К чему я стремлюсь, и как я организую работу по физическому воспитанию в школе
К чему я стремлюсь, и как я организую работу по физическому воспитанию в школе
По моему глубокому убеждению, на каждом этапе обучения детей физической культуре необходимо выделять конкретную цель. И соответственно возрасту учащихся и этапу обучения следует решать различные задачи. Я представляю это таким образом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К чему я стремлюсь, и как я организую работу по физическому воспитанию в школе»
К чему я стремлюсь, и как я организую
работу по физическому воспитанию в школе
(из опыта работы)
Скляр Е.Н., учитель физической культуры
МБОУ гимназия № 2 города Георгиевска
По моему глубокому убеждению, на каждом этапе обучения детей физической культуре необходимо выделять конкретную цель. И соответственно возрасту учащихся и этапу обучения следует решать различные задачи. Я представляю это таким образом.
I—IV классы — первый этап. Цель его — привить любовь к физической культуре и спорту, зажечь у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.
V—VII классы — второй этап. Цель — научить детей основам спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики.
VIII—IX классы — третий этап. Цель — не дать детям потерять качества, которые они приобрели, не дать угаснуть интересу к физической культуре. (Этот возрастной период является переломным в физиологии и психологии детей.)
X—XI классы — четвертый этап. Цель его — подготовить учащихся к трудовой деятельности и службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Конечная же цель школьного физического воспитания состоит в том, чтобы из стен школы выходили здоровые, сильные, выносливые, стройные, с красивой осанкой молодые люди и девушки со стойкой привычкой к физическому самосовершенствованию.
В процессе обучения мы решаем образовательные и воспитательные задачи, развиваем у учащихся такие двигательные качества, как быстрота, сила, выносливость, гибкость, координация. движений.
Большое внимание уделяем теоретическим знаниям в области физической культуры и спорта. Считаю, что успех в физическом воспитании во многом зависит от знаний учащихся о гигиене, влиянии физических упражнений на организм, самоконтроле, правилах безопасности, от умения прислушиваться к своему организму и управлять им.
Всем ясно, что двух уроков физкультуры недостаточно, и мы зачастую шарахаемся из одной крайности в другую, издаем циркуляры, инструкции: «внедрить», «ввести», «обязать» и т. д. Хотим, не затратив ни копейки, не имея соответствующей материальной базы, поправить дело, вводим в режим дня подвижные перемены, час здоровья, гимнастику до занятий, дни здоровья. Что можно сделать за два урока, да еще при большой наполняемости класса? Научить хорошо играть в спортивные игры? Или научить быть выносливым, быстро бегать, высоко прыгать? Вряд ли это реально. Для этого нужны ежедневные занятия. Думаю, что можно лишь поддержать здоровье учащихся на каком-то минимальном уровне и убедить их в необходимости внеклассных занятий. Ежегодно мы проводим более 50 общешкольных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, в которых участвуют ученики I—XI классов.
Школа имеет спортивный зал 9×18 м, гимнастический городок, полосу препятствий, прыжковые ямы, 100-метровые беговые дорожки, небольшое футбольное поле 20×60 м, баскетбольную и волейбольную площадки. Своими же силами сделали различные тренажеры и нестандартное оборудование. Такова наша спортивная база на сегодняшний день.
Каждый учащийся в течение года принимает участие в 6—7 спортивных соревнованиях (а некоторые даже больше). Наши ученики не лишены честолюбия и хотят быть первыми в городских соревнованиях. С утра до позднего вечера на школьных спортплощадках идут занятия спортивных секций и групп ОФП. Юные спортсмены постигают основы избранного вида спорта в секциях футбола, баскетбола, волейбола, легкой атлетики, настольного тенниса, шахмат и туризма. А для учащихся начальных классов проводятся дополнительные уроки физической культуры.
Родителей, желающих помочь в этом деле, мало, поэтому основной упор мы делаем на самих ребят. Они и соревнования проводят, и спортивные секции ведут. Именно благодаря активной внеклассной работе наши учащиеся успешно выступают на городских и краевых соревнованиях. Администрация и педагогический коллектив школы с большим пониманием относятся к вопросам физического воспитания. Многие педагоги сами систематически занимаются физической культурой. И это служит хорошим примером для наших воспитанников. Физическая культура в нашей школе не последний предмет!
Мы могли бы охватить занятиями физическими упражнениями ещё больше учеников, но для этого нам нужен еще один спортзал. Климат у нас мягкий, зимы почти не бывает, и многие занятия мы проводим на улице. Однако много у нас ненастных дней. Двадцать шесть лет проработала я в школе и с горечью должна констатировать резкое падение интереса к физической культуре и спорту среди школьников в последние годы (и это при том, что в нашей школе с физическим воспитанием дело обстоит вполне благополучно!). Да и среди взрослого населения нашего города нет былой увлеченности, хотя культ красивого и здорового тела еще сохранился. Как видно, и до нас добралась эта «болезнь» больших городов! Очевидно, пропаганда красивой и беззаботной жизни в видеобарах, дискотеках и других развлекательных учреждениях поставлена лучше. А я за то, чтобы в нашей стране поощряли людей, ведущих здоровый образ жизни, чтобы наше телевидение ежедневно делало в своих передачах рекламные вставки, пропагандирующие физическое совершенство, физическую культуру и спорт.
Теперь об оценке по физической культуре. Считаю, главное не в том, что ученик недостаточно хорошо освоил какую-то спортивную игру, что не добился хороших результатов в каком-то виде легкой атлетики, а в том, что он любит физическую культуру и избрал ее в спутницы своей жизни. И надо сделать все, чтобы необдуманными действиями не вызывать у ребенка отвращение к физической культуре. Если он от рождения слаб, но усердно занимается и добивается хотя бы незначительных успехов, то ему можно и нужно поставить высокую оценку. И нельзя ставить «5» лентяю и невежде, который просто наделен от рождения силой, быстротой, здоровьем.
Программа по физической культуре должна предложить учителям обширный запас разнообразных упражнений, направленных на развитие тех или иных двигательных качеств и навыков. Имея единую цель (разносторонне физически развитую личность!) и арсенал средств (упражнений), учителя физической культуры должны получить возможность с учетом условий разрабатывать свою программу и двигаться к цели своим путем.
Образно говоря, каждый человек — кузнец своего здоровья. И от него самого зависит, какое здоровье он выкует себе молотом, именуемым «физическая культура». Но для этого нужны самостоятельность плюс сознательность плюс грамотность в вопросах физической культуры. И наконец, решая вопросы физического воспитания, мы ни на минуту не должны упускать из поля зрения вопросы воспитания: ведь только воспитанный человек будет самостоятельно успешно учиться и физически самосовершенствоваться.
Такова моя программа! Не все у нас получается, есть и ошибки, но, думаю, мы на правильном пути.