Формирование личности ребенка в процессе физического воспитания
Формирование личности ребенка в процессе физического воспитания
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что среди многих факторов, влияющих на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она играет уникальную роль в комплексном развитии всех аспектов (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного) целостной личности, постепенно подготавливая ребенка для включения во все более усложняющиеся системы социальных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития и формирования личности………………………………………………………………………
4
1.1Общие понятия о личности, ее развитии и формировании………….
4
1.2Развитие личности в дошкольном возрасте…………………………..
5
ГЛАВА 2. Физическое воспитание как составная часть общего воспитания личности…………………………………………………………
6
2.1Воспитание как фактор развития личности……………………………
6
2.2Основные цели и задачи физического воспитания…………………….
6
2.3Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания……………………………………………………………………
8
2.4Значения и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.......................................................................................................
10
ГЛАВА 3. Формирование личностных качеств дошкольника в процессе физического воспитании…………………………………………………….
13
3.1Личностно ориентированный подход в физическом воспитании дошкольников………………………………………………………………..
13
3.2Формирование личности дошкольника на занятиях физическими упражнениями………………………………………………………………..
3.2.2Развитие творчества в двигательной деятельности…………………
20
3.2.3Развитие самооценки ребенка в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………………………..
26
Заключение……………………………………………………………………
30
Библиографический список………………………………………………….
31
Введение
В отечественной и зарубежной науке дошкольное детство считается периодом рождения личности. Именно в этом возрасте ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, делающие его неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Однако для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что среди многих факторов, влияющих на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она играет уникальную роль в комплексном развитии всех аспектов (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного) целостной личности, постепенно подготавливая ребенка для включения во все более усложняющиеся системы социальных отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1 Общие понятия о личности, путях ее развития и
формирования.
Личность – это совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества.
Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека ,к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. которые делают его общественным существом.
Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью ,изменчивостью свойств личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т.е. способностью к развитию. Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).
Развитие личности - часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.
В отечественной психологии под развитием личности понимается закономерное изменение личности с течением времени как в качественном, количественном, так и в структурном отношении. Развитие личности является необратимым, направленным (т.е. способным к накапливанию изменений, настраиванию новых изменений на предшествующие) процессом, осуществляемым в условиях социализации индивида и, в частности, его воспитания.
Два рождения личности:
1. Первое рождение. В возрасте 3 года: появляется способность к поведению, опосредованному социальными нормами, т.е. ребёнок к трём годам уже умеет себя вести так, как принято в человеческом обществе.
2. Второе рождение. В подростковом возрасте возникает способность сознательного формирования таких личностных свойств, которые определяют поведение человека: мотивов, ценностей, убеждений, интересов.
Движущими силами развития личности являются противоречия:
- между потребностями и внешними обстоятельствами,
- новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения,
- новыми требованиями деятельности и несформированными знаниями, умениями и навыками,
- возникшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности.
Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать – это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение ,воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.
Формирование личности – это процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
1.2Развитие личности в дошкольном возрасте
Личностное развитие можно рассматривать в разных аспектах:
- содержание внутреннего мира: эмоции и мотивы поведения, самосознание и самооценка, воля и саморегуляция действий ;
- структурирование внутреннего мира , определение ценностных ориентаций, выделение главных мотивов и подчинение им второстепенных (создание иерархии мотивов).
Развитие личности – единый и целостный процесс, изменение содержание приводит к изменению структуры.
Достижения раннего возраста позволяют ребенку стать маленьким членом человеческого общества. Существенно увеличиваются его возможности и возрастают требования к нему со стороны окружающих. Его интересы выходят за рамки узко личного опыты. Он наблюдает отношения и деятельность взрослых и стремится им подражать, осваивает основные виды деятельности – игру, учение труд. Он действует совместно со сверстниками, учится согласовывать с ними свои интересы и замыслы. Образцы поведения он усваивает не только от близких взрослых, но и от детей, из книг и мультфильмов. Этот комплекс влияний и разнообразная деятельность формируют личность дошкольника. Познание мира, общение отношения с окружающими пробуждают и развивают новые мотивы, стремления ребёнка, его эмоциональную сферу. А развитие воли, саморегуляция действий и иерархическое соподчинение желаний делают мотивы действенными. Поведение ребенка становится личностным, более независимым от сиюминутных обстоятельств.
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
2.1Воспитание как фактор развития личности
Воспитание– целенаправленный и организованный процесс формирования личности. На развитие личности оказывают три основных фактора: наследственность, среда и воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло. Цель воспитания – воспитать всесторонне развитую личность. Направления воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.
2.2Основные цели и задачи физического воспитания
Физическое воспитание – это педагогическая система использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека. Физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Оно обеспечивает управляемое воздействие на физическое развитие человека, в том числе на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем, способствует наиболее полной реализации генетической программы, обусловливающей биологический уровень разностороннего физического развития конкретного индивида.
Общая цельвсей системы физического воспитания – формирование физической культуры личности. Специфической цельюфизического воспитания дошкольников является содействие воспитанию здорового, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту двигательными умениями и навыками, знаниями о физической культуре, обладающего способностью управления собой.
Цель определяет задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные), которые конкретизируются с учетом возрастных особенностей развития ребенка.
Решение оздоровительных задачнаправлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. В более конкретной форме оздоровительные задачи определяются повышением сопротивляемости организма влиянию внешней среды путем закаливания, укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки, укрепления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп, развития физических способностей (координационных, скоростных, выносливости), помогающих ребенку овладеть жизненно важными двигательными навыками.
Образовательные задачипредусматривают формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь выполнять различные движения: ходить, бегать, прыгать, ловить, метать, лазать разными способами, ходить на лыжах, скользить по ледяным дорожкам, ездить на велосипеде, кататься на коньках. Сформированные двигательные навыки позволяют детям достигать хороших результатов в двигательной деятельности. Освоение физкультурных знаний формирует у дошкольников правильное отношение к своему здоровью. Им доступны элементарные знания о своем физическом состоянии, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья, физических упражнениях, способах их использования в жизни. Специальные знания дошкольники получают в процессе режимных моментов (закаливание, гигиенические процедуры), а также в образовательной деятельности (физкультурные занятия).
Воспитательные задачи направлены на формирование личности ребенка средствами физической культуры. Они концентрируют внимание педагога на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию. Основные характеристики педагогического процесса – признание уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к ребенку как к субъекту собственного развития, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, доверие ребенку выбора средств достижения поставленной цели, партнерские взаимоотношения воспитателя и детей. В процессе такой деятельности развивается и формируется самосознание дошкольника, умение анализировать и оценивать собственные действия и поступки, осуществляется воспитание эмоционально положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, развиваются волевые качества, творческие способности ребенка. Процесс физического воспитания строится таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач. Действенность системы физического воспитания определяется принципами, лежащими в ее основе. Это кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения детьми двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности.
2.3Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).
Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».
В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно- соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.).
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. [8, с.36].
Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.
Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.
2.4Значения и задачи физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.
Оздоровительные задачи
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.
Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.
Образовательные задачи
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.
Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.
Воспитательные задачи
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2.Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического , но и духовного развития.
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИИ.
3.1Личностно ориентированный подход в физическом воспитании дошкольников.
Подличностно ориентированным подходом понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности. Применение данного подхода предполагает построение процесса воспитания и обучения с максимальной актуализацией механизмов формирования личности ребенка: мотивации, ценностей, «Я-концепции», субъектного опыта. Происходит отказ от излишнего дидактизма, назидательности; на первый план выдвигается диалог, совместный поиск истины, развитие ребенка через создание воспитывающих ситуаций. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Впервые понятие субъектности выделил Аристотель, который назвал ее «причинностью» человеческого поведения. Современные ученые постоянно обращаются к теме субъектности. Наиболее значимыми являются работы В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской. Ученые определили, что субъектность ребенка реализуется в его отношениях с миром, предметной деятельности, общении и самосознании. В парадигме субъектности они обосновывают и личностно ориентированный подход в обучении.
- основные понятия — индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, «Я-концепция», педагогическая поддержка;
- принципы личностно ориентированного подхода — диало- гизация педагогического взаимодействия (позиции взрослого и ребенка должны быть равноправными); проблематизация (взрослый не воспитывает, а актуализирует, стимулирует ребенка к личностному росту, создает условия для исследовательской активности); индивидуализация (выявление и развитие общих и специальных способностей, выбор адекватных индивидуальным возможностям содержания, форм и методов обучения); доверие и поддержка (вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
- технологическая составляющая, включающая наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности (диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений и т.д.).
Характерные черты личностно ориентированного подхода:
- целевые установки, связанные прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка;
- личностно значимое для ребенка содержание учебного материала, способствующее самореализации и самоутверждению личности;
- актуализация жизненного опыта ребенка, создание ситуаций выбора и успеха;
- преобладание субъект-субъектных отношений, диалоговых форм общения;
- развитие индивидуальности и творческих способностей детей.
В качестве отправного пункта использования личностно ориентированного подхода ученые рассматривают введение в научный и практический обиход понятия «модель педагогического взаимодействия».
Педагогическое взаимодействие определяется как воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс личностного роста детей. Впервые это понятие прозвучало в концепции по дошкольному воспитанию, которая была разработана коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В этой концепции противопоставляются учебно-дисциплинарная и личностно ориентированная модели. При этом признается, что долгое время в отечественной образовательной системе преобладала именно учебно-дисциплинарная модель, убедительно доказывается необходимость ее замены моделью личностно ориентированного образования и педагогического взаимодействия.
Общеизвестно, что несколько прошлых десятилетий все дошкольные учреждения на территории бывшего СССР работали то единым программам физического воспитания, отражавшим одну учебно-дисциплинарную образовательную модель. Так называемые типовые цели, задачи, содержание, методики физкультурно-оздоровительной работы обеспечивали определенные результаты и порядок, удобство в контроле. Однако такое единообразие без учета специфики регионально-экономических, национальных и других условий не способствовало использованию в полной мере имеющегося образовательного потенциала, сдерживало инициативу и творчество педагогов.
Начало радикальных изменений в подходах к физической культуре дошкольников положено новыми концепциями, когда физической культуре в системе воспитательно-образовательного процесса в датском саду был придан особый статус.
Были объявлены главные ориентиры новых подходов в организации дошкольного воспитания:
формирование в обществе отношения к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие человека;
охрана и укрепление здоровья детей;
гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним;
необходимость смещения акцента на индивидуализацию воспитания, рассмотрение ребенка в совокупности всех его индивидуальных проявлений, включая возрастные
Понять сущность личностно ориентированной модели физического воспитания поможет сравнение ее ключевых позиций с таковыми учебно- дисциплинарной образовательной модели .
Сравнительная характеристика ключевых позиций учебно-дисциплинарной и личностно ориентированной образовательных моделей физического воспитания
Учебно-дисциплинарная модель
Личностно ориентированная модель
Цель: подготовка к жизни, труду, защите Родины (единая для всех звеньев системы)
Цель: развитие личности средствами физической культуры (дифференцирована по возрастам)
Задачи:
Укрепление здоровья.
Формирование двигательных умений и физических качеств, знаний
Формирование потребности к выполнению физических упражнений
Задачи:
Укрепление и развитие здоровья на основе формирования навыков ЗОЖ
Всестороннее физическое, двигательное развитие.
Развитие физической культуры личности, потребности в двигательной деятельности
Позиция педагога: реализовать про- грамму, удовлетворить требования контролирующих инстанций
Позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Стиль общения:авторитарный
Стиль общения: демократический
Предпочтительные формы организации фронтальные; занятия по принципу школьного урока, направленные на физическую подготовленность детей
Предпочтительные формы организации: индивидуальные, групповые; занятия развивающего характера с учетом интересов детей
Педагогический процесс: подчинение воспитательного процесса социальному заказу, при котором игнорируются личные устремления, интересы ребенка; жесткая регламентация воспитания. единая программа, однообразие форм и методов воспитательной работы
Педагогический процесс: развитие личности с учетом индивидуальных возможностей, интересов, устремлений, свобода выбора программ и методик воспитания; разнообразие форм и методов физкультурно-оздоровительной работы
Оценка результатов: ориентация процесса воспитания на «усредненного ученика», на коллектив, где ребенок лишь объект воспитания
Оценка результатов: индивидуальные успехи в развитии; ребенок - субъект воспитания
О важности использования в личностно ориентированном подходе личностных механизмов самосознания свидетельствуют многие изданные в последнее время научные труды
(В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
В основе работ известного психолога В.А. Петровского, посвященных субъектности ребенка, лежат три стратегических принципа: вариативность модели обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта (каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбирать те виды деятельности, которые представляют для него наибольшую ценность). Данные принципы реализуются в трех направлениях работы:
1. развитие познавательных устремлений (насыщение учебного процесса интеллектуальными эмоциями);
2. развитие волевых устремлений (установление баланса между свободой ребенка и различными ограничениями, запретами);
3. развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциональной среды, являющейся основой для развития познавательной и волевой сфер личности).
Применение данных принципов является перспективным для становления и развития субъектности ребенка.
Относительно двигательной деятельности личностно ориентированный подход рассматривается как организация условий перехода возможности быть субъектом активности в действительную двигательную активность. Такие условия возникают при проявлении ребенком самостоятельности в реализации движений (расширение двигательного «креативного поля», формирование физического «образа Я»)
Формирование субъективного «Я» в процессе двигательной деятельности осуществляется в условиях привлечения внимания ребенка к красивому телу, визуализации ребенком красивого двигательного поведения окружающих взрослых. Реализовать желание детей овладеть движениями в структуре красивого образа можно с помощью ритмической гимнастики, спортивного танца. Удачное сочетание общеразвивающих упражнений, элементов акробатики, художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий оказывает влияние на моделирование собственного двигательного образа одновременно с образом красивого тела.
Много внимания проблеме субъектности ребенка в двигательной деятельности уделяет В.Т. Кудрявцев, который считает, что именно на этой основе можно культивировать у детей осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. В работах, выполненных под руководством В.Т. Кудрявцева, двигательные эталоны изначально задаются взрослым, но осваиваются ребенком не в готовом виде, а в проблемной форме. Инструментом проблематизации является инверсия — «перевертывание» эталона. В настоящее время представлено теоретическое и экспериментальное обоснование данной технологии, создано ее программно-методическое и инструментально-диагностическое (мониторинговое) обеспечение применительно к работе со здоровыми и ослабленными детьми.
Наличие у педагога представлений о сути, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
3.2Формирование личности дошкольника на занятиях физическими упражнениями
3.2.1 Формирование мотивов двигательной активности
Мотив это побуждение к деятельности, переживая которое, ребенок находит ответ на вопрос: «Почему?». Почему выбрана определенная, именно эта цель и именно эти средства ее достижения?
И. В. Давыдов и Д. Б. Элисонин отмечали, что к концу дошкольного детства возникают новые мотивы поступков и действий, среди которых особое значение приобретают нравственные мотивы, мотивы общественные по содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений с людьми, мотивы долга, самолюбия, соревнования.
Но часто ребенку бывает все-таки трудно противостоять импульсу непосредственных впечатлений и желаний. Он совершает действие вопреки пониманию того, что так поступать не следует.
Мотивация— это активное состояние, направленное на удовлетворение потребности путем организации определенного целенаправленного поведения.
Она является пусковым механизмом формирования функциональной системы, который активизирует структуры, включающиеся в афферентный синтез — аппарат принятия решения, выработки программы и ее коррекции на основе результатов действия. Мотивация характеризуется пятью основными признаками: повышенной избирательной чувствительностью к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженным интересом к тем или иным занятиям или сферам деятельности; чрезвычайно высокой увлеченностью предметом; повышенной познавательной потребностью, предпочтением парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокой критичностью к результатам собственного труда, стремлением к совершенству.
Естественнонаучные основы формирования мотивов поведения заложены в теории функциональных систем П.К. Анохина. Согласно этой теории любой поведенческий акт (в том числе и двигательные действия) может выступать как система последовательных операций, диктуемых потребностями организма. Завершением цепи последовательных операций в поведенческом акте является получение полезного результата (удовлетворение потребности).
У дошкольника с четырех лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, он планирует смысл своей деятельности. Возникает соподчиненность потребностей и желаний. Доминирующие установки у одних — эгоистические, у других — альтруистические, у третьих — на достижение успеха. Интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного складывается индивидуальная мотивационная сфера. К концу дошкольного возраста ребенок оценивает себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю.
Появляется чувство долга, регулирующее поведение в простых ситуациях, потребность в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании. Отчетливо проявляются новые мотивы: достижение успеха, соревнование, избежание неудачи. В игровой мотивации акцент смещается с процесса на результат (выигрыш). Это свидетельствует о том, что возникают мотивы, формирующиеся на базе не только желаний, но и необходимости.
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и в том, что между разными видами мотивов складывается соподчинение и иерархия: одни приобретают для ребенка более важное значение, чем другие.
В первые годы жизни имеет место врожденная мотивация двигательной активности, так называемаякинезофилия, которая обеспечивает естественную организацию двигательной активности детей. Кинезофилия определяется врожденными биологическими механизмами и претерпевает изменения на протяжении индивидуальной жизни человека. По мере развития ребенка мотивация без специального подкрепления становится менее яркой, слабеет и уже в меньшей мере определяет спонтанную двигательную активность.
Изучая мотивы двигательной активности детей дошкольного возраста, ученые установили, что дети действуют чаще под влиянием возникающих в данный момент ситуативных чувств и желаний, выбор вида физического упражнения часто обусловлен случайными внешними обстоятельствами (подражание сверстнику, природные условия, спортивная база и т.д.). В процессе занятий мотивы изменяются, преобразуются в зависимости от разных причин: возраста ребенка, личности педагога, условий проведения занятия, физкультурного инвентаря и др. Иногда двигательное поведение дошкольника определяется потребностью совместно выполнять двигательное задание, подражать окружающим, общаться со сверстниками. В динамике двигательных интересов детей существенна и половая дифференциация. Для мальчиков занятия физическими упражнениями с возрастом приобретают все большее значение, а у девочек наблюдается обратная картина: к пяти годам желание выполнять физические упражнения отодвигается на второй план, к шести — на четвертое место из всех видов образовательной деятельности.
Структура мотивов двигательной активности у дошкольников следующая: на первом месте — игровой, на втором — здоровья, силы, красоты, на третьем — учебный, на четвертом — похвалы, на пятом — принуждения.
Методика формирования мотиваиионно-потребностной сферы дошкольника при организации физкультурной деятельности основана на эмоциональной регуляции двигательной деятельности ребенка. Выполняя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают к определенной деятельности, модулируют этапы ее протекания, помогают оценивать результат. Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального опыта.
Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в ней обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения, обогащается эмоциональный опыт. Особо значим в игре момент перевоплощения в игровой образ, который выступает важнейшим условием перестройки и оптимизации эмоциональной сферы дошкольника.
В физическом воспитании игровой метод используется в видеигровых упражнений. Их выполнение полностью подчинено закономерностям техники данного двигательного действия. Такие упражнения наряду с реальными действиями включают их имитацию, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Для мнимой ситуации характерны перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком на себя роли взрослого. В роли заключен механизм мотивации двигательной активности. Будучи эмоционально привлекательной дня ребенка, она оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его.
Воплощению роли способствуютдвигательные инсценировки, где персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он действует.
Замысел в двигательных инсценировках возникает двумя путями: в большинстве случаев - спонтанно, с понимания догадки; в других случаях -при сознательном анализе возможных путей его осуществления, когда для реализации замысла - создания игрового образа - ребенок демонстрирует его характерные черты (неуклюжесть, медлительность, быстроту, ловкость и т.п.). Разнохарактерность персонажей устраняет возможность подражания детей друг другу и побуждает каждого искать собственные движения.
Создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость мышления, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: дети начинают действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык. Основное взаимодействие педагога с детьми мри этом заключается в умении вызвать у ребенка соответствующий эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог языком жестов, мимики, поз.
Важным условием развития детской игры является наличие у воспитателяигровой позиции, под которой понимается сложное образование, включающее несколько тесно взаимосвязанных компонентов:
рефлексию - способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности; инфантилизацию - способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию - способность чувствовать игровые состояния других; креативность - способность находить нестандартные пути достижения цели.
Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнера, режиссера, соигрока) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие, поддерживает интерес дошкольников к движениям.
3.2.2Развитие творчества в двигательной деятельности
Творчество относят к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Оно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка. Многие ученые считают творчество наиболее содержательной формой психической активности дошкольника. Его можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельности.
В широком смыслетворчество - это деятельность, порождающая нечто новое, неповторимое и поэтому основным показателем творчества является новизна, проявляющаяся как в конечном продукте, так и в характере самой деятельности. Однако в отличие от развитого творчества взрослых, значимость которого объективна, детское творчество имеет субъективную ценность. Л.С.Выготский подчеркивал, что ее следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Творческая деятельность имеет свои особенности:
эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого большее удовольствие, чем от достижения конечного результата; создание интересного, порой оригинального продукта в виде рисунка, конструкции, стихотворения, движения и т.п. (однако новизна открытий и продукта субъективна); одновременность сочинительства и исполнения.
Осуществлять эффективное руководство творческой деятельностью детей необходимо при условии учета тех психических процессов, без которых невозможно творчество. Главную роль в формировании творчества ученые отводят воображению.Воображение рассматривается как универсальная функция, присущая человеку всегда и проявляющаяся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. Процесс воображения имеет глубоко личностный характер. Его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Взаимодействуя разнонаправленно с другими познавательными процессами (мышление, восприятие), с эмоционально-волевой и поведенческой сферами личности, воображение обусловливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики. Способность воображения оперировать образами и преобразовывать их в условиях неполноты информации указывает на воображение как на основу человеческого творчества. Интегрированные функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива.
Содержание функции воображения в дошкольном возрасте составляют четыре основных компонента:
опора на наглядность;
использование прошлого опыта;
наличие особой внутренней позиции (умение создавать собственные замыслы);
умение гибко использовать ранее полученные знания, творчески применять их в зависимости от конкретных условий.
Развитие воображения в дошкольном возрасте подчиняется определенной этапности. На первом этапе необходима такая организация предметной деятельности, которая позволяла бы ребенку что-то домысливать, воображать, т.е. первый этап связан со специальными наглядно-образными задачами, условия которых предлагаются извне, а основание и цель связаны с осмыслением этих условий. Такая тенденция сохраняется и на втором этапе развития воображения, но здесь важна не наличная ситуация, а собственный опыт ребенка. Особенностью третьего этапа является наличие у ребенка внутренней роли или позиции, которая позволяет самостоятельно задавать предметные отношения и придавать им смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. Если на начальных этапах развития воображения логика идет от предмета к замыслу, то на более высоком этапе — от замысла к предметной деятельности.
Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О.М. Дьяченко, позволил выделить два способа действия при построении воображаемых образов:
1) «опредмечивание» (в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с н им дорисовывает ее);
2) «включение» (когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость).
Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являютсяпознавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Эта мотивация выражается в исследовательско-поисковой активности, проявляется в более высокой восприимчивости к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном.
Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, предполагает развитие у детей мышления (особенно образного), восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического), произвольности, самостоятельности и свободы поведения.
Общим показателем развития творческой деятельности детей выступаетинтеллектуальная активность. Она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Одним из наиболее адекватных видов интеллектуальной активности являетсядетское экспериментирование.
Исследуя детское экспериментирование, Н.Н. Поддьяков, определил следующее: детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целесообразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития; в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность ребенка, направленная на получение новых сведений, новых знаний, продуктов творчества; детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества; деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Творчество ребенка в двигательной деятельности отражает всеобщие формы креативности и характеризуется следующими чертами: когнитивными (познавательными) - способностью дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое; проективно-конструктивными - способностью создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррективы по ходу выполнения двигательного действия; художественно-конструктивными - умением выражать посредством движений свои эмоции, состояния, «рождать» двигательные образы; эстетическими - способностью достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения при выполнении двигательного действия.
В двигательной деятельности средствами развития творчества дошкольника являются физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемно-двигательные ситуации и задачи.
Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на реализацию задач физического воспитания. С одной стороны, физические упражнения рассматриваются как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного его повторения с целью воздействия на физические и психические свойства человека. Изучая биомеханику движений, Н.А. Бернштейн доказал, что простое двигательное действие, даже доведенное до автоматизма, в своих конкретных реализациях всегда неповторимо. Поэтому двигательное действие - это повторение без повторения. Все двигательные действия, которыми овладевают дети, сначала выступают как предмет подражания, затем являются основанием для построения новых, более сложных двигательных действий. В дальнейшем они используются в качестве исходного материала для развития психофизических качеств личности.
Подвижные игры реализуют свободу двигательных действий дошкольника. Это творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях. Начальный этап формирования творчества — подражание в игре. Особенно характерно оно для движений детей младшего дошкольного возраста. Малыши взмахивают руками, «как птички», прыгают, «как воробышки», кружатся, «как листочки». Стремление ребенка к одушевлению предметов и явлений объясняется желанием придать изображаемому образу живой характер. Подражательность и имитация сохраняют свое значение и в старшем дошкольном возрасте, обеспечивая вхождение ребенка в роль, осмысленное восприятие игровой ситуации. Однако старшие дошкольники быстрее извлекают из своего опыта набор способов двигательных действий, обеспечивающих наибольший эффект в данной игровой ситуации.
Двигательные инсценировки учат ребенка «ощущать» движение. Реальным отображением этого является вхождение в образ, условная постановка себя на место того, кто является носителем эталона. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа, передача характера персонажа возможна с помощью средств образной выразительности (мимика, жесты, позы, походка и т.п.). Использование этих средств для передачи двигательного образа требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Во многом это зависит отличного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, движения. В младшем дошкольном возрасте у детей появляется способность передавать образное движение, однако в этот период ребенок не способен передавать образ в развитии. К пяти годам у детей появляется эта способность, и они могут передавать различные состояния персонажа, а также его поведение в соответствующих обстоятельствах. При конструировании образа основными приемами творческого мышления выступают комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования является ведущим. К двигательным инсценировкам относятся также занятия с картинками. Дети показывают действия, изображенные на картинке, «оживляют» их, «обновляют» знакомое упражнение новыми структурными частями. Образы, раскрываемые в таких занятиях, соответствуют характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, комбинировать варианты двигательных действий. В результате неоднократного использования одних и тех же способов выполнения движений в разных ситуациях дети приходят к их обобщению, что делает движение осознанным.
Проблемно-двигательные ситуации и задачи — это особое состояние субъекта, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия.
Проблемная ситуация складывается тогда, когда прежние знания, способы и средства выполнения деятельности недостаточны для разрешения задачи, но у ребенка тем не менее возникает актуальная потребность ее решения. Главным элементом в проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения действия, поставленного задания. Такая ситуация переживается ребенком как нечто непонятное, неожиданное, тревожащее и удивляющее. Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, ребенок переходит на другой этап развития. Невозможность выполнить задание с помощью ранее усвоенных знаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые дают возможность разрешить возникшее противоречие.
В ходе разрешения проблемная ситуация превращается в проблемную задачу. В качестве одного из главных компонентов проблемной задачи психологи называют неизвестное, раскрываемое в проблемной задаче, т.е. новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.
Проблемные задачи возникают в следующих ситуациях:
когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с фактами, объяснить которые они не могут, поскольку им не хватает знаний, жизненного опыта;
когда ребенок побуждается к самостоятельному выдвижению двигательных гипотез.
Приведем примеры использования проблемных ситуаций и задач в физкультурном занятии.
Придумать и выполнить движения для необычной ситуации. В зависимости от выбора движений дети создают образы с различной степенью «фантастичности». Она усиливается в случае применения таких широко известных приемов, как агглютинация (соединение в одном образе любых элементов движений, в результате чего получается причудливый образ).
Придумать и выполнить движения на предложенную тему. Задача состоит в том, чтобы не просто активизировать ассоциативное поле ребенка, а расширить его за счет осознанного управления процессом генерирования ассоциаций. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью ребенка.
Придумать к движению как можно больше аналогов. Называется какое-либо движение; необходимо придумать и показать как можно больше других движений, похожих по технике выполнения на называемое. Вопрос здесь выступает как ведущий прием, который стимулирует мышление и воображение ребенка.
Придумать и выполнить противоположное движение. Показывается какое-либо движение; надо придумать как можно больше других, противоположных данному. Основное средство — ассоциация по сходству.
Найти варианты выполняемого движения. Берется движение, сложность которого определяется возрастом детей. В основе задания лежит искусственное комбинирование элементов известного движения, которое нужно усовершенствовать различными элементами других упражнений.
Решить двигательный парадокс. Детям предлагается найти способ действия в задании, которое не поддается практическому разрешению (пройти по приподнятой веревочке). Процесс связывания слова и двигательного действия имеет закономерный характер. Посредником при этом выступает некоторое «общее впечатление», включающее разнообразные чувственные, эмоциональные и смысловые ассоциации. Но в парадоксах нет жесткой однозначной связи слова и движения, и дети пытаются найти выход из ситуации: одни проходят рядом с веревочкой, другие — перешагивают через нее, третьи — перепрыгивают. Появляется возможность творческого применения двигательного опыта в новых условиях.
Умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структуру исключает необходимость «натаскивать» ребенка на какой-либо вариант выполнения двигательного действия и позволяет формировать умение выстраивать собственный способ решения двигательной задачи.
Вместе с тем следует иметь в виду, что развитие творческого потенциала — это не только развитие креативного мышления, но и прежде всего развитие творческой личности.
В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, подробно описаны общие и частные показатели развития детского творчества. Кобщим показателям относятся: способность ребенка видеть проблему, беглость мышления, характеризующаяся разнообразием идей, богатство фантазии, развитое воображение, способность к творческому вдохновению, любознательность.Частные показатели связаны со спецификой той деятельности, в русле которой формируется творчество: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа, индивидуальный «почерк» детской продукции, легкость ассоциирования, способность к оценке, своеобразие манеры исполнения и др.
Показателями творчества детей в двигательной деятельности выступают: интеллектуальная активность и увлеченность ребенка поисковой деятельностью; удачный подбор движений, способствующий воплощению игрового образа; своеобразное сочетание, комбинирование известных движений; появление новых элементов при создании простейших форм движений; оригинальность двигательных решений.
Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как важнейшее условие становления творческой индивидуальности ребенка и как фактор его самореализации в двигательной деятельности.
3.2.3 Развитие самооценки ребенка на занятиях физическими упражнениями
Самооценка ребенка выражает его представления о собственном развитии. Она в значительной степени определяет активность личности, а вместе с тем - отношение к себе и другим. Формируется самооценка на основании опыта, который ребенок приобретает благодаря функционированию своего тела, оценкам социального окружения, культурным нормам, стереотипам, эталонам поведения. Сопоставляя результаты своих действий с результатами действий других, ребенок получает новые знания о себе.
К пяти годам дети уже могут оценивать свои физические возможности, прогнозировать результаты своих действий. К шести годам они обладают дифференцированным аналитическим восприятием движений, что ускоряет процесс формирования двигательного навыка. Если самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
В дошкольном возрасте при формировании самооценки одну из главных функций выполняют рефлексивные методы.Рефлексиярассматривается как способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения своего «Я» с какими-либо событиями, личностями. Она рассматривается и как умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события, как установка по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей.
С помощью рефлексивных методов дошкольники учатся оценивать свои возможности, осознавать и анализировать двигательную деятельность, а также собственное психологическое состояние в процессе ее выполнения. Большую роль в формировании самооценки играет деятельность, в которой существует определенная иерархия задач различной степени трудности, причем результаты их решения (успехи и неудачи) легко определяются самими детьми.
Так, в младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок учится самостоятельно выполнять движения, рассказывать о том, как он будет это делать, создавать образ двигательного действия («зайчик прыгает», «птичка летает» и т.п.), адекватно воспринимать успех и неудачу.
В старшем дошкольном возрасте ребенок выступает инициатором двигательной деятельности, проявляет собственную позицию в ее построении, учится объяснять свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки, оценивать свои действия и физические возможности (особенности своей физической подготовленности).
В дошкольном возрасте развитие самооценки тесно связано с развитием интеллекта ребенка, его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия), которые привлекают внимание дошкольника к его собственным способностям, являются обязательным условием возникновения «личного самосознания».
Развитие мышления на занятиях по физической культуре может осуществляться в направлении включения мыслительных операций и интеллектуальных действий во все виды двигательной деятельности детей. Анализ, синтез, сравнение, нахождение сходства и различия в объектах, классификация, обобщение могут насыщать каждое занятие. Так, операция сравнения может иметь место при выполнении упражнений взрослым и ребенком, детьми разного уровня физической подготовленности. Ребенок находит признаки сходства и различия в выполнении движений, обобщает понятие «техника движения». Операция сериации включается в интеллектуальные игры. Ребенок набирает команду игроков и выстраивает их по росту, сортирует предметы по размеру, подбирает спортивный инвентарь для спортивных игр, расставляет его в соответствии со схематическим изображением. Операция классификации и обобщения сопровождает анализ физического упражнения. Вначале ребенок учится рассказывать о технике движения, изображенного на схеме, а затем называет ошибки в его выполнении. Понятие «техника движения» обобщается.
Среди основных методов развития памяти — использование образа как средства развития произвольной памяти. Ребенок запоминает образ предмета раньше, чем обозначающее предмет слово, поэтому при объяснении игр и эстафет, знакомстве с новым упражнением ему необходимо показать, что и как нужно делать. Слово является дополнением к увиденному. Во время разучивания упражнений детям следует объяснять, что каждое из них может напоминать действие того или иного предмета, явления, существующего в окружающем мире. В своем сознании ребенок создает образы движений разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях. Они помогают впоследствии припомнить информацию, которую невозможно удержать в кратковременной памяти.
Работа по развитию внимания строится на двигательных заданиях, вызывающих интерес к упражнению. Внимание и интерес неразделимы. Педагог использует разнообразные формы развития движений (игровые, соревновательные) с целью создания хорошего эмоционального фона, формирования у ребенка желания заниматься по собственному побуждению. Постепенно вводятся упражнения, развивающие произвольное внимание и требующие волевых усилий для их выполнения. Это не означает, что на каждом занятии детям должны предлагаться новые задания. Полезнее внести дополнения к знакомому движению, предложить такой вариант игры, который требует точного выполнения игровых правил, дополнительных физических и волевых усилий.
Способность к концентрации внимания развивается с помощью произвольного сосредоточения на зрительных и слуховых впечатлениях. Перед показом упражнения детям объясняют, за чем следует наблюдать, предлагают заметить как можно больше подробностей в технике его выполнения. Это переводит внимание дошкольника с крупных деталей на мелкие. Постепенно педагог переходит к концентрации внимания на звуковых сигналах (удары в бубен, музыкальные звуки и т.п.). Под удары в бубен дети маршируют, под хлопки в ладоши - продвигаются прыжками на двух ногах.
Одновременно с концентрацией внимания тренируется способность к его переключению. Выполняя ходьбу по скамейке, ребенок перемещает фокус своего внимания на мяч, который следует перешагнуть. Такие упражнения требуют постоянных вариаций, поэтому условия их проведения меняются. Развитию функции внимания способствует тренировка помехоустойчивости. Детям предлагается выполнить какое- либо действие, одновременно вводится помеха, мешающая выполнению. Так, в игре «Наоборот» воспитатель показывает упражнения, которые дети должны повторить, но сделать все наоборот (наклон влево — наклон вправо, руки вверх - руки вниз и т.п.). Задания со сбивающим фактором развивают произвольное внимание.
При развитии восприятия учитываются особенности ориентировки детей в пространстве. Большое значение в образовании представлений о пространстве имеют подвижные и спортивные игры. Они учат детей располагаться на игровой площадке определенным образом, выделять и фиксировать пространственные отношения.
Стимулирует к развитию самооценки учет индивидуальных различий физической подготовленности детей. Особого внимания требуют дошкольники с низким уровнем физической подготовленности, для которых характерны негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Важно повысить представление таких детей о собственной значимости. Это достигается приемами включения неуверенных в себе детей в игры с эмоционально ярким содержанием, положительной оценки их малейших достижений при выполнении физических упражнений, накопления положительного опыта общения со сверстниками в подвижных играх, обогащения опыта эмоционального переживания через положительную оценку педагогом достоинств ребенка (ловкий, быстрый, смелый, решительный, подвижный). Дети нуждаются в замедленной демонстрации с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения им следует демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия.
В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольников. При взаимопроверке, когда дети меняются ролями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, сравнить с деятельностью других, т.е. ситуация самоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля.
На занятиях по физической культуре основными методами формирования самоконтроля являются:
широкое использование наглядных средств обучения (рисунки, схемы);
акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля;
исполнение вариативных действий по образцу;
обсуждение с детьми способов выполнения двигательного действия;
восприятие двигательного действия в медленном темпе;
выполнение двигательного действия с проговариванием ведущих элементов и точек самоконтроля;
оценка действий сначала другого, а потом своих.
При обучении физическим упражнениям ориентирующую и стимулирующую функции выполняет педагогическая оценка, которая должна даваться детям с учетом «зоны ближайшего развития», а также сравнения сегодняшних успехов ребенка в двигательной деятельности с прежними достижениями. Негативная оценка проявленных двигательных способностей не должна переноситься на общую оценку личности («ты плохой»).
При организованном обучении взрослый не должен ограничивать инициативу и самостоятельность детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимым должно быть не прямое, а косвенное обучение. При косвенном обучении педагог намеренно приглушает свою субъектность в пользу ребенка, тогда как при прямом обучении он всегда находится в подчеркнутой позиции «над ребенком». Прямое обучение может быть вполне эффективным, однако в подтверждение установок личностно ориентированного физического воспитания инициатива и свобода самоопределения ребенка при этом не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребенок оставался субъектом своих действий. Это является залогом формирования объективной самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрыв данную тему и проанализировав ее можно сделать вывод что, двигательная деятельность в процессе физического воспитания не только формирует у детей двигательные умения и навыки но и активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего двигательная деятельность способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий. Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Большую роль в активизации развития личности ребенка играет личностно ориентированный подход в процессе физического воспитания. Руководитель физического воспитания не должен ограничивать инициативу и самостоятельность детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимым является не прямое, а косвенное обучение. При косвенном обучении педагог намеренно приглушает свою субьектность в пользу ребенка. Прямое обучение также может быть вполне оправданным ,однако в подтверждение установок личностно – ориентированного подхода инициатива и свобода самоопределения ребенка при этом не должна страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребенок оставался субьектом собственных действий. Это является залогом успешного формирования и развития его личности.
Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркивал, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера».
Занятия физическими упражнениями – это важный фактор формирования личности ребенка - дошкольника.
Таким образом, в современном физическом воспитании дошкольников физические упражнения рассматриваются как средство не только физического, но и личностного развития ребенка.
Библиографический список
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика:Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 4-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2002.- 416 с.
Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология:учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт,2005.- 288 с.
РуденкоА. М. Философия в схемах и таблицах : учеб. Пособие / А.М. Руденко. – Изд. 3 – е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 382 с. – (Высшее образование).
Холодов Ж. К , В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособия для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 6-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480с
Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Цыркун Н. А. Развитие воли у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / Н. А. Цыркун. – Мозырь : ООО ИД « Белый Ветер», 2008. 106 с.
Шебеко В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В. Н. Шебеко.- 3-е изд., испр. – Минск Вышейшая школа, 2015. – 287 с. : ил.
Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк.образования / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер»,2005.- 137 с.
Шебеко В. Н. Формирование мотивов двигательной активности / Шебеко В. Н. // Дошкольное воспитание . – 2008 . - №11. – с.33 -38 .