания,— дистрофических процессах, скле­ротических изменениях, расстройствах ритма сердца, ги­пертонической болезни, гипотонии, неврозах сердечно­сосудистой системы. В последнее время занятия лечеб­ной физкультурой рекомендуются в периоде выздоров­ления, спустя три недели после инфаркта миокарда и многих других заболеваниях сердечно-сосудистой систе­мы. В выборе упражнений приходится считаться с видом заболевания и со степенью недостаточности при нем. Предлагаемые примерные комплексы упражнений лечеб­ной гимнастики на дому разделены по своей интенсивно­сти на три степени. Тренированность сердечной мышцы достигается не сразу, а требует упорного и постепенного повышения нагрузки в течение длительного периода вре­мени.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы осо­бую роль играют дыхательные упражнения. По своему физиологическому воздействию на организм и сердеч­но-сосудистую систему они значительно отличаются от всех других видов упражнений и от всякой физической деятельности. Если все упражнения в той или иной мере возбуждают сердечно-сосудистую и нервную системы, увеличивая число сердечных сокращений, усиливают об­менные процессы, то дыхательные упражнения, наобо­рот, способствуют успокоению сердечной и нервной дея­тельности, уменьшают одышку. Надо тщательно следить за глубоким ритмичным дыханием во время упражнений и чередовать активные физические упражнения со спе­циальными дыхательными упражнениями.

Во время вдоха создается отрицательное давление в грудной клетке и кровь устремляется к сердцу. При выдохе грудная клетка сжимается, опускается, а диа­фрагма поднимается кверху. В этой фазе дыхания на­блюдается повышение внутригрудного давления, которое способствует опорожнению сердца (его желудочков). Таким образом, дыхание является значительным факто­ром, который способствует передвижению массы крови и усилению кровообращения. Углубляя дыхание, выпол­няя специальные дыхательные упражнения, мы в значи­тельной степени помогаем работе сердца и создаем луч­шие условия для его тренировки. Поэтому главное вни­мание во время упражнений следует обращать на пра­вильное, полное (грудное и брюшное), глубокое носовое дыхание. Вначале это потребует напряжения внимания, а затем, по мере привыкания, станет автоматичным.

Говоря о дыхательных упражнениях, нельзя не кос­нуться обратного явления, к сожалению, иногда встре­чающегося во время физических упражнений. Речь идет о задержке дыхания. Часто такая задержка сопровож­дает мышечное усилие и носит название «натужнва- ние». Если при большом физическом напряжении задер­жать дыхание, то можно наблюдать, как у человека становится багровым лицо, наполняются кровью перифе­рические вены и сосуды глазного яблока. Это происхо­дит потому, что при задержке дыхания и при одновре­менном мышечном усилии сжимается грудная клетка и давление в ней повышается, вследствие чего венозная кровь не может свободно притекать к сердцу, кровооб­ращение нарушается, что не способствует ритмичной спокойной деятельности сердца, улучшению его питания.

Все вышесказанное упомянуто для того, чтобы по­нять вредность задержки дыхания в процессе упраж­нения.

Ритмичное сокращение мышц конечностей вызывает одновременно механическое сжатие венозных сосудов, лежащих в межмышечных промежутках. Это сжатие с проталкиванием крови по направлению к сердцу спо­собствует кровообращению и помогает работе сердца. Кровообращению способствуют также упражнения для мышц брюшного пресса.

Физические упражнения применяются и при наруше­нии питания сердечной мышцы. Питание сердечной мыш­цы происходит через сосуды сердца, которые называ­ются венечными, или коронарными артериями. Их дея­тельность регулируется нервной системой. Чем больше расширены венечные сосуды, тем больше крови с содер­жащимися в ней питательными веществами поступает в сердечную мышцу.

Недостаточность питания сердечной мышцы приво­дит к болевым ощущениям разной интенсивности: от небольших давящих болей до резких болевых присту­пов так называемой стенокардии — грудной жабы.

Нарушения питания сердечной мышцы могут проис­ходить при спазмах сосудов, питающих сердце, и при их склеротическом изменении. В начальной стадии стено­кардии (вне приступа болей) рекомендуются упражне­ния с углубленным дыханием. Консультация врача пе­ред началом занятий, безусловно, необходима. Кроме гимнастических упражнений при данном заболевании можно рекомендовать ходьбу.

Появление даже небольших болей в области сердца во время упражнений требует безусловного прекраще­ния занятий до следующего дня. Самостоятельные за­нятия после перенесенного инфаркта миокарда надо начинать только в сроки, назначенные врачом в период, когда образовался и окреп рубец в сердечной мышце. При этом упражнения должны быть подобраны строго индивидуально.

В более ранний период занятия могут проводиться только под руководством опытного специалиста.

При гипертонической болезни, сопровождающейся повышением давления крови в артериях, зачастую про­исходит спазм мелких разветвлений артерий, так назы­ваемых артериол. Спазм препятствует продвижению крови и повышает давление крови в артериях. Повыше­ние давления и спазм артериол происходят под влияни­ем нервной системы, а потому мы можем влиять на ход гипертонической болезни путем воздействия физических упражнений на нервную систему.

Чем раньше при гипертонической болезни будут при­менены физические упражнения, тем эффективнее ска­жется результат. Физические упражнения регулируют, „уравновешивают процессы возбуждения и торможения в нервной системе, что приводит к нормальной регуля­ции коры и ее низших отделов, ведающих уровнем дав­ления крови, состоянием просвета сосудов.

Занятия лечебной физкультурой при гипертонической болезни широко рекомендуются в 1-й стадии, фазе «А»; в 1-й стадии, фазе «Б», в периоде более значительного повышения артериального давления, комплекс движений облегчается, а во 2-й стадии, фазе «А», рекомендуется легкая гимнастика, сопряженная с глубоким дыханием, в период более низких цифр артериального давления. В период высоких цифр и кризов занятия должны быть прекращены.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (при гипертонической болезни 1-й стадии)

Упр. 1.

ИП — сидя, дыхание под контролем рук. Полное и глу­бокое. 6—8 раз.

Упр. 2.

ИП — стойка «смирно». Ру­ки вверх, одну ногу назад. 3— 4 раза каждой ногой попере­менно.

Упр. 3.

ИП — сидя, ноги слегка расставить.

Присесть, опираясь на стул или кушетку. 6—8 раз.

Упр. 4.

ИП — стоя, руки в стороны, сжаты в кулаках. Согнуть руки над плечами с неболь­шим напряжением. 10—20 раз.

Упр. 5.

ИП — стойка «смирно», ру­ки на бедра.

Выставление согнутой ноги вперед. 4—6 раз каждой ногой.

Упр. 6.

ИП — стоя, ноги врозь, ру­ки в стороны.

Поворот туловища вправо и влево попеременно. 4—6 раз в каждую сторону.

Упр. 7.

ИП — сидя, глубокое дыха­ние под контролем рук. 4—8 раз.

Упр. 8.

ИП — стоя, руки на бедра. Наклон туловища вправо и влево попеременно, руки сколь­зят вдоль туловища. 4—6 раз в каждую сторону.

Упр. 9.

ИП — стоя, ноги врозь, ру­ки к плечам.

Удары руками вверх попе­ременно. 10—15 раз каждой рукой.

Упр. 10.

ИП — стоя, ноги врозь, ру­ки на бедра.

Слегка наклонить туловище вперед.

Упр. 11.

Дыхание ровное, глубокое. Ходьба. Темп умеренный. 2—4-6 минут

Упр. 12.

ИП — стоя, дыхание под контролем рук. 6—8 раз.

В настоящее время как отдельное заболевание рас­сматривается противоположное состояние организма, сопровождающееся понижением артериального давления— гипотония.

При понижении артериального давления лечебная физкультура представляет собой очень эффективное средство, регулирующее мышечный тонус организма, то­нус мышечной стенки артерий, ведущее к повышению давления посредством воздействия на центральные ме­ханизмы, регулирующие давление крови в артериях.

При гипотонической болезни можно рекомендовать комплекс упражнений при функциональных заболевани­ях нервной системы, проводимый с не­сколько большим физическим напряжением и постепен­ным усилением темпа. Необходима в каждом случае консультация врача для определения степени нагрузки.

При заболеваниях органов кровообращения настоя­тельно рекомендуются воздушные ванны (пребывание обнаженным на открытом воздухе или в комнате). Воз­действие окружающего воздуха непосредственно на об­наженное тело является довольно нежной процедурой закаливания, прекрасно тонизирующей весь организм, его нервную и сердечно-сосудистую системы.

Закаливание организма солнцем и водой, если оно допустимо при данном заболевании (а это должен ре­шить врач), надо начинать с воздушных ванн.

Из водных процедур почти во всех случаях можно рекомендовать влажные обтирания тела водой. Начи­нать его надо теплой водой, постепенно доводя темпера­туру воды до прохладной, а иногда до холодной.











































ЛФК при функциональных заболеваниях нервной системы

Рубрика: При заболеваниях нервной системы 

Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстрой­ства нервной деятельности, при которых отсутствуют ви­димые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.

И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) откло­нения высшей нервной деятельности от нормы».

Для того чтобы яснее себе представить механизм ле­чебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осущест­вляет ведущую роль в регуляции деятельности внутрен­них органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.

Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая — из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нерв­ной системы.

Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в цен­тральную нервную систему, а центробежные — от цен­тральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятель­ность.

Различного рода воздействия, оказываемые на ор­ганизм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами — анализаторами. Анализаторы воспринима­ют действия различных раздражителей из внешней сре­ды — световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.

Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.

Возбуждение от анализатора проходит в централь­ную нервную систему по нервным клеткам и их отрост­кам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.

Раздражения, действующие на анализаторы, вызыва­ют различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.

Все рефлексы делятся на безусловные и условные.

Безусловными называются рефлексы врожден­ные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.

Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергива­ние руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недоста­точно для приспособления организма к постоянно из­меняющимся условиям внешней среды. И вот эту важ­нейшую функцию (приспособления) выполняют услов­ные рефлексы.

Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Напри­мер, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию дви­жений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии ко­ры больших полушарий, рефлексы возникают, совер­шенствуются, сохраняются или угасают.

Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражите­лями (словесные инструкции, команды и т. д.).

Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Пав­лов и его ученики детально исследовали процессы воз­буждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятель­ности центральной нервной системы.

Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение — относительному покою.

Необходимо также остановиться еще на одной осо­бенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стан­дартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в уч­реждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяю­щийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная вну­тренняя система нервных процессов. Это есть так на­зываемый динамический стереотип, то есть си­стема закрепленных, взаимосвязанных и последователь­но действующих условных рефлексов.

Процесс образования или выработки динамиче­ского стереотипа представляет собой работу нерв­ной системы, напряженность которой зависит от слож­ности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.

Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспосо­биться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.

Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переклю­чения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности пере­страиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.

В зависимости от силы, уравновешенности и подвиж­ности основных нервных процессов возбуждения и тор­можения выделены четыре типа нервной системы.

Первый — сильный, неуравновешенный, или «без­удержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)

Второй — сильный, уравновешенный, живой (сангви­ник).

Третий — сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).

Четвертый — слабый (меланхолик).

Наиболее часто страдают неврозами холерики и ме­ланхолики.

Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновеши­вания. Известно немало случаев, когда люди вспыль­чивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.

Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы — невроза?

Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называе­мому срыву высшей нервной деятельности, то есть к та­кому перенапряжению нервных процессов, когда ситуа­ция кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправ­данным поступкам и действиям. Такой срыв может при­вести к длительному функциональному заболеванию нервной системы — неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алко­голь, никотин, свинец), истощающие организм, способ­ствуют образованию невроза.

Между прочим, существующее у многих людей мне­ние, что неврозами болеют только работники умствен­ного труда,— совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у лю­бого человека, независимо от его профессии, в резуль­тате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).

Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершен­но неправильно, когда больной уповает на какое-то ма­гическое действие только «хороших» лекарств, прини­маемых внутрь, или на физиотерапевтические процеду­ры, совершенно упуская отличающиеся простотой и до­ступностью физические упражнения, естественные фак­торы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в част­ности его нервной системы.

Физическая культура нормализует деятельность внут­ренних органов, отвлекает больного от мыслей о болез­нях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.

Огромная масса сигналов, поступающих в кору го­ловного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвида­ции невроза. При всех основных видах неврозов — не­врастении, истерии и психастении — наши рекоменда­ции сохраняют свою силу, а индивидуализация их воз­можна после консультации у врача.

Больные, страдающие неврозами, объясняют быст­рую утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают заня­тия.

Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением ре­жима.

Правильно организованный режим не только укреп­ляет организм, предохраняя его от заболеваний (осо­бенно нервных), но воспитывает волю и повышает рабо­тоспособность.

Элементы режима следующие:

1. Правильное сочетание умственной и физической работы.

2. Нормальный сон в гигиенических условиях.

3. Утренняя гимнастика.

4. Утренние водные процедуры.

5. Регулярный прием пищи.

6. Прогулки (ежедневные).

7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.

8. Систематические занятия спортом.

При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных про­цессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энер­гии.

При лечении неврозов применяются следующие фор­мы лечебной физической культуры:

1. Гимнастика.

2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).

3. Прогулки.

4. Туризм.

5. Элементы легкой атлетики.

