"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Методика использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры разработана с учетом возрастных индивидуальных особенностей, состояния здоровья ученика и его уникальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
Описанию подлежат использования различных упражнений в разбивке на младший, средний и старший школьный возраст, а также посезонное проведение мониторинга (зачета) по основам физической подготовки.
В отчете рассказывается как необходимо строить работу с детьми с учетом их возрастных особенностей и весовой категории.
Следует учитывать, что немаловажную роль играет и внеурочная деятельность по физической культуре, так как она способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры" »
Отчет учителя физической культуры «МКОУ «Ильичёвская СОШ» Коноваленко А.В.
«Об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Науроках физической культуры и во время проведения спортивных секций я стараюсь найти наиболее оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья учащихся, создать благоприятные условия для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни.
Основные направления моей работы:
укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
популяризация здорового образа жизни;
стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта
Методику своей работы выстраиваю по следующим принципам:
учет возрастных индивидуальных особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на 3 части: вводная, основная и заключительная.
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Скоростные упражнения использую с учётом возрастных особенностей.
В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.
В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.
В старшем школьном возрасте использую комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 80-100 м.
Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени).
Осенью и весной провожу мониторинг (зачет) по основам физической подготовки, в него входят:
скоростные способности - бег 30м;
координационные способности – челночный бег 3х10м;
скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места;
выносливость – 6-ти минутный бег;
силовые – подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики), пресс, количество раз за 30с (девочки).
Одна из проблем – как строить работу с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес? Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь? Вот несколько примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы:
Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные, и худые, как и все ослабленные дети, не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся».
Прыжки и метания организую по группам, формируемым согласно двигательной подготовленности учащихся. При метании всегда подчеркиваю физическую мощь полных ребят и неплохую координацию худеньких.
В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьирую в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.
В конце каждого урока или его части осуществляю рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.
Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться подвижные игры. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков.
Учёт возрастных особенностей учащихся важен при выборе игры на уроке. Я использую самые доступные игры: русскую лапту, пионербол, перестрелку, сюжетные, народные подвижные игры. Их положительной стороной является минимум затраченного времени на разучивание техники и максимум времени для самой игры. Этот фактор также позволяет сохранить здоровьесберегающую структуру урока:
Вводная часть – 8-10 мин. Провожу методами фронтальной или круговой тренировки.
Основная часть – 15-20 мин. В ней решаем поставленные на урок образовательные задачи.
Игра – 12-15 мин. Для младших детей провожу игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Для среднего школьного возраста – подвижные и спортивные (лапта, пионербол, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Для старшего школьного возраста – в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, стритбол, футбол).
Заключительная часть – 1-2 мин. на подведение итогов урока.
В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшаются показатели физической подготовленности учеников. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любое из уже освоенных упражнений постепенно усложняю за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменения способа перемещений. Например, разрешаю 4-классникам передавать мяч партнерам только двумя руками или только одной рукой от плеча, в 5 классе – выполнять передачи с шагом, а затем проводить это упражнение с двумя мячами.
С помощью эстафет и подвижных игр типа «День и ночь», «Прыгуны», «Передал и садись», направленных на развитие определенного двигательного качества или на совершенствование одного двигательного навыка, регулирую длительность и интенсивность работы, продолжительность и характер отдыха.
Так, игру «День и ночь», направленную на развитие быстроты, провожу не более 5-6 раз подряд, в исходное положение ученики возвращаются медленной «трусцой», паузы между повторами длятся от 45 до 60 секунд. Для роста выносливости увеличиваю число стартов или резко сокращаю интервалы отдыха.
При обучении школьников игре в баскетбол для развития скоростно-силовых способностей в подвижных играх использую набивные мячи, массой от одного килограмма в 4 классе и до 3-4 килограммов – в 8-9 классах. Для повышения прыжковой нагрузки ввожу дополнительное правило о том, что передавать мяч партнеру разрешается только в прыжке.
Суть здоровьесберегающей технологии заключается в том, что «игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но видны уже первые признаки утомления. По моим наблюдениям, эти признаки проявляются в снижении заинтересованности играющих, появлении вялости в движениях, невнимательности, более частом нарушении правил, увеличении количества технических ошибок при бросках и передачах, а также резком учащении дыхания, потоотделении и т.д.
Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры периодически делаю перерывы, заполняя их анализом технических или тактических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил, подсчетом очков или введением дополнительных препятствий и требований к играющим. Меняю размеры игровой площадки, уменьшаю или увеличиваю численность играющих одновременно, провожу игры посменно таким образом, чтобы в каждой смене состязались примерно равные по силам команды.
Окончание игры не должно быть для участников неожиданным, для этого предупреждаю играющих: «Играем еще 2 мин», «Играем до забитого в корзину мяча», или при равном счете говорю: «Победит та команда, которая раньше сделает два точных броска в корзину соперника».
В старших классах применяю дополнительные задания. Например, перед началом двусторонней игры ставлю условие, что те игроки, которые не успеют при результативном быстром прорыве соперников вернуться на свою половину площадки (или в область штрафного броска), обязаны сделать 5-10 прыжков на месте с подтягиванием коленей к груди или допрыгнуть на одной ноге до своего щита (лицевой линии) и лишь затем включиться в игру, а их партнеры тем временем организуют ответную атаку, находясь в численном меньшинстве.
В 9-11 классах с помощью баскетбола решаю различные задачи всесторонней физической подготовки учащихся. Так, предлагаю старшеклассникам игру с заданием все время «прессинговать в защите и как можно стремительнее атаковать (для этого время владения мячом ограничиваю до 10 секунд). При этом каждый учащийся проводит на площадке 3-4 смены по 2 мин каждая, а в 4-5-минутных паузах занимается бросками. Эта задача способствует направленному воспитанию скоростных способностей старшеклассников.
Внеурочная деятельность по физической культуре способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.
С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа жизни использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы: секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу для разновозрастных групп.
В результате осуществления связи обучения с практикой в урочное и внеурочное время, школьные команды под моим руководством добились побед на районных соревнованиях.