Просмотр содержимого документа
«Использование лапты на уроках физической культуры.»
«Использование лапты на уроках физической культуры».
Ранцев Евгений Станиславович,
учитель физической культуры.
«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Я усердно рекомендую эту народную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка»
(А. И. Куприн).
Компьютеризация и увлеченность гаджетами приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, и, соответственно, к их слабой физической подготовленности. В старшем и зрелом возрасте, в сочетании с воздействием на организм неблагоприятных внешних факторов, это может привести к негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии их здоровья. Чтобы предупредить ослабление иммунитета и заболеваемость детей, я стараюсь проводить уроки физической культуры на свежем воздухе осенью и весной, что помогает повысить устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. В нашей школе одной из любимых игр, используемых на уроках, стала русская лапта.
Лапта на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость, воспитывала смелость и находчивость, решительность и выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала ловкость, быстроту и выносливость, укрепляла здоровье. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки. Начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни.
Правила игры. Играют две команды по 5-12 человек. Площадка 30-60 м (длина) на 20-40 м (ширина). С одной стороны площадки линия города, с другой – линия кона. Перед городом в 5-15 метрах проводится линия штрафной зоны. Играют теннисным или резиновым мячом, диаметром 6-8 см. Для подачи используется бита длиной 60-110 см, ширина 6-13 см.
После разделения на команды по жребию определяется, какая команда будет бьющей, другая соответственно – водящей. Бьющая команда находится в городе, водящая - в поле. Из водящей команды выбирается подавальщик, который подбрасывает бьющему игроку мяч строго вверх, с открытой ладони. Удар считается правильным, если мяч перелетел зону подачи (штрафную линию) и приземлился на поле или по воздуху пересек линию кона.
Задача игроков бьющей команды после своей подачи перебежать поле до кона и вернуться обратно в город и, тем самым, принести команде очко. Водящая команда пытается осалить мячом перебежчиков и убежать с поля, пока их самих не осалили. Осаливать за линией кона нельзя. Нельзя препятствовать бегущим игрокам и задерживать их.
Смена команд происходит в следующих случаях:
1. Если у бьющей команды не осталось игрока, имеющего право на удар. 2. Если игрок водящей команды поймал «свечу» в поле или за линией кона. 3. Если игрок бьющей команды, перебегающей поле, осален мячом, брошенным в него игроком водящей команды.
4. Если произошло самоосаливание игрока бьющей команды. Самоосаливание случается, если игрок коснется мяча в пределах поля или выбежит за боковую линию поля.
Выигрывает команда, набравшая больше очков за определенное время.
Лапта прекрасно вписывается в уроки по легкой атлетике. Она является прекрасным средством подготовки к метаниям и бегу. Метание выполняется на дальность и в цель - вертикальную, горизонтальную, движущуюся. Но, при этом, метание в игровых условиях имеет более эмоциональную окраску в сравнении с обычным метанием, что очень важно для детей. А перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге, но могут сопровождаться изменением направления и темпа движения, остановками, финтами, падениями, кувырками. Школьники выполняют значительно больший объем работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями.
Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча. На уроках лапты решаю и воспитательные задачи, поскольку для достижения победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевая сопротивления соперника. Это помогает воспитанию дружбы и коллективизма. Игру сопровождают высокая эмоциональность и яркая зрелищность.
В целях предотвращения травматизма на уроках необходима тщательная разминка для подготовки мышц и связок и подготовки сердечнососудистой системы. Вначале нужно научить детей технике бега с высокого старта, бегать с изменением темпа и направления, «змейкой», резко останавливаться прыжком и шагом, подпрыгивать и приседать во время бега, уклоняться от летящего мяча, падать и т.д. В основной части важно правильно подобрать упражнения, их дозировку, регулировать нагрузку с учетом состояния здоровья, физической и технической подготовленности учеников.
Упражнения по технической подготовке включают в себя подбрасывание мяча над собой и ловля его, передачи мяча в парах стоя на месте и в движении, с поворотом, со сменой мест, с кувырком, метание мяча в цель, осаливание бегущего игрока сзади и сбоку, прямой и боковой удары битой, двусторонние игры.