Проблема сохранения и улучшения здоровья детей школьного возраста является одной из приоритетных, поскольку именно это поколение в ближайшие десятилетия будет определять интеллектуальный потенциал страны, её экономические возможности и обороноспособность. Но исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятной динамике состояния здоровья школьников, о росте острой и хронической заболеваемости. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, абсолютно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. По данным института возрастной физиологии РАО 30 - 35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Аналогичные данные приводит Научный центр здоровья детей РАМН – «...каждый третий ребёнок, поступающий в школу, не готов (по состоянию здоровья) к систематическому обучению в школе».
На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) сейчас:
- 70 % детей страдают от гиподинамии;
- у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 30 % школьников имеют нарушения в сердечнососудистой системе.
По среднероссийским данным за последние годы заболеваемость детей до 14 лет возросла на 16%, подростков - на 18 %. Сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй ребенок, а почти 60% из них.
Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную программу по сохранению и укреплению здоровья в соответствии с материально-технической и методической базой. Работа по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата может проводиться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Это и отдельно взятые упражнения, систематически используемые в урочной деятельности, и занятия в группах ЛФК сформированных в соответствии с диагнозом, и фитнес-секции.
Предлагаю Вашему вниманию подборку упражнений коррекционной направленности. Буду рада, если Вы найдете что-то новое для себя.
Упражнения с мячами среднего диаметра
(полностью не накачивать!)
И.п. – мяч перед грудью
1-3 - Сжимать мяч ладонями, пальцы вверх, локти точно в стороны;
4 – расслабить руки.
При выполнении плечи не поднимать.
И.п. – мяч перед грудью
1 – сжать мяч ладонями;
2-4 – поднять вверх;
5-7 – опустить в и.п.;
8 - расслабить руки.
Выполняется медленно, сохраняя осанку.
И.п.- лежа на животе, мяч в прямых руках
1 – поднять руки;
2-3 - удерживать;
4 - вернуться в и.п.
Голова и ноги не отрываются от пола. Руки в локтях не сгибать.
И.п.- лежа на спине, мяч под крестцом, руки вдоль туловища ладонями вниз, ноги в позе «лягушка» (стопы соединены, колени в стороны).
1 - выпрямить ноги;
2-3 - удерживать;
4 - вернуться в и.п.
Дыхание не задерживать.
И.п. – сед на пятках в наклоне, колени вместе, мяч под грудью, руки вперед.
1-2 – разгибая колени и прогибаясь «прокатиться» по мячу до упора лежа на бедрах;
3-4 – вернуться в и.п.
При выполнении упражнения ладони и ноги с места не сдвигаются.
И.п. – стоя спиной к стене, ноги врозь, мяч между стеной и поясницей.
Сохранять правильную осанку, т.е. лопатки и пятки должны находиться на одинаковом расстоянии от стены. Мяч удерживается за счет естественного поясничного изгиба.
1-2 – «прокатываясь» спиной по мячу присед, руки вперед;
3-4 - вернуться в и.п.
Пятки от пола не отрывать. Мяч прокатывается до шеи.
И.п. – стоя лицом к стене, мяч между грудью и стеной.
Поворачиваясь вокруг своей оси и «прокатываясь» корпусом по мячу двигаться вдоль стены.
При выполнении сохранять осанку.
И.п. - лежа на спине, мяч под плечами и шеей, руки и ноги лежат свободно.
Релаксация. Можно использовать как в конце занятия, так и для отдыха между упражнениями.
Мяч должен лежать в таком положении, чтобы дыхание оставалось свободным.
Упражнения на балансировочных платформах
Балансировочная платформа представляет собой резиновый диск, частично заполненный воздухом. Занятия на ней способствуют развитию координации, чувства равновесия, баланса и силовых способностей ребенка, правильному формированию осанки; она имеет массажную поверхность, что способствует профилактике нарушения плоскостопия.
И.п. – стойка ноги врозь.
1 – руки на пояс;
2 – руки к плечам;
3 – руки за голову;
4 – руки вверх;
5 – руки в стороны;
6 – руки к плечам;
7 – руки на пояс;
8 – и.п.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1-2 – полуприсед, руки вперед;3-4 – вернуться в и.п.
И.п. – стойка ноги врозь.
Удерживать равновесие: в и.п.; поочередно на левой (правой) ноге, руки произвольно.
И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны.
Удерживать равновесие в неподвижном положении, затем покачаться на диске из стороны в сторону, удерживая руки, плечи и голову в неподвижном положении.
Во время выполнения упражнения ноги не должны касаться пола.
И.п. – лежа на животе прогнувшись, руки и ноги в стороны.
Удерживать равновесие: в неподвижном положении; покачиваясь по кругу; имитировать работу ног при плавании кролем.
После выполнения упражнения расслабиться, опустив голову, руки и ноги на пол.
И.п. – упор стоя на коленях.
1-2 – вытянуть левую ногу назад, правую руку вперед;
3-4 – вернуться в и.п.;
5-8 – то же с другой ноги и руки.
Рука, спина, нога составляют прямую линию. Носки ног не касаются пола.
Упражнения для профилактики и коррекции дефектов стопы
И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – подняться на носки;
2-4 – держать;
5 – опускаясь на всю стопу поднять только пальцы;
6-8 – держать.
При выполнении упражнения пятки держать вместе, следить за сохранением осанки.
И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – встать на носки;
2 – шаг левой влево;
3 – шаг правой вправо;
4 – полуприсед, руки вперед;
5 – встать, руки на пояс;
6 – шаг левой вправо;
7 – шаг правой влево;
8 – и.п.
Пятки, носки, колени на одной ширине. Полуприсед выполняется на носках. Держать осанку.
И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – приподнять пальцы ног;
2 – развести носки ног в стороны;
3 – соединить носки;
4 – вернуться в и.п. (опустить пальцы)
Колени вместе. На пятки не вставать. Стопы «рисуют» полукруг, следить за осанкой.
И.п. – о.с., руки на пояс.
1 – встать на носки;
2-3 – присед колени врозь, руки в стороны (вперед);
4 – держать;
5-6 – встать, руки на пояс;
7 – держать;
8 – и.п. (опуститься на всю стопу)
При выполнении приседания носки и пятки вместе. Держать осанку.
И.п. – сед согнув ноги, упор сзади на прямые руки.
Поочередно сгибая и разгибая пальцы ног постепенно выпрямлять ноги (не полностью); затем, приподняв пятки на полом, вернуться в и.п. («прочертить» пальцами ног линию).
Колени, пятки, носки вместе. При выполнении движения вперед стопа на полу, приподнимаются только пальцы.
И.п. – сед на полу согнув ноги, левая (правая) сверху.
Одноименной рукой держим голень, разноименной выполняем вращение стопы в одну и другую стороны.
Стопа полностью расслаблена, движение пассивное.
Ходьба по гимнастической палке (канату) разными способами: приставными шагами левым (првым) боком - носки и пятки параллельны; носки разведены в стороны.
При выполнении шагов пятки и пальцы должны касаться пола.
Ходьба по гимнастическим палкам.
Стопы ставятся сверху на палки так, чтобы они оказались между большим пальцем с одной стороны и остальными пальцами с другой. Не отрывая стопы скользить вперед и назад.
Это же задание можно использовать для игр. Только в этом случае стопа ставится посередине палки и движение выполняется как на лыжах.