Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.»
Формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Актуальность. Стремительное изменение в социальной, экономической, политической и экономической сфере жизни предъявляют к современному человеку новые требования. Научно технический прогресс облегчил физический труд людей, повысил требования к качественным характеристикам личности. В связи с чем, двигательная активность всех слоев населения, в том числе и школьников, снизилась до критического уровня, что привело к ухудшению здоровья нации. Государство приняло решение о возрождение Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса ГТО, с целью повышения эффективности использования, возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развития личности, воспитание патриотизма и гражданственности, улучшение качества жизни граждан РФ. Аналогичная ситуация с состоянием здоровья в МОУ «Александровская СОШ имени С.В.Васильева»
Противоречие между имеющимся состоянием педагогической ситуации и ее оптимальным вариантом
- противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и необходимом уровнем двигательной активности обучающихся на уроке; - противоречие между большим объемом изучаемой школьной программы и домашними заданиями у обучающихся и реализации новых образовательных стандартов в разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности». Задания данного раздела ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой и увеличения двигательной активности школьников через увеличение доли самостоятельных занятий физическими упражнениями; - противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; - противоречие между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными субъективными потребностями детей и молодежи;
3.Проблему своего образовательного учреждения
- количество детей занимающихся в основной медицинской группе уменьшилось на 8 %;
- уровень физической подготовленности, снизился от оптимального варианта (соответствующего высокому уровню физической подготовленности) на 10%;
- увеличилось заболеваемость ОРВИ, опорно-двигательного аппарата, зрения, в последние годы зарегистрирован выраженный всплеск различного рода острых и хронических заболеваний;
- за последние 5 лет увеличилось количество пропусков занятий обучающимися школы по болезни на 6 %;
- падает уровень мотивации и интереса учеников к урокам физической культуры, особенно учеников 7-9 классов.
4.Ключевые слова: двигательная активность, физкультурно-спортивный комплекс ГТО, возможности физической культуры и спорта, воспитание патриотизма и гражданственности, самостоятельные занятия физическими упражнениями, состояние здоровья.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности"
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Физи́ческая культу́ра - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю)
Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка. Словари и энциклопедии на Академики
«Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
Гражданственность – качество, свойство поведения человека, гражданина проявляющего в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Целевая группа: обучающиеся 7-9 классы.
Одним из наиболее сложных периодов воспитания ребенка считается возраст 14-16 лет. В эти годы у ребенка происходит глобальная перестройка сознания и организма. Пересечение социальных, гормональных, психологических проблем очень болезненно сказываются на состоянии ребенка и требуют грамотного и взвешенного отношения. Подростковый период - тяжелое испытание не только для родителей и учителей, но и для самого подростка. На 15 лет приходится пик этого тяжелого этапа. Педагогам нужно выделить конкретные задачи решения его проблем и помочь ребенку как можно более спокойно и гармонично пройти этот жизненный отрезок.
Методы обучения, воспитания и контроля способствующие решению проблемы.
К методам, способствующим решить проблему по формированию самостоятельных занятий физическими упражнениями, следует отнести - методы убеждения - беседы, лекции, информации, объяснения. Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, помогает убедить учащихся в необходимости воспитывать в себе положительные качества личности. Постановка перспективы усиливает метод убеждения, конкретизирует цель приобретения знаний и навыков, дискуссия активизирует их на самосовершенствование.
Наряду с методами убеждения важную роль в формировании привычки к занятиям физической культурой играют практические методы – показ, демонстрация, инструктаж, лекции для родителей, проверка знаний и умений, консультирование, пример, корректировка и стимулирование деятельности учащихся (поощрение и порицание).
Большое значение для реализации лично-ориентированного обучение детей по данному направлению имеет работа с родителями, то есть организация содружества и сотворчества детей и взрослых по принципу: педагог – ребенок – взрослый.
В решении данной проблемы эффективным методом может стать соревновательный метод, который используется в качестве средства повышения уровня физической подготовленности у обучающихся.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Достижение этой главной цели возможно только в том случае, если ученик будет заинтересован и мотивирован на этот результат.
Из опыта своей работы
С цельюформирования у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей был организован школьный проект «КУБОК ПРОГРЕССА» в области физической культуры и спорта. Реализация данного проекта проходит в форме тестирования результатов обучающихся по общефизической подготовке в начале учебного года и по окончанию первой, второй, третьей и четвертой учебной четверти.
Результаты, показанные участниками проекта в конце учебной четверти, сравниваются с результатами, показанными в начале учебной четверти, которые переводятся в баллы по разработанной схеме.
Двигательная активность обучающихся также учитывается при подведении итогов проекта «Кубок прогресса»
Победитель определяется по наибольшей сумме балов во всех видах программы.
Область применения данного проекта: образовательные организации на всех ступенях обучения.
Награждение
Победитель школьного проекта «Кубок прогресса» награждается почетной грамотой и переходящим спортивным кубком.
Участникам, занявшим второе и третье места, вручаются грамоты.
Место хранения кубка: витрина спортивных наград школы
Результаты проекта учитываются при подведении итоговой оценки за четверть.
–все это способствует развитию высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в данном проекте.
Полученные результаты. Реализация школьного проекта «Кубок прогресса» позволило активизировать самостоятельные занятия обучающихся физической культурой. Добиться 100% сдачи тестовых испытаний на силу у мальчиков, предусмотренных нормативными требованиями нового комплекса ГТО, побеждать на районных соревнованиях по общефизической подготовке по программе «Президентские состязания» и быть лидером в 52-й комплексной Спартакиаде учащихся заведений Ртищевского муниципального района в 2015-2016 учебном году.
В 2015 г. школьный проект «КУБОК ПРОГРЕССА» в области физической культуры и спорта на областном конкурсе в номинации: «Методика организации и проведения спартакиад, соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта, военно-тактических игр, военно-полевых сборов» занял третье место.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(181) "Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры "
["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-eliemientov-natsional-nykh-vidov-sporta-narodov-sieviera-na-zaniatii-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "134308"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1416734026"
}
}