Сегодня, в период школьной реформы, одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, способствующих развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения на уроках в начальных классах»
Игровые упражнения на уроках в 1-4 классах.
(из опыта работы)
Сегодня, в период школьной реформы, одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, способствующих развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Учителю, делающему все для активизации двигательной деятельности учащихся 1-4 классов, совершенно небезразлично, с удовольствием ли работает ученик, захвачен ли каждый школьник процессом обучения, или учение оставляет его равнодушным.
Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка
. Учитывая притягательную силу игры, воспитательное воздействие на учащихся, широко применяю подвижные игры, игровые упражнения на уроках. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей.
Не представляю себе урока без игровых моментов. В ходе игры учу детей делать самостоятельный выбор, помогать товарищу, преодолевать трудности. На занятиях, в процессе игры, совместно выполняя коллективные действия, школьники легко и быстро осваивают сложные упражнения, формируют двигательные умения и навыки, активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей.
Практика показала, что хорошо подобранные и правильно дозированные игровые упражнения, благотворно влияют на физическое развитие детей, поэтому, провожу значительную часть упражнений игровым способом. При работе с младшими школьниками много внимания уделяю формированию осанки, провожу общеразвивающие упражнения с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие двигательных качеств и способностей. Круг задач, которые решаю с помощью игровых упражнений, игрового метода, определен исходя из возрастных групп, с которыми приходится работать.
Так, для 1класса одна из основных задач - научить, детей играть не только под руководством учителя, но и самостоятельно. С этой целью, приступая к играм в 1классе, обучаю детей организованным действиям в игровом коллективе, а это значит, что учащиеся должны бегать, не мешая и не толкая других, слышать и видеть сигнал и быстро действовать по сигналу, подчиняться старшему в игре и тд. Игровой метод использую для развития у детей самостоятельности и инициативы, воспитания смелости и решительности, выдержки и настойчивости. С освоением подвижных игр, естественно, идет развитие и совершенствование координационных способностей, развиваются двигательные качества, умения и навыки.
Для того чтобы подвижные игры воспитывали черты характера, нужно использовать воспитательный потенциал игры. Изучаю детей, узнаю их желания, интересы, способности. Давая игру, наблюдаю, как учащиеся проявляют себя в игровых ситуациях, как воспринимают игровую деятельность. Есть дети, которые боятся быть осаленными, несмело переступают черту «дома», отсиживаются в нем. Что делать? Упреки не помогают, слова не действуют. Я ввожу дополнительные правила, которые помогают детям «робкого десятка» проявлять смелость.
Во 2 классе задачи дополняются. На уроках учу детей согласовывать свои действия в парах и небольших группах, проявлять настойчивость в достижении игровой цели, своими словами излагать содержание изученной игры, раздавать инвентарь, осуществлять судейство, совершенствовать физические и морально-волевые качества, координацию движений.
В3-4 классе учащиеся с помощью подвижных игр учатся действовать совместно со всем коллективом, , развивают умения оценивать силы товарищей и в связи с этим определять свой вклад в общий успех .Идет совершенствование чувства коллективизма. Большое место на уроках отвожу играм, развивающим силу, выносливость, другие двигательные качества. Учащиеся учатся самостоятельно проводить, изученную игру, разбирать свои ошибки и ошибки товарищей.
Как правило, раздел « Подвижные игры» спланирован на весь учебный год и по всем классам, и по четвертям.
Вот примеры из сюжетного урока в 1 классе.
Упражнение 1. Дети идут в обход по залу в колонне по одному. Ходьба сопровождается дидактическим рассказом. « Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем и по бревнышку идем». Равновесие на низком бревне (через холодный ручей). Дети поочередно идут по бревну, меняя положения рук - руки в стороны, на пояс.
Упражнение 2.Задание усложняется по сигналу учителя дети идут по перевернутой скамейке, приседают на каждый шаг на одной ноге, другую опускают вниз. Текст: «Мы в затылок подравнялись, на носочки приподнялись, на мостик другой взошли и речку перешли».
Упражнение 3.Дети продолжают идти по залу, поочередно выполняя прыжки по кочкам. Текст: «Классом по лугу шагаем, вдруг болото мы встречаем. Перейдем преграду вмиг. И по кочкам – прыг-прыг-прыг»
Упражнение 4.Задание: подняться и пройти по гимнастической лестнице. Текст: «Дружно на берег крутой поднимаемся гурьбой. Снова вышли на дорожку, постояли тут немножко. Повернулись все кругом и спустились все бегом»
Упражнение 5.Ребята переходят на ходьбу и перестраиваются для следующего упражнения: метание малого мяча в цель (лучшие снайперы)
Завершаю урок игрой « Зайцы в огороде». После игры текст: «Порезвились ,поиграли, снова мы в колонну встали и знакомою тропой класс отправился домой».
Выполняя упражнение со скакалкой, дети с интересом используют считалки. «Тут прохожим не пройти тут веревка на пути. Хором девочки считают десять раз до десяти. Я и прямо, я и боком, с поворотом и прискоком, и с разбега, и на месте, двумя ногами вместе» .Считалка своим ритмом дает дозировку, сообщает способы выполнения упражнения. Вот другая считалка, которая используется при выполнении упражнений с мячом. «Разноцветный быстрый мячик без запинки скачет, скачет. Часто, часто. Низко, низко. От земли к руке так близко. Скок и скок, скок и скок, не достанешь потолок. Скок и скок, стук и стук. Не уйдешь от наших рук».
Использование образных сравнений способствует выразительности движений, концентрирует внимание учащихся, а значит, повышает интерес к занятиям, их эмоциональность. Так при обучении группировке, кувырку вперед используя такие сравнения, как «свернись в клубок, как ёжик, когда он прячется от лисы», «ты - неваляшка, ванька-встанька» ( спина круглая, ты легко перекатываешься).
Не секрет, что многие игры сегодня стали « принудительным ассортиментом» для учащихся начальных классов, перестали их удовлетворять. Дети уже не хотят убегать от « медведя», «волка», поэтому придумываю интересные ситуации, с учетом потребностей и желаний школьников. Увлекают младших школьников выполнение заданий в форме сюжетной игры - соревнования. Например «Покорители Эвереста» или «Учения пожарников». На этих уроках повторяли пройденные упражнения в лазании, равновесии, опорные прыжки. Они развивают ловкость, быстроту, координацию, закрепляют навыки коллективных действий. Рассказ о горном маршруте прерывается выполнением конкретных заданий: а) преодоление высокого препятствия, б) штурм высоты (лазание по канату, подъем по гимнастической стенке, спуск по наклонной скамейке, прохождение по низшей части скалодрома), в) «переправа» (прохождение по бревну навстречу друг другу с перешагиванием через присевшего партнера)
Новый вариант проведения урока. Спортивный зал превращается в место, где проводятся учения пожарников. Дети идут по залу в колонну по одному, соблюдая дистанцию, затем переходят на бег, бег с поворотом, бег из различных стартовых положений. После этого ребята преодолевают полосу препятствий. Выполнение заданий сопровождаю комментариями о том, как пожарники действуют в сложной обстановке, как помогает им взаимовыручка. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Для учащихся начальной школы важно включать в урок подвижные игры, которые являются естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной и здоровьесберегающей силой.