kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках физкультуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальных классах.

Цель исследования - выявление особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальных классах.Предметом исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках физкультуры»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа

На тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках физкультуры»



Курсы повышения квалификации

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки образовательных результатов учащихся основной школы в контексте реализации ФГОС»



Выполнил(а): Придиус Тамара Михайловна,

Учитель физической культуры, МБОУ Школа № 162 г.о. Самара

Проверил: сотрудник кафедры МФК и ОПР 

Подпись (расшифровка


Самара, 2016

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий

1.1 Характеристика универсальных учебных действий по физической культуре

1.2 Основы формирования универсальных учебных действий в начальной школе

1.3 Формирование УУД на уроках физической культуры

Глава 2. Разработка урока физической культуры по теме "«Значение физической культуры для укрепления здоровья человека» для учащихся 3, направленного на формирование универсальных учебных действий

Заключение

Список использованных источников


Введение

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - очень актуальная проблема, так как уровень сформированности этих умений оказывает влияние не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития индивидуальности в общем. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий – УУД. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальных классах.

Цель исследования - выявление особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальных классах.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий в начальной школе в процессе анализа научно-методической литературы.

2. разработать конспект урока физической культуры по теме «Значение физической культуры для укрепления здоровья человека» для учащихся 3 класса, направленного на формирование универсальных учебных действий.

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий

1.1 Характеристика универсальных учебных действий по физической культуре

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают - обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и

  • сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.


1.2. Основы формирования универсальных учебных действий в начальной школе.


Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов [1].

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «метапредметные действия».

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры (М.Я. Виленский, Ю.А. Копылов, В.П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из‐за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе [3].

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.  В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и образовательными стандартами второго поколения [9].

Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса [7].

На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации.

Существенными показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе являются:

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

  • форма выполнения учебных действий - материальная, материализованная; речевая, умственная;

  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);

  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

  • различение способа и результата действий;

  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

  • адекватность и дифференцированность самооценки;

  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха / неуспеха [9].

Таким образом, формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.


1.3 Формирование УУД на уроках физической культуры.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Как же формировать УУД на уроках физической культуры?

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных

Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, с использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной наукой и практикой. Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики:

1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.

3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.

На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

- состояние здоровья детей;

- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

- стремление принимать и решать учебную задачу;

- навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Урок "Физическая культура"

Формируемые УУД

Предметные действия

Формирование личностных универсальных действий:

основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте:

освоение моральных норм помощи тем. кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность:

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости:

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов двигательной деятельности. Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования. измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Регулятивные действия: умения планировать, регулировать.

контролировать и оценивать свои действия.

Планирование общей цели и пути её достижения: распределение функций и ролей в совместной деятельности: конструктивное разрешение конфликтов: осуществление взаимного контроля: оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования. измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные действия взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования. измерение показателей физического развития, занятие спортом.


Глава 2. Разработка урока физической культуры по теме «Значение физической культуры укрепления здоровья человека» для учащихся 3класса, направленного на формирование универсальных учебных действий

Технологическая карта урока
значение Физической культуры для укрепления здоровья человека

Цели деятельности учителя

Формировать представление о пользе занятий физической культурой и их значении в жизни человека

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

получат возможность научиться: излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и давать оценку событиям;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Мягкие модули, флажки, обручи


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит построение в одну шеренгу. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета

Выполняют построение в одну шеренгу. Слушают
и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться
и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Выполнить команду «Налево!».


Бег в противоположную сторону.





Выполнить ходьбу
с заданием (см. приложение 1).

Беседа по теме «Бег – одно из самых полезных физических упражнений»

Даёт команду: «Налево!».



Просит повернуться в противоположную сторону обычного движения. Даёт команду: «Шагом марш!», затем: «Бегом марш!».


Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль.

Проводит беседу по теме. Наводящими вопросами подводит учащихся к выводу
о том, что равномерный

Выполняют 3–5 поворотов.
По команде «Бегом марш!» переходят на бег (1,5–2 мин).

Выполняют упражнения.

Слушают, отвечают на вопросы,

Фронтальная.















Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о пользе бега и его разновидностях;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство
в достижении поставленных целей.

Осуществление самоконтроля по образцу.







легкий бег сберегает намного больше сил, чем любой другой, и помогает размять мышцы и суставы. Не стоит бегать в обычных помещениях, потому что можно пораниться

обсуждают тему беседы

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь
на показ движений учителем; действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы



III. Изучение нового материала

Познакомить с понятием «колонна».


Выполнить построение в колонну.


Беседа по теме «Различные формы физической подготовки».













Объясняет, что построение
в затылок друг другу называется «колонна».

Формулирует задание, осуществляет контроль.


Проводит беседу:

1. Физическая культура – это определенная система, в которой используются разнообразные формы занятий.

2. В физической культуре используются различные формы физической подготовки,
с помощью которых можно улучшить здоровье человека.

3. Общая физическая подготовка – для всех едина.

4. Специальная физическая подготовка – подбирается

Слушают, задают вопросы.

Выполняют задание.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная.





Индивидуальная, фронтальная.


.










Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о роли физической культуры и её значении в жизни человека;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; осуществляют пошаговый контроль своих действий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи; обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания

Выполнение действий по инструкции.

Устные ответы.




Бег и ходьба «змейкой» и по «спирали» (см. приложение 2)

одному или группе людей
в различных видах спорта.

Формулирует задание:
бег в колонне «змейкой»
(по очереди); ходьба «змейкой» и по «спирали». Осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания



Выполняют упражнения (2–3 раза)



Индивидуальная, фронтальная


Выполнение действий по инструкции

IV. Первич-ное осмысление и закрепление

Подвижная игра «Жмурки» (см. Приложение 3).


Упражнения для релаксации

Объясняет правила игры «Жмурки», контролирует выполнение задания.


Проводит у п р а ж н е н и я : И. п. – ноги вместе, руки
за спиной. Стоять с закрытыми глазами, медленно выполнять наклоны головы:
1 – направо; 2 – и. п.; 3 – налево; 4 – и. п. (Повторить
4 раза, открыть глаза)

Участвуют в игре согласно правилам.

Выполняют упражнения

Фронтальная.



Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия в игре; понимают и принимают инструкцию педагога и четко следуют ей

Выполнение действий по инструкции

V. Итоги урока.
Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит беседу
по вопросам:

– Для чего нужны физические упражнения?

– Какие формы физической подготовки вы знаете?

– Какие виды бега вы знаете и в чём польза бега?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке



Приложение 1

Обычная ходьба с заданием


Если в речи учителя звучит «пять», дети должны сразу замереть на месте. Дав такое задание, учитель начинает рассказывать о пользе физической культуры для укрепления здоровья человека. Во время своей речи учитель периодически (с разными интервалами и стараясь сделать это наиболее неожиданно) произносит «пять». Первые в шеренге несколько раз произносят тоже «пять», учитель перестает говорить дальше и ждет реакцию класса, отмечает тех, кто услышал и выполнил. Убедившись, что все дети всё поняли, он продолжает свою речь, но теперь, произнося «пять», учитель не останавливается, а произносит еще два-три предложения.



Приложение 2

Бег и ходьба «змейкой» и по «спирали»


Направляющий начинает обегать всех своих одноклассников «змейкой», не пропуская ни одного прохода. Добегает до конца и встает последним, разомкнувшись на руки вперед. Учитель называет следующего (второго), тот бежит, встает последним уже за направляющим и так далее, пока весь класс не пробежит и направляющий опять не станет первым. Если по прямой места не хватает, тогда учитель помогает выстраиваться каждому последующему бегуну по кругу. Выполняя это упражнение первый раз, следующего называют только тогда, когда добежал предыдущий. Второй раз следует называть детей побыстрее, чтобы в «змейке» одновременно участвовало два, а при хорошем исполнении и три ученика. Пробежав всем классом 3 раза, ученики переходят на ходьбу. Обучение ходьбе «змейкой» (выполняется всем классом) и «по кругу» затруднений вызвать не должно, а вот движение по постоянно суживающейся спирали учителю придется показывать. Он встает направляющим, и класс двигается за ним, совершая движение.



Приложение 3

Подвижная игра «Жмурки»


Выбирают водящего – «жмурку» (ему завязывают глаза). Начинают произносить текст все

– Где стоишь?

– На мосту!

– Что молчишь?

– Я жую!

– Ты едой поделись!

– Вас поймаю, берегись!

После этих слов «жмурка» начинает ловить. Во время игры желательно тоже несколько раз произнести «пять».

Заключение

Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуются специальные методы обучения, и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Современная специализированная литература накопила огромный научный и методический опыт, который предлагает учителю ценный материал.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;

  • успеваемость по основным предметам;

  • уровень развития речи;

  • степень владения русским языком;

  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

  • стремление принимать и решать учебную задачу;

  • навыки общения со сверстниками;

  • умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Список использованных источников
  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009. - № 2.

  2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.

  3. Гранатов М.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры [Электронный ресурс]. http://infourok.ru/formirovanie__universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_fizkultury‐307498.htm

  4. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.

  5. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. - М., 2007.

  6. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2008. - №7.

  7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989.

  8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011.

  9. Сивцев Э.В. Формирование регулятивных УУД на уроках физической культуры [Электронный ресурс]. http://nsportal.ru/shkola/fizkultura‐i‐sport/library/2012/03/02/formirovanie‐regulyativnykh‐uud‐na‐urokakh‐fizkultury‐v

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

  11. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 1999.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Придиус Тамара Михайловна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Пояснение к открытому уроку «Маша и Медведь»"
    ["seo_title"] => string(47) "poiasnieniie-k-otkrytomu-uroku-masha-i-miedvied"
    ["file_id"] => string(6) "254438"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447765882"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Курс внеурочной деятельности "Секреты внимания" "
    ["seo_title"] => string(53) "kurs-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siekriety-vnimaniia"
    ["file_id"] => string(6) "128325"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415470493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства