Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни школьника на уроке физкультуры и во внеурочной деятельности»
Формирование здорового образа жизни школьника
на уроке физкультуры и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы С. Ю. Шулятьевой, учителя физической культуры МАОУ «СОШ №4» г. Заводоуковска Тюменской области
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования. Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Еще Жан Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым». Считаю, что одним из основных вопросов, стоящих перед системой образования является проблема обеспечения, сохранения, укрепления и восстановления здоровья учащихся. Главная задача учителей физической культуры – убедить школьников в необходимости систематического укрепления своего здоровья.
Я работаю учителем физкультуры 25 лет. За этот период накопился определенный опыт. За основу в своей работе беру урок. Для меня урок физической культуры - не просто возможность вооружить ученика знаниями, умениями и навыками в различных видах спорта, а необходимость сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, самоизменяться и саморазвиваться.
Решить поставленные задачи невозможно без использования современных педагогических технологий: проблемного и проектного обучения, ИКТ, игровых технологий. Данные технологии играют важную роль в формировании УУД.
Использование проблемного метода на уроках позволяет поддерживать мотивацию учащихся. Ведь не секрет, что в процессе обучения двигательная активность, а, значит, и желание школьников активно заниматься на уроке, снижаются. Постановка проблемы учит их самостоятельно искать ответ, принимать нестандартные решения.
Активно использую в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии, ресурсы интернета. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы, округа, знакомятся с историей спорта, достижениями великих спортсменов и т.д. Успешности данной работы способствует наличие в школе компьютерного класса, удаленного читального зала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Ежегодно некоторые учащиеся изъявляют желание создавать проекты по физической культуре. Использование в работе проектного метода способствует формированию у учащихся познавательной активности, умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить цели, выдвигать гипотезы, оценивать свои результаты и результаты одноклассников. Учащиеся представляют свои проекты на школьной конференции «Первые шаги в науке», победители принимают участие в окружной конференции проектных и исследовательских работ «Шаг в будущее».
Применение игровых технологий направлено на активизацию двигательной активности школьников, повышение интереса к занятиям физкультурой и спортом. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры имеет, безусловно, свои особенности, т.к. происходит в условиях двигательной активности школьников.
Особенностью нашей школы является то, что уроки физической культуры в начальном звене ведут учителя начальных классов. Для того чтобы процесс адаптации пятиклассников прошел более успешно, мы с коллегами проводим или принимаем участие в проведении спортивных мероприятий в начальной школе, посещаем уроки физической культуры, ведем мониторинг занятости учащихся в учреждениях дополнительного образования. Полученные данные используем в ходе подготовки рабочих программ, программ спортивных кружков, плана работы спортивного клуба.
При составлении технологической карты урока, в первую очередь, набираем необходимый теоретический материал, задания, упражнения. Затем определяем форму подачи материала учащимся основной, подготовительной и специальной медицинских групп, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.
В школе созданы группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях различных средств физической культуры и спорта, которая составляет основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в этих группах привлекаются учащиеся, имеющие особенности в физическом развитии или нуждающиеся в дополнительных занятиях.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания важная роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Основной целью данной работы является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы спортивно-оздоровительные мероприятия охватывали всех учащихся школы. В школе функционируют два спортивных зала, хореографический и тренажерный залы, стадион, футбольное поле, два сектора для метания, четыре беговые дорожки 30 м., 60 м., 100 м., два сектора для прыжков в длину с разбега, две баскетбольные площадки, одна волейбольная площадка и другие спортивные сооружения. Созданная в школе спортивная база позволяет не только качественно проводить уроки физкультуры, вести школьные кружки и секции, но и предоставлять возможность вести занятия двух специализированных классов добровольной подготовки к военной службе комитета по делам молодежи и спорта, тренировочные занятия детско-юношеской спортивной школы по хоккею, волейболу, баскетболу, футболу. Мы заинтересованы в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования округа, т.к. 40% учащихся нашей школы занимается спортом именно в них. Совместно с ДЮСШ, Молодежным центром, Центром физкультурно-оздоровительной работы, Центром зимних видов спорта «Сосновый бор», Комплексным центром социального обслуживания населения мы проводим мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, знакомим с достижениями спортсменов округа, области, страны. На встречи с учащимися приглашаем известных спортсменов округа.