6. Лыжи и коньки.

7. Плавание,

8. Гребля.

Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражне­ниями (любой формы) надо заканчивать с чувством бод­рости, с ощущением желания продолжать тренировку.

Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.

1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)

1. ИП — ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуть­ся — вдох. 4—6 раз. ТМ.

2. ИП — ноги врозь. На­клон вперед, коснуться паль­цами пола — выдох. 4—б раз. ТМ.

3. ИП — основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Ды­хание произвольное. 3—4 раза в каждую сторону. ТМ.

4. ИП — руки на пояс. При­седание, руки вперед — выдох. 6—8 раз. ТМ.

5. ИП — ноги врозь, пра­вая рука вперед, левая согну­та, кисти в кулак. Смена по­ложения рук («бокс»). 10— 15—20 раз. ТБ. Дыхание про­извольное.

6. ИП — ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3—4 раза. ТМ

7. ИП —ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4—5 раз в каждую сторону. ТМ

8. ИП — сидя на стуле, но­ги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть ру­ками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4—6 раз каж­дой ногой. ТМ.

9. ИП — руки на пояс. По­скоки — ноги врозь, руки в стороны. 10—30 раз. Дыхание произвольное.

10. Ходьба 1-1,5 мин.

11. ИП — ноги врозь, пра­вая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот—вдох. 3—4 раза. ТМ

2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)

1. ИП — основная стойка — руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6—8 раз. ТС

2. ИП — ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед вле­во, коснуться правой кистью левого носка. 3—4 раза в каж­дую сторону. ТС.

3. ИП —ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в ис­ходном положении. Дыхание произвольное. 3—4 раза в каж­дую сторону. ТС

4. ИП А —упор лежа. Б. Со­гнуть руки в локтях — выдох ИП — вдох. В—вариант испол­нения. Одновременно со сгиба­нием рук отвести ногу назад. 6—8—10 раз. ТС.

5. ИП — лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафраг­мально-грудное) дыхание. 3—4 раза. ТМ.

6. ИП — лежа на спине, ру­ки вдоль тела. Сесть, накло­ниться вперед и коснуться ки стями носков — 5 раз. ТМ

7. ИП — ноги врозь, руки в стороны — вверх. Дугами впе­ред руки назад, глубокое при­седание на полной ступне, 6— 10 раз. ТС.

8. ИП — ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3—4 раза в каждую сторону. Ды­хание произвольное. ТМ

9. ИП — ноги врозь. Под­няться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впади­нам. 4—5 раз. ТМ.

10. ИП — ноги врозь, руки в стороны. Махом правой но­гой коснуться ладони левой руки. Повторить 4—6 раз каж­дой ногой. ТС.

11. Бег на месте. 20-30 сек. ТБ.

12. Ходьба на месте (с по­степенным замедлением) 1 —1,5 мин. Дыхание равномерное.

13. ИП — ноги врозь. Раз­вернуть плечи, прогнуться — вдох. Ссутулиться, скрестить расслабленно руки перед со­бой — выдох. Повторить 4—6 раз. ТМ.

Условные обозначения: ИП — исходное положение. ТМ — темп медленный» ТС — темп средний. ТБ — темп быстрый.

Выше мы приводим примерные комплексы гимнасти­ческих упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.

Приведенные комплексы гимнастических упражне­ний, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.

Наклоны туловища в сторону становятся более труд­ными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.

Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гим­настические упражнения зачастую способствуют исчез­новению головной боли у больного неврастенией.

При лечении головных болей движением следует из­бегать изменения положения головы, толчковых движе­ний (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, свя­занных с большим натуживанием.

Лучшим исходным положением является горизон­тальное— лежа на спине с несколько приподнятым из­головьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лу­чезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и пле­чевых суставах, например:

1. Вращение стопами и кистями.

2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суста­вах.

3. Сгибание рук в локтевых суставах.

4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЛФК при заболевании сердечно-сосудистой системы

Автор: Петлич Андрей Николаевич

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Пояснительная записка к "Методической разработке цикла занятий по физической культуре с использованием элементов йоги." "
    ["seo_title"] => string(132) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-mietodichieskoi-razrabotkie-tsikla-zaniatii-po-fizichieskoi-kul-turie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-ioghi"
    ["file_id"] => string(6) "204441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429647767"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Подборка упражнений для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата "
    ["seo_title"] => string(83) "podborka-uprazhnienii-dlia-korriektsii-narushienii-oporno-dvighatiel-nogho-apparata"
    ["file_id"] => string(6) "156472"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421426515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства