Просмотр содержимого документа
««формирование познавательного интереса к урокам физической культуры в школе»»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Карабецкий Руслан Сергеевич
учитель физической культуры
Муниципального образовательного учреждения
« Луганская школа Марьинского района» город Донецк
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у учащихся. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению.
Его область – познавательная деятельность, в процессе - происходит овладение содержанием учебных предметов, при помощи которых ученик получает образование [1, с.33-34].
Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у учащихся является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Интерес можно определить как мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Обязательным признаком и стороной интереса может быть только устойчивое положительное отношение личности к объекту.
Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учащихся. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию [2, с. 9]
Интерес является связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всестороннее - развитой личности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активности, творческой жизненной позиции. Но значение интереса не исчерпывается и этим. При наличии стрессовых, психотравматирующих ситуаций люди, проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди лишенные такой активности по, тем или иным обстоятельствам.
Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса со вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием и памятью. Интерес способствует значительному повышению работоспособности.
У ребенка, которому школа не привьет интереса к умственному труду, не возникает желание углубить свои знания, не разовьет и любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не будет окрашена радостью познания. [2, с. 95]
Для того чтобы ответить на вопросы: Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался? Выделяют основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий вызывают быстро скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интересен для учащихся.
5. Не слишком легкий, не слишком трудный материал вызывает интерес. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на учащихся, на их отношение к предмету.
Главные условия, соблюдение которых способствует формированию и укреплению познавательного интереса:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Эти ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы. Это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на оптимальный уровень развития современного школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов и умений. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении все более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, и состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремление школьника.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный, эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
Оба эти источника, все время взаимно переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на личность: одни из них непосредственно влияют на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие – опосредованно.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс организации обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвертое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом, благоприятное общение в учебном процессе. [2, с. 123]
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Обучение учащихся друг с другом и с учителями создает многообразнейшую гамму отношений, опосредованное влияние, которых на интерес к учению очень важно. Стремление к общению с товарищами, с желанными учителями само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса. [3, с. 26]
Основываясь на вышесказанном, интересы делят на виды. Прежде всего, интересы различают по их содержанию или направленности. Различают также непосредственный и опосредованный интерес.
Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности.
Опосредованный – это интерес к результатам деятельности.
По уровню действенности интересов их можно подразделить на пассивные и активные.
Пассивные - это созерцательные, когда человек ограничивается восприятием интересующего его объекта.
Активный – это интерес действенный, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса. Различают также интересы по объему. В этом случае говорят о широких и узких интересах.
По глубине различают глубокие и поверхностные интересы. Глубокие интересы, характеризуют человека как вдумчивого и ответственно относящегося к делу.
И, наконец, интересы подразделяют по их устойчивости – это устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интересы часто связаны с развитыми способностями и глубоким осознанием своего дела и призвания. В реальной жизни встречаются люди с определенным для них типичным сочетанием различных видов интереса. [3, с. 193]
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Выделяют следующие уровни развития познавательного интереса:
1. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фиксируют в информации, получаемой учениками на уроке.
2. Высоким уровнем, является интерес к познанию существенных свойств, предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способностями.
3. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера. В интересах школьника интересует не столько принципы действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах.
4. Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно - следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. [4, с. 78]
На основе результатов исследований психологов выделяют такие виды и уровни интересов к учению:
1. Глобальный, недифференцированный, например, у ребенка к учению в школе без выделения сторон (широкий учебный интерес); к постановке целей, задач, их реализации (планирующий учебный интерес).
2. К результатам учения – сделанным задачам, написанным буквам, разрешением проблемных ситуаций, полученным оценкам (результативный учебный интерес).
3. К содержанию предмета, к процессу усвоения и достижения, например, к усвоению фактов и закономерностей, ключевых идей учебного предмета (профессионально - содержательный учебный интерес), глубокий уровень интереса не только к результатам и процессу учения, но и к способам, приемам его осуществления (учебно - познавательный интерес); наиболее высокий уровень интереса, состоящий в стремлении к преобразованию и совершенствованию своей учебной работы, позднее – познавательной деятельности в целом (преобразующий интерес).
Интерес связан с такими личностными свойствами, как потребности и отношения. Потребность – это необходимое требование личности к условиям жизни, интерес – это увлечение объектом. Близость интереса к сфере потребностей дает основание некоторым психологам утверждать, что интерес это осознанная потребность. И, тем не менее, сопряженность интереса и потребности бесспорна, поскольку интерес рождается от общей глобальной потребности человека в познании, ориентировке в окружающей действительности.
Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников.
1. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее интересную информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир, и как мало, он еще открыт ученику, и как заманчиво, и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.
2. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения. [4, с. 111]
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из таких направлений стимуляции.
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы юношей и девушек различны: девушки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, силы, выносливости. Юноши же хотят развивать силу, выносливость, быстроту, ловкость.
Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой - то конкретной целью. Однако учащиеся проявляют дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным играм. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нравятся приблизительно одинаково. С 4 класса наблюдается повышенный интерес к спортивным играм, особенно к баскетболу, эстафетам в виде соревнований. Это можно обеспечить нарастающим процессом возбуждения и увеличением скорости его протекания. Начиная с 9 класса, заметен резкий спад интереса к трудным и соревновательным упражнениям. Это можно объяснить несколькими причинами. Старшеклассники в связи с ростом самосознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реагируют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. [5, с. 11]
Чтобы урок был интересным, учитель должен точно понимать психические особенности детей разного возраста. По мнению многих специалистов, одно из важнейших условий хорошего урока – сочетание воли педагога со стремлением учеников к достижению желаемого.
Многие опытные учителя, чтобы усилить «эмоциональный фон урока, широко используют элементы состязания: проводят соревнования между отдельными группами, отдельными учениками на лучшую осанку, на качественное выполнение упражнения, на достижение лучших количественных результатов. Урок становиться более интересным, если он проводится с музыкальным сопровождением, если учитель хорошо показывает упражнения, понятно и образно их объясняет, четко командует, служит для учеников примером хороших манер, выдержанности, опрятности. [5, с. 189]
В стремлении провести урок интересно нельзя, разумеется, перегружать его «развлекательными» моментами, в частности игровыми, так как этим можно возбудить учеников, лишить их способности сосредоточиться на менее интересных, но необходимых упражнениях. Непременное условие интересного урока – тщательная подготовка к нему педагога. Постоянное углубление профессиональных знаний, изучение особенностей класса, поиск новых методических решений – все это в решающей мере гарантирует высокое качество урока, в том числе и заинтересованное отношение к нему учащихся.
Список литературы
1. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников: физическая культура в школе / Б.А.Ашмарин, Л.К.Завьялов.– М.: Просвещение, 1991. – № 11. – С. 33-34
2. Байдельдинов Г.К. Формирование познавательных интересов у школьников / Г.К. Байдельдинов. – А.: Наука, 1975. – 255 с.
3. Григорян В.П. Формирование мотивации учения у школьников / В.П.Григорян. – М.: Просвещение, 1986. – 256 с.
4. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес / А.К.Дусавицкий. – М.: Знание, 1984. – 134 с.
5. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1986. – 234 с.