Важную роль в физкультурно-спортивной деятельности играет летний оздоровительный лагерь, в котором в ежедневном режиме проводятся различные спортивные мероприятия.
Ежегодно летом работает отряд «Спортмастер», спортивные площадки, которые позволяют осуществлять учебно-тренировочную работу с учащимися по различным видам спорта в течение всего летнего сезона.
В школе создан спортивный клуб «Олимпия». Работа клуба также направлена на пропаганду занятий физкультурой и спортом. Активистами клуба совместно с учителями физической культуры разработан комплекс упражнений для утренней зарядки, которая ведется в школе регулярно на протяжении последних трех лет.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться участием школьников в школьных и районных Спартакиадах, которые являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта. Подготовка и участие в спартакиадах стимулирует учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом.
Таблица «Участие МАОУ «СОШ№4» в районной спартакиаде школьников»
№ п/п
Вид спорта
2015-2016
2016-2017
2017-2018
1
Русская лапта
3 место
4 место
1 место
2
Гиревой спорт
1 место
1 место
1 место
3
Шахматы
3 место
1 место
2 место
4
Настольный теннис
3 место
1 место
1 место
5
Волейбол (девочки)
3 место
2 место
1 место
6
Волейбол (мальчики)
3 место
2 место
2 место
7
Баскетбол ( девочки)
2 место
1 место
1 место
8
Баскетбол (мальчики)
1 место
3 место
3 место
9
Футзал
3 место
4 место
1 место
10
Лыжные гонки (юноши)
2 место
2 место
1 место
11
Лыжные гонки ( девушки)
1 место
1 место
2 место
12
Футбол
3 место
2 место
2 место
13
Легкая атлетика
2 место
1 место
2 место
14
Теоретический конкурс
1 место
1 место
1 место
В холле школы рядом со спортивными залами размещены стенд, на котором в оперативном режиме отражается информация об участии учащихся школы в различных спортивных соревнованиях и достигнутых результатах, а также витрина с кубками. Информация на стенде и кубки, завоеванные в соревнованиях, наглядно показывают успехи школы, а также мотивируют учащихся на занятия спортом.
Достижение поставленных целей невозможно без постоянного процесса самообразования учителей. В школе работает методобъединение учителей физической культуры и ОБЖ, на протяжении пяти лет я являюсь его руководителем. Деятельность МО направлена на улучшение методической подготовки учителей. Проводятся практические семинары, показ открытых и интегрированных уроков, создаются творческие группы с целью определения качественного уровня педагогического мастерства учителя. Как руководитель методического объединения использую в своей работе расширенные заседания МО, практикумы, открытые уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, экскурсии и другие формы работы, направленные на повышение уровня профессионализма учителей физической культуры, на профилактику выгорания.
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 04.12.2007г. № 329- ФЗ (ред. От 21.04.2011).
Приказ министерства образования России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Борисова Н.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе. Справочник руководителя образовательных учреждений -2005г. № 10- с.84-92.
Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144.
Каталог образовательных интернет - ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www/ orto. ru/ru /education. Shtmi
Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников : сб.статей и научно-методических разработок / Под ред. Ю. В. Науменко - Волгоград : Изд-во ВИГПК, 2005.-236с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/-АПК и ПРО, 2002. -121 с.
Хаменский Г.А. Школа - территория здоровья //Педагогика. – 2005- №3 – с.42-46
Чижиков В.В. Современные образовательные технологии на уроках физкультуры. https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-n-2.html