kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование здорового образа жизни школьника на уроке физкультуры и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни школьника на уроке физкультуры и во внеурочной деятельности»

Формирование здорового образа жизни школьника

на уроке физкультуры и во внеурочной деятельности.



Из опыта работы С. Ю. Шулятьевой, учителя физической культуры МАОУ «СОШ №4» г. Заводоуковска Тюменской области

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования. Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Еще Жан Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым». Считаю, что одним из основных вопросов, стоящих перед системой образования является проблема обеспечения, сохранения, укрепления и восстановления здоровья учащихся. Главная задача учителей физической культуры – убедить школьников в необходимости систематического укрепления своего здоровья.

Я работаю учителем физкультуры 25 лет. За этот период накопился определенный опыт. За основу в своей работе беру урок. Для меня урок физической культуры - не просто возможность вооружить ученика знаниями, умениями и навыками в различных видах спорта, а необходимость сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, самоизменяться и саморазвиваться.

Решить поставленные задачи невозможно без использования современных педагогических технологий: проблемного и проектного обучения, ИКТ, игровых технологий. Данные технологии играют важную роль в формировании УУД.

Использование проблемного метода на уроках позволяет поддерживать мотивацию учащихся. Ведь не секрет, что в процессе обучения двигательная активность, а, значит, и желание школьников активно заниматься на уроке, снижаются. Постановка проблемы учит их самостоятельно искать ответ, принимать нестандартные решения.

Активно использую в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии, ресурсы интернета. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы, округа, знакомятся с историей спорта, достижениями великих спортсменов и т.д. Успешности данной работы способствует наличие в школе компьютерного класса, удаленного читального зала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Ежегодно некоторые учащиеся изъявляют желание создавать проекты по физической культуре. Использование в работе проектного метода способствует формированию у учащихся познавательной активности, умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить цели, выдвигать гипотезы, оценивать свои результаты и результаты одноклассников. Учащиеся представляют свои проекты на школьной конференции «Первые шаги в науке», победители принимают участие в окружной конференции проектных и исследовательских работ «Шаг в будущее».

Применение игровых технологий направлено на активизацию двигательной активности школьников, повышение интереса к занятиям физкультурой и спортом. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры имеет, безусловно, свои особенности, т.к. происходит в условиях двигательной активности школьников.

Особенностью нашей школы является то, что уроки физической культуры в начальном звене ведут учителя начальных классов. Для того чтобы процесс адаптации пятиклассников прошел более успешно, мы с коллегами проводим или принимаем участие в проведении спортивных мероприятий в начальной школе, посещаем уроки физической культуры, ведем мониторинг занятости учащихся в учреждениях дополнительного образования. Полученные данные используем в ходе подготовки рабочих программ, программ спортивных кружков, плана работы спортивного клуба.

При составлении технологической карты урока, в первую очередь, набираем необходимый теоретический материал, задания, упражнения. Затем определяем форму подачи материала учащимся основной, подготовительной и специальной медицинских групп, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

В школе созданы группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях различных средств физической культуры и спорта, которая составляет основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в этих группах привлекаются учащиеся, имеющие особенности в физическом развитии или нуждающиеся в дополнительных занятиях.

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания важная роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Основной целью данной работы является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы спортивно-оздоровительные мероприятия охватывали всех учащихся школы. В школе функционируют два спортивных зала, хореографический и тренажерный залы, стадион, футбольное поле, два сектора для метания, четыре беговые дорожки 30 м., 60 м., 100 м., два сектора для прыжков в длину с разбега, две баскетбольные площадки, одна волейбольная площадка и другие спортивные сооружения. Созданная в школе спортивная база позволяет не только качественно проводить уроки физкультуры, вести школьные кружки и секции, но и предоставлять возможность вести занятия двух специализированных классов добровольной подготовки к военной службе комитета по делам молодежи и спорта, тренировочные занятия детско-юношеской спортивной школы по хоккею, волейболу, баскетболу, футболу. Мы заинтересованы в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования округа, т.к. 40% учащихся нашей школы занимается спортом именно в них. Совместно с ДЮСШ, Молодежным центром, Центром физкультурно-оздоровительной работы, Центром зимних видов спорта «Сосновый бор», Комплексным центром социального обслуживания населения мы проводим мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, знакомим с достижениями спортсменов округа, области, страны. На встречи с учащимися приглашаем известных спортсменов округа.

Важную роль в физкультурно-спортивной деятельности играет летний оздоровительный лагерь, в котором в ежедневном режиме проводятся различные спортивные мероприятия.

Ежегодно летом работает отряд «Спортмастер», спортивные площадки, которые позволяют осуществлять учебно-тренировочную работу с учащимися по различным видам спорта в течение всего летнего сезона.

В школе создан спортивный клуб «Олимпия». Работа клуба также направлена на пропаганду занятий физкультурой и спортом. Активистами клуба совместно с учителями физической культуры разработан комплекс упражнений для утренней зарядки, которая ведется в школе регулярно на протяжении последних трех лет.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться участием школьников в школьных и районных Спартакиадах, которые являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта. Подготовка и участие в спартакиадах стимулирует учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом.

Таблица «Участие МАОУ «СОШ№4» в районной спартакиаде школьников»

№ п/п

Вид спорта

2015-2016

2016-2017

2017-2018

1

Русская лапта

3 место

4 место

1 место

2

Гиревой спорт

1 место

1 место

1 место

3

Шахматы

3 место

1 место

2 место

4

Настольный теннис

3 место

1 место

1 место

5

Волейбол (девочки)

3 место

2 место

1 место

6

Волейбол (мальчики)

3 место

2 место

2 место

7

Баскетбол ( девочки)

2 место

1 место

1 место

8

Баскетбол (мальчики)

1 место

3 место

3 место

9

Футзал

3 место

4 место

1 место

10

Лыжные гонки (юноши)

2 место

2 место

1 место

11

Лыжные гонки ( девушки)

1 место

1 место

2 место

12

Футбол

3 место

2 место

2 место

13

Легкая атлетика

2 место

1 место

2 место

14

Теоретический конкурс

1 место

1 место

1 место


В холле школы рядом со спортивными залами размещены стенд, на котором в оперативном режиме отражается информация об участии учащихся школы в различных спортивных соревнованиях и достигнутых результатах, а также витрина с кубками. Информация на стенде и кубки, завоеванные в соревнованиях, наглядно показывают успехи школы, а также мотивируют учащихся на занятия спортом.

Достижение поставленных целей невозможно без постоянного процесса самообразования учителей. В школе работает методобъединение учителей физической культуры и ОБЖ, на протяжении пяти лет я являюсь его руководителем. Деятельность МО направлена на улучшение методической подготовки учителей. Проводятся практические семинары, показ открытых и интегрированных уроков, создаются творческие группы с целью определения качественного уровня педагогического мастерства учителя. Как руководитель методического объединения использую в своей работе расширенные заседания МО, практикумы, открытые уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, экскурсии и другие формы работы, направленные на повышение уровня профессионализма учителей физической культуры, на профилактику выгорания.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

  2. Федеральный закон « О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 04.12.2007г. № 329- ФЗ (ред. От 21.04.2011).

  3. Приказ министерства образования России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Борисова Н.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе. Справочник руководителя образовательных учреждений -2005г. № 10- с.84-92.

  5. Давыдова С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144.

  6. Каталог образовательных интернет - ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www/ orto. ru/ru /education. Shtmi

  7. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников : сб.статей и научно-методических разработок / Под ред. Ю. В. Науменко - Волгоград : Изд-во ВИГПК, 2005.-236с.

  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/-АПК и ПРО, 2002. -121 с.

  9. Хаменский Г.А. Школа - территория здоровья //Педагогика. – 2005- №3 – с.42-46

  10. Чижиков В.В. Современные образовательные технологии на уроках физкультуры. https://multiurok.ru/files/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-n-2.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шулятьева Светлана Юрьевна

Дата: 14.08.2018

Номер свидетельства: 475803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Программа  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок» "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-zdoroviachok"
    ["file_id"] => string(6) "175083"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424228162"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Физкультурно-оздоровительное направление как способ здоровьесбережения школьников. "
    ["seo_title"] => string(92) "fizkul-turno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie-kak-sposob-zdorov-iesbieriezhieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "157979"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421677356"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства