kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К проблеме безопасного проведения уроков физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назрела острая необходимость в информации учителей, преподавателей физической культуры по вопросам предепреждения спортивного травматизма. Педагогам необходимо  предвидеть и прогнозировать опасность, избегать и делать её минимальной, при необходимости быстро принимать решения иэффективно действовать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К проблеме безопасного проведения уроков физической культуры»

Практически любая деятельность человека опасна, в том числе и занятия физическими упражнениями. Обеспечивая безопасность занятий физической культурой учитель должен задаться вопросом, что понимается под термином «безопасность». В словаре Ожегова этот термин трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Безопасность - это состояние защищённости занимающихся от потенциально и реально существующих угроз или отсутствия таковых угроз. Проще говоря, безопасность человека — такое состояние человека, когда действие различных внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом и не препятствуют достижению определенных, желательных для человека целей. Для обеспечения безопасности во время занятий физическими упражнениями необходимо: во-первых, учиться предвидеть, прогнозировать опасность, во-вторых, избегать и делать её минимальной и, в-третьих, при необходимости быстро принимать решения и эффективно действовать.

Приступая к занятиям, необходимо ознакомиться с инструкциями по правилам безопасности, знать элементарные требования к избранному виду деятельности, отказаться от выполнения сложных упражнений, если нет уверенности в собственных силах, знать и умело владеть приёмами страховки и самостраховки, в случае необходимости своевременно оказать первую доврачебную помощь.

Данные методические рекомендации наполнены реальным содержанием, так как, согласно сведениям Министерства образования и науки РФ на уроках физической культуры и во время проведения спортивно-массовых занятий в 2016-2017 учебном году произошло 211 случаев с летальным исходом. Надеемся, что полученная информация в процессе чтения окажется жизненно необходимой, поможет избежать неприятных случаев получения травм на протяжении всего периода обучения учащихся в школе, а в дальнейшем - в повседневной жизни.

Вопросы предупреждения спортивных травм не представляют собой сугубо врачебную проблему. Они касаются всех, кто обеспечивает учебно-тренировочные занятия по физическому воспитанию, т.е. преподавателей, тренеров, судей, технического персонала. Борьба за снижение спортивных травм на занятиях по физическому воспитанию является одной из важнейших обязанностей преподавателя, заведующего кафедрой и работников медицинской службы.

В спортивной жизни встречаются различные травмы, повреждающие ткани конечностей или отдельных органов: это выводит человека из строя, мешает заниматься трудом и спортом.

Для предупреждения спортивного травматизма необходимо знать причины и механизм возникновения травм, а также действенные способы их предупреждения. Это сохранит полноценную профессиональную и спортивную работоспособность каждого спортсмена и того, кто любит спорт.

Упражнения на растягивание и развитие гибкости не следует рассмат­ривать как панацею для улучшения физической деятельности или сниже­ния риска травм в спорте. Нет сомнений в том, что выполнение любого фи­зического упражнения несет в себе определенную степень риска. Возмож­ность получения травмы зависит от многочисленных переменных, вклю­чая степень тренированности, возраст, предыдущие травмы, структурные аномалии, утомление, неадекватную технику.

Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане позволяют говорить о необходимости более глубокого рассмотрения причин и механизмов возникновения травм, а также действенных способов их предупреждения. Именно это, по нашему мнению, сохранит полноценную профессиональную подготовку и физическую работоспособность каждого специалиста среднего звена.

Особое научно-теоретическое значение для анализа состояния и оценки перспектив совершенствования профилактических мер обеспечения безопасности и снижения травматизма на занятиях по физической культуре имеют положения, высказанные на заседании Всемирной ассоциации врачей спортивной медицины во время проведения ХХІХ летних Олимпийских игр в Пекине, в июле 2008 года.

Опираясь на данные современной медицины, физиологии и биомеханики по вопросам физического совершенствования человека, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта в области теории и методики физического воспитания, были определены 30 физических упражнений, которые не рекомендуется выполнять при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности.

Нет сомнений в том, что выполнение любого физического упражнения несет в себе определенную степень риска. Возможность получения травмы зависит от многочисленных переменных, включая степень тренированности, возраст, предыдущие травмы, структурные аномалии, утомление, неадекватную технику[Ниже мы рассмотрим 8 упражнений, которые теоретически считают­ся потенциально опасными. Тем не менее, многие из них являются обяза­тельным элементом физической подготовки гимнастов, борцов, йогов, спортсменов, занимающихся боевыми видами искусств, и т.д.

1.Упражнение "растягивание барьериста” (рис. 1). Это упражнение на растягивание - одно из наиболее распространенных, позволяет растянуть подколенное сухожилие выпрямленной ноги и в то же время может повредить согнутое колено в результате растягивания передних связок коленного сустава, смещения в сторону надколенной чашечки и сдавления тыльной части мениска. Используется также для растяжения мышц поясницы и мягких тканей задней поверхности бедра.











Рисунок 1


Многие специалисты утверждают, что неуклюжее положение колена в согнутой ноге создает чрезмерную нагрузку в медиальном отделе коленного сустава. Положение усугубляется при внешнем вращении колена, так как может привести к перерастяжению медиальных коллатеральных связок. Другой недостаток заключается в том, что у большинства студентов с тугоподвижными мышцами-сгибателями тазобедренного сустава это положение вызывает незначительное боковое приподнимание таза и неправильное растягивание, что может вызвать чувство дискомфорта в тазобедренном суставе.

Анализ факторов риска. Многие специалисты утверждают, что неуклюжее положение колена в согнутой ноге создает нагрузку в медиальном отделе коленного сустава

Снижение риска. Незначительное боковое приподнимание таза можно легко устранить, подложив скрученное одеяло под нижние седалищные бугры.

2. Инвертированное (перевернутое) «растягивание барьериста» (рис. 2). Это упражнение приводит к чрезмерному растягиванию некоторых тканей, сдавливанию других, ущемлению нервов и защемлению суставов. А именно, это упражнение приводит к чрезмерной нагрузке на коленный сустав и, следовательно, снижает стабильность суставов, вызывает перерастяжение связок, «скручивая» и сжимая надколенную чашечку и сдавливая мениски.












Рисунок 2


Анализ факторов риска. По некоторым наблюдениям, это упражнение приводит к чрезмерной нагрузке на коленный сустав и, следовательно, снижает стабильность суставов, вызывает перерастяжение связок, скручивая и сжимая надколенную чашечку и сдавливая мениски.

Снижение риска. Существует две возможности устранения проблем, связанных с выполнением этого упражнения. Первая заключается в использовании альтернативных, более легких и безопасных упражнений. Вторая состоит в умении правильно выполнять это упражнение, именно: медленно, избегая вращение ног вовнутрь. Использование одеял, матов и т.п. облегчает выполнение упражнения.

3. Приседание (или сильное сгибание ног в коленях) (рис. 3). Приседание яв­ляется упражнением, способствующим увеличению гибкости подколен­ных сухожилий, мышц паха, голени и ахиллова сухожилия. Кроме того, оно способствует увеличению силы мышц ног, и особенно четырехглавых мышц. Тем не менее, при неправильном выполнении упражнение является потенциально опасным.













Рисунок 3


Анализ факторов риска. Проблемы возникают при очень сильном сгибании ног, когда преодолевается место удержания тела и контроля массы тела. В результате связки колен должны выдерживать форсированную массу тела. Кроме этого, при глубоком приседании, когда уровень тазобедренного сустава опускается ниже коленного, ущемляется внутренняя полая вена, что способствует нарушению кровоснабжения нижних конечностей. Такое приседание также способствует также завороту стопы вовнутрь, что провоцирует развитие плоскостопия.

Главными факторами в возникновении травмы является скорость приседания и расположение ног. Риск травмы значительно повышается при использовании отягощений.

Снижение степени риска. Одна из возможностей снижения степени риска при выполнении этого упражнения — снижение скорости движения путем замедленного опускания тела за счет контроля четырехглавых мышц, использования какой-либо опоры или выполнения упражнения, упершись спиной в стенку. Второй способ заключается в выполнении менее низкого приседания. В соответствии с консервативным подходом допускается приседание, при котором ноги в коленном суставе сгибаются до угла 90°.

4. Наклон - касание пальцев ног в положении стоя, ноги прямые (рис. 4). Цель упражнения - растягивание подколенных сухожилий, мышц-разгибателей спины, а также укрепление мышц живота.

Анализ факторов риска. Выполнение этого упражнения, как правило, не рекомендуется людям среднего и пожилого возраста с проблемами в области спины.









А Б В

Рисунок 4


Теоретически оно может оказывать нежелательную нагрузку на диски и связки поясницы, а также на седалищный нерв. Может иметь место чрезмерное выпрямление ног в коленных суставах, что ведет к постоянной деформации. Кроме того, есть мнение, что оно может оказывать отрицательное влияние на мениски. Что касается людей среднего и пожилого возраста, то, как считают ученые, это упражнение связано с более высокой степенью риска потери равновесия, что может привести к падению и возможной травме. Следует также отметить, что чем выше центр тяжести и чем уже основание опоры, тем менее устойчиво положение. При анализе источников возникает вопрос: достаточно ли обоснованны все эти утверждения? Многие известные специалисты приводят диаметрально противоположные данные. Одни считают это упражнение опасным и не рекомендуют его выполнять. Другие, предупреждая о потенциальной опасности этого упражнения, предлагают выполнять более облегченные его варианты (Рис. 4, А и Б). Наконец противоположная. точка зрения - упражнение можно выполнять без какого-либо риска.

Снижение степени риска. Существует ряд способов свести к минимуму риск, связанный с выполнением этого упражнения. Прежде всего, необходимо отметить, что чем выше уровень гибкости и силы, тем ниже вероятность травмы. Следовательно, включать это упражнение в программы тренировок должны люди с адекватными уровнями гибкости и силы.

5. Мостик (рис.5) и дуга (рис.6). Дуга и мостик - два упражнения, которые выполняют главным образом для развития гибкости позвоночного столба и плеч. Их можно также использовать для увеличения мышечной силы различных частей тела. Конечный результат зависит от степени прогиба и метода достижения заключительного положения.









Рисунок 5 Рисунок 6


Эти упражнения считаются фундаментальными компонентами гимнастики, борьбы и йоги

Анализ факторов риска. По мнению некоторых авторитетов, различные виды этих двух упражнений могут колебаться от потенциально опасных до представляющих угрозу для жизни.

Чрезмерное прогибание является опасным, гипервыпрямление поясницы может привести к травме вследствие чрезмерного сжатия дисков позвоночника и нервных волокон, образующих седалищный нерв.

Выполнение этих упражнений со временем приведет к появлению болевых ощущений и хроническому повреждению. Ряд ученых анализировали возможность повреждения поясничного отдела позвоночника гимнастов в результате повторяющихся гиперлордоза и чрезмерного выпрямления. Было выдвинуто предположение, что следствием такого непрерывного воздействия на позвоночник является развитие спондилеза или болей в области поясницы.

Снижение степени риска. Чтобы попытаться выполнить мостик, необходимо обладать достаточной силой и гибкостью. Выполнять это упражнение следует со страхующим.

6. Повороты туловища, в положении стоя (рис. 7). Это упражнение используется во многих видах спорта, таких, как бейсбол, метание диска, гольф, метание копья.










Рисунок 7

Анализ факторов риска. Потенциальная опасность, связанная с неправильным выполнением поворотов туловища, в положении стоя, состоит в том, что его момент может превысить абсорбирующую Способность растягиваемых тканей. В частности, существует мнение, что неспособность согнуть ноги в коленях может потенциально увеличить риск повреждения коленных связок. Другими потенциальными участками, подверженными травмам, являются мышцы, связки и мягкие ткани позвоночного столба.

Снижение степени риска. Степень риска этого упражнения уменьшается, если при его выполнении руки находятся на талии. Подобное положение приводит к снижению момента инерции и, следовательно, требует меньшей мышечной активности для поворота туловища и приостановки его движения. Упражнение можно выполнять сидя на стуле; в этом случае на коленные суставы действует меньший момент и нагрузка.

7. Стойка на лопатках (рис.8). и плуг (рис. 9). Эти два упражнения характеризуются наиболее противоречивым отношением к ним специалистов, так как считаются потенциально опасными для участка шеи. Стойку на лопатках выполняют из положения лежа на спине, поднимая ноги и туловище вертикально вверх, вследствие чего масса тела приходится на тыльную часть головы, шею и плечи; для удержания туловища в таком положении руки помешают на поясницу.







Рисунок 8 Рисунок 9


Плуг отличается тем, что ноги переносят за голову и кончики пальцев упираются в пол. Анализ факторов риска. Эти два упражнения являются потенциально опасными по ряду причин. Первая проблема связана с положением головы. Масса тела создает значительную силу растяжения, включающую сгибание верхнего торакального участка, который нередко оказывается в согнутом положении вследствие неправильной позы.

С возрастом наблюдается преимущественное развитие положения, при котором голова подается вперед. Оно является следствием неправильной осанки. Именно поэтому необходимо избегать выполнения упражнений, где масса тела приходится на тыльную часть головы, шею и плечи.

Анализ факторов риска. Осложнение в результате выполнения перевернутых упражнений может возникнуть периорбитальная петехия (т.е. разрыв кровеносного сосуда в глазу) и наблюдается увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления в перевернутом положении и даже при переходе из положения сидя, в положении лежа на спине. Также отмечается повышение внутриглазного давления при нахождении в перевернутом положении и при переходе из положения сидя, в положение лежа на спине.

Таким образом, можно сделать вывод, что практически любая деятельность человека опасна, в том числе и занятия физическими упражнениями. Для обеспечения безопасности во время занятий физическими упражнениями необходимо: во-первых, учиться предвидеть, прогнозировать опасность, во-вторых, избегать и делать её минимальной и, в-третьих, при необходимости быстро принимать решения и эффективно действовать.

Список использованных источников

 1. Алтер М. Дж. Наука о гибкости /М.Дж. Алтер. – К.: Олимпийская литература, 2001. - 421 с.

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. - №2,- С. 37.  

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. - №4. - С.18.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
К проблеме безопасного проведения уроков физической культуры

Автор: Бабешко Александр Петрович

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Техника безопасности на уроках физической культуры."
    ["seo_title"] => string(54) "tekhnika_bezopasnosti_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "562941"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1604945367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Техника безопасности на уроках гимнастики "
    ["seo_title"] => string(46) "tiekhnika-biezopasnosti-na-urokakh-ghimnastiki"
    ["file_id"] => string(6) "136833"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417192190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. "
    ["seo_title"] => string(140) "orghanizatsiia-spietskursov-v-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "124211"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414662011"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Технологическая карта урока по физической культуре"
    ["seo_title"] => string(55) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_fizicheskoi_kulture_4"
    ["file_id"] => string(6) "586243"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630786977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Формирование УУД на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(40) "formirovaniie-uud-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "174773"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424179762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства