kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры на внимание как средство повышения уровня физической подготовленности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Устойчивость произвольного внимания у младших школьников кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры на внимание как средство повышения уровня физической подготовленности учащихся начальной школы»

Игры на внимание как средство повышения уровня физической подготовленности учащихся начальной школы

Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно в младшем школьном возрасте отличающимся существенными изменениями в развитии двигательных способностей, формировании знаний и умений, требуется фундаментальная работа по физическому воспитанию, закладывающая основы успеха последующей учебной деятельности.

Использование физической культуры в начальной школе с учетом специфических возрастных особенностей, позволяет создать благоприятные условия для разностороннего их физического развития; физические упражнения способствуют умственному и психическому развитию детей.

Проблема поиска наиболее рациональных путей повышения эффективности образовательного процесса является актуальной проблемой теории и практики физического воспитания. Одним из путей ее решения является совершенствование методики обучения движениям и развитие соответствующих двигательных способностей детей, определяющих степень владения техникой двигательных действий. Идеальным средством является подвижная игра, особенно для учащихся младших классов.

Педагог при организации своей работы должен опираться на следующие положения:

  • Интеллектуальная активность детей в процессе занятий является фактором, обеспечивающем их внимание, поэтому построение урока должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии, гигиены.

  • Сохранению внимания детей, способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение одного дня. Это позволяет избегать однообразия и скуки, которые притупляют интерес к работе, снижают внимание.

  • Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей. В первую очередь это относится к урокам физического воспитания, где нередко происходит передозировка, поскольку на следующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, а это, естественно, не будет способствовать устойчивого внимания, даже в интересной деятельности (Стамбулова Н.Б., 1978, Дубровина И.В., 1991, Корнилова Т.В., 1994).


На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Устойчивость произвольного внимания у младших школьников кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Наблюдение за детьми в свободной деятельности показывает, что успешность тех или иных действий зависит от уровня таких свойств, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, концентрация и переключение внимания. Поэтому в младшем школьном возрасте необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей.

На уроках физической культуры в младших классах игры на внимание должны быть включены как можно чаще. Их можно использовать как в начале урока - разминке, так и в конце.

Систематизация подвижных игр применительно к свойствам внимания

Игры на концентрацию внимания

«Из обруча в обруч», «Удочка», «Класс, смирно!», «Метко в цель», «Пустое место», «Прыгающие воробушки», «К своим флажкам», «Быстро шагай»

Игры на устойчивость внимания

«Не пропускай мяч в ворота», «Совушка», «Борьба за флажок», «Попади в обруч», «Пустое место», «Выбери быстро»

Игры на переключение внимания

«Мячи разные несём», «По доске», «Внимание препятствие!», «Скакуны», «Вызов номеров», «Говорящее письмо», «Карусель»

Игры на объём внимания

«Вызов номеров», «День и ночь», «Шишки, жёлуди, орехи», «Лиса и куры», «Вороны и воробьи», «Пятнашки с выручкой», «Запрещенное движение»

Игры на распределение внимания

«Ловишки парами», «Запятнай мячом», «Скакуны», «Передай мяч», «Пятнашки с выручкой», «Команда быстроногих», «Мяч среднему», «Гонка мячей по кругу»

Игры на внимание

«Класс, смирно!»

Дети строятся в одну шеренгу. Водящий стоит перед детьми. По его указанию и показу дети должны выполнить движение только в том случае, если было произнесено слово "класс". Если играющий допустил ошибку: не выполнил движение, или выполнил без указания "класс", то он делает шаг вперед. Выигрывают те, кто не сделал ни одного шага вперед.

«Лиса и куры»

Подготовка. Посередине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это - «насест». Выбира­ются один водящий - «лис» и один - «охотник». Все остальные играющие - «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в ко­торой помещается «лис». В другом углу встает «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста».

Содержание игры. По сигналу «куры» начинают то взлетать на «насест», то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих «курятник»). По второму условлен­ному сигналу «лис», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лис» берет осаленного за руку и ведет в свою «нору». Если по пути ему встречается «охотник», «лис» выпускает пойманного, а сам убегает в «нору». Пойманный возвращается в «курятник», после чего все «куры» слетают с насеста. Если «охотник» поймает «лиса», выби­рается новый «лис». Играют 4-6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.

Правила игры: 1. Забежав в «курятник», «лис» может осалить только одного игрока. 2. По сигналу руководителя «лис» должен покинуть «курятник» независимо от того, поймал он «курицу» или нет. 3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать).

«Совушка»

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Педагог говорит: «День наступает, всё оживает». Дети свободно двигаться по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно воспитатель произносит: «Ночь наступает, всё замирает. Сова вылетает». Все дети останавливаются в том положении, в котором их застали слова, и не шевелятся. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеётся, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала больше всего играющих.

Правила. Все дети должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали слова воспитателя: «Ночь наступает, всё замирает. Сова вылетает», и не шевелиться.

Усложнение. Роль водящего в игре может исполнять ребёнок; в игру можно ввести две «совы».

«Скакуны»

Очерчивается площадка размерами 8X8 м. Она может быть несколько больших или меньших размеров, что зависит от количества играющих и их физического развития. На одной стороне площадки - дом скакунов.

Играющие делятся на две команды, одна из которых идёт за линию дома, а игроки другой свободно располагаются внутри квадрата. Скакуны рассчитываются по номерам, и учитель вызывает одного из них в поле, называя его номер. Последний выскакивает в поле на одной ноге и ловит игроков, бегающих на двух ногах. Учитель следит за скакуном и через 10-15 с кричит ему: «Домой!» По этому сигналу скакун возвращается на свое место, а вместо него по указанию учителя в поле выходит другой игрок. Пойманные игроки выходят за пределы площадки. Игра кончается, когда все игроки в поле переловлены. Громко объявляется время, за которое скакуны осалили всех игроков внутри квадрата. После этого команды меняются ролями. После второй половины игры снова отмечается время, потребовавшееся для ловли скакунов. Побеждает команда, у которой это время оказалось меньшим.

В ходе игры команды соблюдают следующие правила: два скакуна в поле находиться не могут, следующий скакун выходит в поле только тогда, когда предыдущий вернется домой. Тот, кто выбежал за границу площадки, считается пойманным. Если это сделал сканун, то он лишается права ловить игроков в поле и должен вернуться на свое место. Он возвращается домой и в том случае, если оступился на обе ноги.

Учитель может выбрать перед игрой капитанов команд, которые сами высылают в поле скакунов. Пока все игроки не побывали в роли скакунов, нельзя повторно высылать игроков в поле.

«Пустое место»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила

  1. Участники бегают только за кругом.

  2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

  3. Если участники прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

Указания к проведению

Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.



Интернет-источники

https://urok.1sept.ru/articles/700356

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/10/26/igry-na-vnimanie-kak-sredstvo-povysheniya-urovnya

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/92907-igry-na-vnimanie

https://www.uchportal.ru/load/104-1-0-15026




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Топкасова Александра Юрбевна

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса. "
    ["seo_title"] => string(49) "podvizhnyie-ighry-ritmika-s-eliemientami-fitniesa"
    ["file_id"] => string(6) "117142"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412702912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. "
    ["seo_title"] => string(144) "innovatsionnyie-formy-i-tiekhnologhii-korriektsionnoi-i-rieabilitatsionnoi-raboty-s-diet-mi-imieiushchimi-osobyie-obrazovatiel-nyie-potriebnosti"
    ["file_id"] => string(6) "125792"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415045308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства