kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель представленного опыта состоит в разработке и реализации условий формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни через уроки физкультуры и внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»


















«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»












Автор: Рощина Нина Валерьевна,

учитель физической культуры

МКОУ «Лодейнопольская средняя

общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Лодейнопольский район






2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Основная часть 5

Глава I. Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у

обучающихся 5

Глава II. Реализация условий формирования культуры здорового образа жизни у

обучающихся 12

Заключение 18

Литература 22

ВВЕДЕНИЕ

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Дети, к сожалению, не думают об этом.

Мы обязаны помочь ребенку осознать, что здоровье самое важное. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка.

Актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между:

  • повышением интенсивности учебного труда и ростом числа обучающихся с ослабленным здоровьем;

  • высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижным образом жизни подростков.

  • необходимостью формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этой проблемы в современной школьной практике.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».

Цель опыта состоит в разработке и реализации условий формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни через уроки физкультуры и внеурочную деятельность.

Объект исследования – урок физической культуры и внеурочная деятельность.

Предмет исследования – педагогические условия формирования у обучающихся среднего школьного возраста культуры здорового образа жизни.

Гипотеза исследования определена следующим образом.

Процесс формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни будет протекать более эффективно, если:

  • будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни;

  • взаимодействие педагога с обучающимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья;

  • в урочной и внеклассной деятельности будет создан благоприятный психологический климат.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

  • изучение специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни;

  • ознакомление с особенностями здоровья обучающихся, рекомендациями специалистов, индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребёнка, его интересов, уровня физической подготовленности;

  • отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с обучающимися и реализация их через организационную и содержательную стороны урока физического воспитания;

  • осуществление анализа результативности работы посредством составления мониторинга.

Глава I. Педагогические условия формирования культуры

здорового образа жизни у обучающихся.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: снижение уровня жизни в целом по стране, повсеместное ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи.

В этой связи проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни у школьников представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.

Однако в теории воспитания акцент ставился преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду здорового образа жизни. При этом личностный и мотивационный компоненты формирования мотивов здорового образа жизни были разработаны недостаточно.

Результаты анкетирования, проведенного нами среди обучающихся школы, показало, что здоровье в системе ценностей у подростков занимает 4 место, вслед за такими ценностями, как «наличие верных друзей», «свобода», «любовь», что свидетельствует о достаточно низком уровне побуждений к здоровому образу жизни и согласуется с данными психолого-педагогических исследований (М.М. Борисов, А.А. Касаткин, В.Н. Куликов и др.). Полученные данные подтверждают необходимость формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у школьников.

Анализ современных исследований, собственный опыт работы показывают наличие предпосылок формирования ЗОЖ:

  • понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;

  • необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников;

  • недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни;

  • реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и обучающихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка;

  • необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы.

Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Понимание, сущность потребности в здоровом образе жизни требуют осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни». В нашем исследовании под здоровым образом жизни понимается система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различной деятельности (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, к социальной среде, окружающей природе с позиции ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать, на наш взгляд, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению школьниками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.

С позиции системно-целостного подхода процесс формирования мотивации здорового образа жизни выстраивается с учетом логики развития данного психологического феномена, предполагающей движение мотивации от системных проявлений к устойчивому функционированию, и предусматривает несколько этапов:

  • Ориентационный этап, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

  • Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.

  • Этап генерализации, основным содержанием которого является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающее проектирование жизнедеятельности с позиции здорового образа жизни. На этом этапе четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы учебной деятельности с позиций здорового образа жизни, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.

Для реализации цели ориентационного этапа наиболее действенными являются следующие средства:

  • насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни («ЗОЖ – сущность, современные подходы», «Здоровьесберегающие технологии в образовании»» и др.), занимательной информацией, историческими справками («Генезис и перспективы развития ЗОЖ »);

  • включение материала, имеющего профессиональную направленность («Моя будущая профессия и здоровье», «Карьера и здоровье» и др.);

  • создание ситуаций самоанализа (оценка своего здоровья по отдельным показателям, составление собственного «Паспорта здоровья»);

  • использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, дискуссий («Скажи наркотикам нет», «За здоровый образ жизни», «Анти-СПИД», приуроченная к Всемирному Дню Борьбы со СПИДом).

Цели этапа становления достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; созданием ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (оценка уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни, гигиенической и нравственной воспитанности и составление на основе полученных результатов программ саморазвития), практико-имитационных ситуаций («Точка зрения», «Передача эмоций» и др.), стимулирующих более глубокое осмысление необходимости знаний и умений ЗОЖ в учении и других видах деятельности, побуждающих школьников к высказыванию оценочных суждений, отстаиванию своих убеждений по различным проблемам ЗОЖ.

Для реализации цели этапа генерализации школьники включаются в ситуации самореализации, стимулирующие стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов к построению целей в ходе решения валеологических проблем и в процессе реализации учебной деятельности (создание индивидуальных программ ЗОЖ, разработка и обоснование вариантов валеологизации учебного процесса в школе, проведение круглых столов «Мое мнение о ЗОЖ», проблемные и практико-имитационные ситуации, моделирующие типичные черты здорового образа жизни, будущей профессиональной деятельности).

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой.

Целевой компонент связан с формированием ответственного отношений к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции». Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент – личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.

Изложенные выше педагогические аспекты и этапы формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся требуют организации комплексного воздействия всего учебно-воспитательного процесса.

Однако ведущая роль в решении поставленной проблем принадлежит уроку физкультуры.

Урок - основная форма физической деятельности в школе. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, при решении которых целесообразно использовать современные образовательные технологии или их элементы.

Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого обучающегося. Здесь ведущую роль играет технология уровневой дифференциации.

Использование на уроках элементов модульной технологии способствует формированию рефлексивных умений, что необходимо для положительной мотивации к здоровому образу жизни. Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.

В урок учитель должен включать знания о приемах закаливания, о способах самоконтроля, о способах саморегуляции.

Это оказалось возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры. Он состоит в возможностях прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к ценностно-культурному слою сознания обучающихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности.

В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между педагогом и обучающимся.

Основным в этой работе является определение целей отношений общения между педагогом и обучающимся. Взаимно выработанная цель обеспечивает взаимодействие внешних воздействий (педагогических требований педагога) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания учащегося).

Общая цель - это воспитание личности, заинтересованной в формировании потребности в здоровом образе жизни. Эта цель определяется особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения обучающимися различными видами спортивной деятельности, индивидуальных, групповых беседах учителя и обучающегося, в подходах.

Выбор условий для организации общения между педагогом и обучающимися:

  1. для востребования ценностно-смыслового компонента сознания - изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

  2. для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания - дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т.д.

Ведущую роль в выполнении данных условий играет технология сотрудничества.

Направления деятельности педагога по формированию потребности обучающихся в здоровом образе жизни: диагностическое, поисковое, договорное, рефлексивное.

Диагностическое направление - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия.

Цель диагностического направления - создание условий для осознания обучающимся сути проблемы. Учитель должен помочь обучающемуся сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Важно получить согласие обучающегося на помощь и поддержку в данной ситуации.

Ведь большинство обучающихся испытывает потребность в педагогической поддержке.

Поисковое направление - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения, взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами обучающегося", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю позицию". Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие обучающимся на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа. Задача учителя поддержать ученика в выборе ориентации на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Договорное направление - проектирование действий педагога и обучающегося. В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность обучающегося самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий.

Деятельностное направление - для обеспечения успеха преподаватель должен поддерживать обучающегося и морально-психологически. Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее осмысления обучающимся. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Приведенное научно-методическое обоснование помогает на практике приблизить педагога к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания обучающихся средствами урока физической культуры.


Глава II. Реализация условий формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения на уроках

в образовательном учреждении.

Исходя из актуальности поставленной проблемы и определения условий для её решения, составлена система формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физкультуры.

Представленная система включает в себя три компонента:

  • Диагностический компонент направлен на изучение состояния здоровья обучающихся, их личностных индивидуальных особенностей, интересов, уровня физической подготовленности; предполагает систематическую диагностику, сбор данных для педагогического мониторинга с целью разработки дальнейших способов взаимодействия с обучающимися, организации коррекционной работы.

  • Методический компонент на основе результатов диагностических исследований включает в себя разработку и отбор средств, методов, технологий взаимодействия с обучающимися через организационную и содержательную стороны учебного занятия; организацию совместной работы по проблеме с родителями обучающихся, специалистами школы, педагогами, взаимодействующими с детьми.

  • Деятельностный компонент осуществляет реализацию условий, способствующих формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.

Реализация системы состояла из трёх этапов:

  • I этап – ориентационный (5-6 класс) направлен на формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

  • II этап становления (7-8 класс) предусматривает формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, потребности в нём.

  • III этап генерализации (9-11 класс) формирует субординацию мотивов к здоровому образу жизни, проектирование жизнедеятельности с позиции ЗОЖ.

Реализация этапов становления системы формирования у обучающихся культуры здорового образа жизни.

1 этап. Ориентационный

Задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни

  2. Привлечение внимания к себе, собственному здоровью

Содержание работы:

Ознакомление обучающихся с особенностями физиологического развития в данном возрасте, обозначение индивидуальной проблемы каждого и способов её решения через включение в урок физического воспитания основ валеологических знаний.

Демонстрация необходимости занятий спортом и ценности здоровья через ИКТ технологию.

Обеспечение дифференцированного подхода к каждому обучающемуся:

• Дозированность

• Индивидуальная форма оценивания

• Создание ситуации успеха.

Всё это приведёт к ликвидации мотива избегания неудач.

Привлечение к занятию спортом через нетрадиционные формы уроков, предоставление права выбора обучающимся (с его обоснованием) вида, продолжительности, интенсивности деятельности. Чёткая формулировка цели каждого вида деятельности, которая должна быть близка и понятна детям. Обеспечить интерес не только к результату деятельности, но и к процессу его достижения через успешность, доступность, занимательность. При подведении итога показать результат работы на уроке и чётко обозначить его перспективу, которая должна найти отражение в домашнем задании.

Результат:

Состояние здоровья обучающихся.

Заболевания

Кол-во уч-ся

Понижение остроты зрения

25%

Нарушение осанки

16%

Сколиоз

5,2 %

Бронхиальная астма

3,1%

Болезни почек

3,8%

Болезни желудка и кишечника

2,4%

Плоскостопие

5,7%

Уровень физической подготовленности.

Уровень

кол-во уч-ся

Высокий

30,4%

выше среднего

21,7%

Средний

34,7%

ниже среднего

8,9%

Низкий

4,3%


Мотивация к ЗОЖ.

Отрицательная

13,1%

Нейтральная

39,1%

Положительная

47,8%

Внеурочные занятия спортом. – 39,1%

II этап. Становление.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ;

  2. Обучение приёмам самокоррекции отдельных компонентов жизнедеятельности, направленных на ЗОЖ;

  3. Способствование формированию саморегуляции в области занятий спортом.


Содержание работы:

Решение поставленных задач происходит с опорой на успешность обучающихся, результативность работы (имеется в виду индивидуальная динамика).

Теоретическая составляющая урока основывается на дальнейшем приобретении валеологических знаний. Но на данном этапе способ овладения индивиализируется с учётом личных целей, интересов, проблем каждого обучающегося. Увеличивается доля самостоятельности в выборе изучения области валеологии.

Большое внимание уделяется формированию саморегуляции занятий спортом, которое на данном этапе строится по следующей схеме:

  • Обозначение проблемы, постановка цели.

  • Выбор средств для решения.

  • Поэтапный контроль и коррекция под руководством учителя.

  • Реализация средств на уроках, внеурочное время: включение упражнений в жизнедеятельность ообучающегося.

  • Анализ результата, демонстрация успешности, необходимости.

На данном этапе происходит обучение проектированию своей деятельности, направленной на достижение положительного результата:

  • Теоретическая подготовка: сбор информации по проблеме

  • Построение режима дня с учётом своих особенностей

  • Следование разработанным правилам

  • Отслеживание результата.

Таким образом, широкое применение на уроках физкультуры находит проектная технология.


Результат:

Состояние здоровья обучающихся.

Заболевания

Кол-во уч-ся

Понижение остроты зрения

19%

Нарушение осанки

5,7%

Сколиоз

3,7%

Бронхиальная астма

2,2%

Болезни почек

1,2%

Болезни желудка и кишечника

1,2%

Плоскостопие

5,2%


Уровень физической подготовленности.

Уровень

кол-во уч-ся

Высокий

34,7%

выше среднего

26%

Средний

30,4%

ниже среднего

8,9%

Низкий

-


Мотивация к ЗОЖ.

отрицательная

4,3%

Нейтральная

26,2%

Положительная

69,5%

Внеурочные занятия спортом. – 60,8%


III этап. Генерализация.

Задачи:

  1. Стимулирование побуждений к уверенной реализации валеологических знаний

  2. Способствование творческому проектированию жизнедеятельности с позиции ЗОЖ

Содержание работы:

На данном этапе происходит ярко выраженная субординация мотивов к ЗОЖ с учётом профориентационного выбора. Это и является основой побуждения обучающихся к применению полученных знаний в реальной практике.

Коррекция проблем строится с учётом личных целей, что и берётся за основу проектирования самостоятельной жизнедеятельности с позиции ЗОЖ.

Организационная и содержательная стороны урока физкультуры должны быть ещё более индивидуализированы, чтобы соответствовать потребностям обучающихся, поэтому необходима большая доля самостоятельности. На основе умений саморегуляции обучающимися составляется и реализуется программа физического самовоспитания. На данном этапе упор делается на технологию уровневой дифференциации.


Результат:

Состояние здоровья обучающихся.

Заболевания

Кол-во уч-ся

Понижение остроты зрения

21%

Нарушение осанки

4,4%

Сколиоз

2,3%

Бронхиальная астма

1,8%

Болезни почек

0,7%

Болезни желудка и кишечника

1,2%

Плоскостопие

5,2%


Уровень физической подготовленности.

Уровень

кол-во уч-ся

Высокий

43,4%

выше среднего

26,2%

Средний

30,4%

ниже среднего

-

Низкий

-



Мотивация к ЗОЖ.

Отрицательная

-

Нейтральная

13%

Положительная

87%

Внеурочные занятия спортом. – 78,2%


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В школьном здании созданы необходимые условия для обеспечения безопасности и сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда всех участников образовательного процесса.

ОУ проводит работу по сохранению здоровья обучающихся, осуществляя системный подход к формированию здоровье сберегающего образования. В программе развития школы предусмотрен раздел «Сохранение здоровья участников образовательного процесса – основа реализации задач образовательного процесса в ОУ», содержащий меры поддержки и улучшения здоровья школьников.

Одним из основных направлений в организации мероприятий, направленных на профилактику ухудшения здоровья обучающихся, является внедрение мониторинговой системы состояния здоровья обучающихся.

Основными формами мониторинга состояния здоровья обучающихся в ОУ являются следующие:

  • скрининг соматического здоровья обучающихся с последующим анализом проводится ежегодно бригадой врачей-специалистов;

  • составление «карточек здоровья» обучающихся с 5-го по 11-й классы ежегодно;

  • мониторинг физического здоровья обучающихся проводится школьным медицинским работником в течение каждого учебного года.

Динамика состояния здоровья обучающихся на основе групп здоровья


2012-2013

2013-2014

2014-2015

I группа

II группа

III группа

IV группа

V группа

(инвалиды)

10%

78%

9%

0,4%

0,8%

11%

82%

6%

0,2%

0,8%

12%

83%

6%

0,2%

0,6%

Динамика состояния здоровья обучающихся на основе групп здоровья показывает, что количество обучающихся I и II группы здоровья увеличилось по сравнению с предыдущими учебными годами, количество детей с III и IV группой здоровья уменьшилось.



Результаты систематического мониторинга

состояния здоровья обучающихся

Заболевания

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Понижение остроты зрения

25%

19%

21%

Нарушение осанки

16%

5,7%

4,4%

Сколиоз

5,2 %

3,7%

2,3%

Бронхиальная астма

3,1%

2,2%

1,8%

Болезни почек

3,8%

1,2%

0,7%

Болезни желудка и кишечника

2,4%

1.2%

1,2%

Плоскостопие

5,7%

5,2%

5,2%

Показатели по заболеваниям детей

Заболевания

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Всего случаев

687

519

416

В том числе:




ОРВИ

545

421

347

Пневмония

2

1

-

Ангина

15

4

2

ОКИ

-

-

-

Ветряная оспа

3

2

2

Скарлатина

-

-

-

ВСД

15

10

12

Прочие

117

81

53

Мониторинг состояния здоровья обучающихся, его регулярность позволяют проследить состояние здоровья обучающихся по различным заболеваниям:

Существенно снизилось число заболеваний почек, бронхиальной астмы, позвоночника (нарушение осанки);

Намечается снижение числа детей перенесших простудные и инфекционные заболевания.

Уменьшилось количество пропущенных по болезни дней.

С целью оздоровления часто болеющих детей в школе организован летний оздоровительный лагерь, который посещали 24 обучающихся школы, 8 детей в течение учебного года прошли санаторное лечение.

Деятельность педагогов школы направлена на укрепление здоровья школьников (физического, нравственного) в условиях интенсивной интеллектуальной деятельности, создание мотивации для ведения здорового образа жизни и включала в себя:

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и ведение ЗОЖ. В рамках этих программ проводится: День Здоровья и Безопасности, акции «Скажи наркотикам нет», «За здоровый образ жизни», «Анти-СПИД», приуроченная к Всемирному Дню Борьбы со СПИДом, встречи обучающихся и их родителей с различными медицинскими специалистами (стоматолог, гинеколог, психиатр, нарколог, фтизиатр), предметные недели, беседы и круглые столы, тематические классные часы и радиовыпуски на темы «О вреде употребления энергетических напитков», «Компьютер: друг или враг?», «О вреде курения» и др. Обучающимися 5-11 классов выпущены 20 санитарных бюллетеней на темы «Фаст-Фуд опасен для здоровья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Спорт – мой друг», «Витамины», «Медиабезопасность», «Безопасность на дорогах», «Курить – здоровью вредить», «Нет наркотикам» и др.

С целью привлечения внимания обучающихся и их родителей к сохранению и укреплению здоровья детей в школе проведена « Неделя здоровья».

В рамках недели проведены тематические классные часы, обучающиеся 9-11 классов выступили с профилактическими беседами в параллелях 5-7 классов «Гигиена органов зрения и слуха», 6-8 классов на тему «Влияние излучения мобильного телефона на растущий организм», 5-11 классов «Негативное влияние излучения компьютера», 8-11 классов «Курение – пережиток прошлого», радио выпуск «Профилактика вирусных заболеваний», состоялись встречи-беседы с врачом тубдиспансера по теме: «Профилактика инфекционных заболеваний, обучающимся 5-10 классов выданы информационные буклеты.

Обучающиеся 7-х классов участвовали в региональном проекте «Музыка и здоровый образ жизни».

В рамках Европейской недели иммунизации в параллели 5-6 классов проведен конкурс рисунков на тему «Я прививок не боюсь», в параллели 7-х классов прошел конкурс сочинений на тему «Почему надо делать прививки?», на уроках биологии 8-11 классов просмотрены презентации по вопросам иммунопрофилактики, оформлены стенные газеты. Проводимые мероприятия формирует понимание обучающимися здоровья как общезначимой ценности и умения (воли) реализовывать собственную концепцию здорового образа жизни. Вопросы здоровьесбережения школьников освещаются педагогами на классных родительских собраниях. В рамках родительских собраний организуются беседы с психологом школы и лекции с медицинскими работниками.

На классных родительских собраниях освещен вопрос о важности иммунопрофилактики: 5 – 11 классы «Прививка как средство защиты организма ребенка от инфекций».

Проведены родительские собрания, на которых обсуждены результаты анкетирования и проблемы сохранения здоровья детей: 5 кл. «Как помочь ребенку адаптироваться на 2 ступени обучения», 6 кл. «Режим дня – условие сохранения здоровья», 7 кл. «Воспитание ЗОЖ», 8 кл. «Подросток – понять и договориться», 9,11 кл. «Как помочь ребенку подготовиться и сдать экзамены».

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье:-М.: Физкультура и спорт, 1987.-67с.

  2. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И. Андреев. – Казань, 2000.

  3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. Изд – 2 доп.: - М., «Физкультура и спорт»1990

  4. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 1995.

  5. Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. – Пермь,2001.

  6. Касаткин В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 1996.

  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.

  8. Лободин В.Т. «Формула здоровья»

  9. Лободин В.Т. «Путь к здоровью»

  10. Лихницка И.И. – Что надо знать о возрастных и физических резервах организмах. Л.,«Знание», 1987

  11. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.

  12. Стальков Е., Панин В. Валеология: от идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья. – М., 2001.

  13. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб., 1997.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рощина Нина Валерьевна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирования культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniia_kul_tury_zdorovogho_obraza_zhizni_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "386088"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485870970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Проект  «Формирование  навыков здорового образа  жизни у учащихся начальной  школы в  учебной и  вне учебной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(134) "proiekt-formirovaniie-navykov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-v-uchiebnoi-i-vnie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "222922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436961306"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov-probliema-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "117316"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412766706"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства