kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физические упражнения в жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена роли физических упражнений в жизни человека, ребёнка, ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физические упражнения в жизни человека.»

Физические упражнения в жизни человека


Необходимость движений обусловлена всем историческим развитием человечества, наши предки могли существовать (т.е, добывать себе

пищу, охотиться, бороться с врагами, и т.д.) только при значительной двигательной активности, преодо­левая суровые условия внешней среды - жизнь при­спосабливала организм этих людей к движению, к труду, к условиям окружающей среды. И человек по­слушно следовал природе.

50-70 лет назад промышленный и сельско­хозяйственный труд требовал значительных мышеч­ных усилий, отсутствие широкой сети транспортных средств заставляло человека много передвигаться пешком. Этих напряжений хватало для поддержания функций организма на достаточно высоком уровне.

С ростом и бурным развитием науки и техники за последние десятилетия резко изменился харак­тер трудовой деятельности человека. Автоматиза­ция, механизация и компьютеризация труда и отдыха, широкое развитие средств связи, транспорта, улучшение условий быта лиша­ют человека 21века возможности применения мускульных усилий в достаточной степени.

В середине XIX века из всей энергии, произво­димой и потребляемой на земле, 94% приходилось на мускульную силу человека и домашних живот­ных, лишь 6% энергии вырабатывали водяные ко­леса, ветряные мельницы и паровые машины. В наше время лишь 1% энергии производится мус­кульной силой.

Сравним 50-70 лет и миллионы лет, которые существует человечество. Миллионы лет человече­ский организм формировался и совершенствовал­ся под влиянием физических нагрузок. Так может ли человеческий организм за столь короткий срок (50-70 лет) полностью приспособиться к современ­ным условиям цивилизации, безболезненно пере­носить отсутствие должной физической нагрузки? Конечно, нет.

Появился термин «гипокинезическая бо­лезнь», которая встречается теперь и у школьников. Ее симптомы - это расстройство нормальной деятель­ности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма, нарушение обмена ве­ществ, быстрая утомляемость. А причина всех этих бед одна — недостаточная физическая активность.

Не заниматься физическими упражнениями, спортом и физическим трудом нельзя. Это губительно дейст­вует на человеческий организм (особенно на растущий детей и подростков), кто этим пренебре­гает — расплачивается своим здоровьем. По сло­вам известного итальянского физиолога Анджело Моссо, физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не за­менит физических упражнений.

Как мы понимаем выражение «хорошее здоровье»?

Хорошее здоровье в основном определяется пра­вильными расположением, устройством, функцио­нальной деятельностью всех органов и систем тела, отсутст­вием предрасположенности к каким-либо заболева­ниям. Здоровье человека не является постоянной величиной, данной раз и навсегда, на всю жизнь.

Здоровье обусловлено в основном режимом сна и питания, рациональным двигательным режимом, условиями внешней среды, социаль­ными факторами. Физическое воспитание ребёнка являет­ся важнейшим фактором обеспечения его высокой жиз­ненной дееспособности. Без регулярных, специаль­но организованных физических упражнений в наше время даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье и развитие, живущие в хороших условиях, не достигают достаточной физической и умственной подготовленности.

Каков же выход ? Му­скульный голод миллионов людей можно утолить только систематическими занятиями физической культурой и спортом. Другого пути нет.


Великий врач древности Авиценна образно ска­зал : «что человек, умеренно и последовательно за­нимающийся физическими упражнениями, не нуж­дается ни в каком лечении».

Несколько лет назад американские ученые провели такой опыт: на ноги и нижнюю половину туловища группы добро­вольцев наложили гипс. Все время, пока эти люди проходили испытание бездействием, они получали обычную для себя пищу. За семь дней каждый доб­роволец накопил немало жира и прибавил в весе. Но все они потеряли почти по 2 кг ценнейших белковых веществ. С каждым днем потери эти становились все более чувствительными и сопровождались явными нарушениями сердечно-сосудистой системы. Опыт сделался опасным, и его пришлось прервать. Одна­ко он вновь доказал, что без движений невозможна нормальная жизнедеятельность организма.

Другой пример. В газете «Советский спорт» напе­чатана заметка под названием «Люди, не знающие болезни». Несколько выдержек из нее: «Люди эти называются хунзакутами, живут они далеко в горах Каракорум. Люди эти знамениты тем, что они не зна­ют никаких болезней. Долина, в которой они живут, расположена на северо-востоке Кашмира на высоте 6 тысяч метров. Выше хаоса ледников и скал живет это удивительное племя. Они быстрые, сильные, вы­носливые. Им не составляет труда сбегать на рынок за сто километров. Это вполне обычное явление —- бегущий хунзакут. У них нет вертолетов, автомобилей. Нужно сходить в магазин — бегом, на работу — бе­гом, за водой — бегом. Хунзакуты постоянно в дви­жении. Их огороды расположены на 20-30 км от дома. Вся семья добирается до них бегом. И после мара­фонского пробега хунзакуты — и мужчины, и жен­щины -— работают в поле. Домой хунзакуты возвра­щаются опять бегом.

Рассказывают, что однажды хунзакуты послали гонца с важным поручением за 300 км. Через неде­лю гонец вернулся. Он пробежал за семь дней 700 км по горам.

Суровая, неприхотливая жизнь, трудолюбие и выносливость, воспитанная бегом, делают хунзакутов атлетами. Известно, что все мужчины-хунзакуты по два раза в день, направляясь на огороды и возвращаясь с работы, прыгают через пропасть, ширина которой почти 6 м».

Можно привести яркие поучительные примеры из жизни выдающихся людей: Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Д.И.Мен­делеева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.В.Суворова, И.Е.Репина и многих других, которые регулярно за­нимались физическими упражнениями, гимнасти­кой, спортом, закаливанием организма. Известно, что все они отличались прекрасным здоровьем и огромной творческой энергией.

Естественная потребность человека в движении, в физическом труде является жизненной необходи­мостью, особенно в молодом возрасте. Органы че­ловеческого тела при посильной и правильно орга­низованной работе развиваются, укрепляются и со­вершенствуются, а при длительном отсутствии дви­жений атрофируются.Очень важно, чтобы все органы человеческого тела правильно развивались и функционировали, чтобы с каждым годом, осо­бенно в детстве и юности, движения становились всё более совершенными, чтобы возрастала сопро­тивляемость организма заболеваниям и другим вредным влияниям окружающей среды.

Физические упражнения не только поддержи­вают необходимый жизненный уровень организ­ма, но и значительно совершенствуют все его функции, развивают физические и умственные качества че­ловека.

Физические упражнения воздействуя на опре­деленные группы мышц, суставов, связок, которые делаются крепкими, развивают гибкость суставов, мышцы увеличиваются в объеме, повышается их растяжимость, сила и скорость сокращений. Такая усилен­ная мышечная деятельность вынуждает работать с повышенной нагрузкой сердце, легкие и другие ор­ганы и системы нашего тела, т.е. весь организм в целом; что особенно важно для растущего детского организма.

Проследим за теми изменениями, которые про­исходят в организме человека под влиянием систе­матических занятий физическими упражнениями и спортом.

Великий ученый Гарвей, открывший законы кро­вообращения, назвал сердце «солнцем нашего ор­ганизма, источником его жизни».

Сердце человека, не занимающегося физиче­ским трудом или спортом, в состоянии покоя при каждом сокращении из левого желудочка выбрасы­вает в аорту 50-60 г крови. За сутки сердцу прихо­дится сжиматься около 100 тыс. раз. Если бы оно накачивало кровь в какой-нибудь водоем, то за сут­ки сердце накачало бы около 6000 л. С каждым ударом сердце совершает такую работу, которая требуется для поднятия груза в 1 кг на высоту 20 см. Если бы сердце можно было заставить рабо­тать, подобно мотору на подъемной машине, оно за час могло бы поднять человека на 12 м, т.е. при­мерно на четвертый этаж:

У тренированных людей сердце приспосабливает­ся к очень большой нагрузке. Даже в состоянии по­коя сердце спортсмена проталкивает в аорту при од­ном сокращении 80-100 г крови (сравните с 50-60 г).

Систематические занятия физическими упражне­ниями влияют на ЧСС (пульс). У нетренированного человека в состоянии покоя сердце сокращается около 70 раз в 1 мин., у тренированного частота пульса колеблется между

50 и 60 ударами, а у некоторых спортсменов пульс достигает 40 и даже 35 уд./мин.

Это говорит об экономичной работе сердца. Со­кращения его более глубокие, и при каждом со­кращении у тренированного человека в аорту по­ступает большее количество крови, чем у нетре­нированного.

Тренированное сердце при больших физических нагрузках (например, во время спортивных сорев­нований) выполняет колоссальную работу, не до­ступную нетренированному сердцу, и без всякого для себя вреда. Частота пульса у спортсменов мо­жет доходить до 240-280 уд./мин. и быстро прихо­дить к своей нормальной величине.

Укрепление сердечной мышцы под влиянием физических упражнений и спорта подчиняется об­щему физиологическому закону, в силу которого мышца или орган, производящий усиленную рабо­ту, увеличивается в размере и делается более силь­ным и выносливым.Сердце спортс­мена мало похоже на сердце человека, избегающе­го движений.

Сердце спортсмена обладает более толстыми стенками, способными при своем сокращении про­талкивать больше крови, чем дряблое сердце. Из­вестно, что если человек не занимается спортом, не совершает почти никакой мышечной работы, то сердце его не развивается и остается слабым. Мы­шечная масса тренированного сердца растет, «спор­тивное» же сердце обладает большой силой и мо­щью, которые способны поддерживать его работо­способность долгие годы.

Не менее важное значение имеют физические упражнения для дыхательных органов. Если ле­гочные пузырьки расположить рядом на одной пло­скости, то они займут поверхность, равную 64 кв.м. Это парус большой яхты! В легких находится около 3 млн. легочных пузырьков, оплетенных тончайши­ми трубочками с кровью.

Если развернуть стенки всех пузырьков и сло­жить их рядом, то они покроют поверхность в 100 кв. м. Для сравнения можно сказать, что вся кожа человека, если ее расправить и разгладить, зани­мает всего 2 кв.м.

Под влиянием физических упражнений увеличи­вается жизненная емкость легких, становятся более эластичными реберные хрящи, укрепляются дыха­тельные мышцы и усиливается их тонус.

В течение одних суток легкие поглощают и об­рабатывают 16 куб.м воздуха. Бег, плавание, ходь­ба на лыжах способствуют увеличению легочной вентиляции почти в 20 раз (6-7 л воздуха в покое и 120-140 л при работе в 1 мин.). Жизненная ем­кость легких часто характеризует общее физичес­кое развитие.

Постоянное воздействие на мышечную систе­му (а ее масса составляет 44% от всей массы тела) физических упражнений способствует ее укрепле­нию, развитию и увеличению в объеме. Увеличение мышц в объеме часто достигает больших размеров. Каждая мышца обладает известным напряжением, или тонусом, который можно определить путем про­стого ощупывания мышц.

У детей и подростков не занимающих­ся спортом мышцы мягки и дряблы, тонус у них резко понижен, а тонус мышц у спортсменов повышен и играет большую роль в сохранении правильной осанки тела, распределении нагрузки. Поэтому сохранение правильной осанки у детей и подростков в период их бурного развития и созревания очень важно, особенно в их не простом школьном периоде. Доказано уже и не раз ,что в школу ребёнка приводят относительно здоровым( в первый класс), а выходит он хронически больным (выпускник).

Работающие мышцы луч­ше снабжаются кровью, в связи с этим улучшается их питание и развитие. Например, в покое функционирует в мышцах около 10% капилляров, а во время работы количе­ство действующих капилляров увеличивается до 100%, т.е. в 10 раз.

На центральную нервную систему большое стимулирующее влияние оказывают импульсы воз­буждения, поступающие от работающих мышц. Эти импульсы, воспринимаемые заложенными в мыш­цах окончаниями чувствительных нервов, беспре­рывным потоком поступая в мозг, приводят в дея­тельное состояние мозговые клетки.

Повышение уровня физического развития, укреп­ление здоровья и рост общей работоспособности, что достигается в процессе физического воспита­ния детей, вызывает непосредственное повышение умственной спо­собности детей.

По данным НИИ физиологии детей и подростков РАО, процент неуспевающих среди уча­щихся с низким или ниже среднего физическим развитием равен более 40, среди учащихся среднего фи­зического развития — 9, а у учащихся с хорошим физическим развитием — только 4.

В школе постоянно сопостав­ляя успеваемость ребят, занимающихся спор­том, и тех, кто пренебрегает физической культурой, выяснилось, что у школьников-спортсменов на протяжении всего учебного года неуклонно отме­чается рост успеваемости на 7-8%, а у нетрениро­ванных детей успеваемость за это время снизи­лась на 2-3%.

Большое положительное влияние физические упражнения оказывают на работу желудочно-ки­шечного тракта, обмен веществ, работу органов выделения, на функции кровеносной и лимфати­ческой систем. Они действуют всесторонне на человеческий и особенно на детский организм,не оставляют в покое ни одной клетки.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом оказывают положительное вли­яние на весь организм ребёнка, активизируют жизненные

процессы всех органов и систем. Всё это в целом ведет к продлению активной, творческой его жизни в будущем .

Влияние физических упражнений на организм ребёнка не исчерпывается перечисленными выше примерами. Физические упражнения могут не только развивать и поддерживать нормальную функцию всех органов у здоровых детей, но и восстанавливать нарушенные функции у больных, что очень важно и нужно своевременно делать т.к.таких детей очень много. Есть примеры, когда ЛФК творила чудеса, возвра­щая к жизни, казалось бы, совершенно об­реченных детей.

Физическая тренировка делает ребёнка менее восприимчивым к резким переменам погоды, к эпи­демиям и инфекциям 21века, «современной» экологии, радиации, «помолодевшим болезням».Тренированное и крепкое тело ребёнка, подростка улучшает при­способляемость, адаптацию и сопротивляемость его организма к непредсказуемым, сложным внешним и внутренним стрессам и усло­виям.

Физическая культура и спорт вырабатывают чувство самосохранения и товарищества, со­образительность и быстроту реакции, тренирует вни­мание и память и многое другое, что даёт нам выжить в порой сложных и экстремально – стрессовых ситуациях нашего времени.

Мышечная работа оказывает положительное вли­яние на психику, на эмоциональное состояние че­ловека. «Радость движений приносит и радость жизни», — писал великий русский ученый, физио­лог И.П.Павлов и это доказано жизнью, и успехами великих людей и спортсменов.

«Сила и красота человека — лучшая красота на земле». Физическая культура делает человека красивым физически и духовно. «Долг каждого человека, — писал выдающийся российский атлет начала XX ве­ка Георг Лурих, — всячески заботиться о том, что­бы не стать бессильным, немощным и слабоволь­ным, следить за тем, чтобы его тело было достой­но его духа».

Здоровье, красота тела, сила и сила духа, закалка - находятся в наших руках, так же как и наши дети. Никакого договора с собственной ленью и покоем! Утренняя гимнасти­ка, модная скандинавская ходьба, вечерняя прогулка…; тренировки в спортивных секциях, клубах, центрах …; походы, полёты, сплавы, восхождения …; холод­ная вода, воздух и солнце и всё то, что приносит радость - радость движения. А движение это - жизнь и оно должно стать нашими спутником и сопровождать нас всю нашу жизнь.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Физические упражнения в жизни человека.

Автор: Лобачева Инна Викторовна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 333053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Доклад на тему: "Формирование ценностей физической культуры и здорового образа жизни учащихся" "
    ["seo_title"] => string(106) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-tsiennostiei-fizichieskoi-kul-tury-i-zdorovogho-obraza-zhizni-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "224150"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438525505"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Доклад на тему: "Формирование ценностей физической культуры и здорового образа жизни у учащихся "
    ["seo_title"] => string(108) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-tsiennostiei-fizichieskoi-kul-tury-i-zdorovogho-obraza-zhizni-u-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "224151"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438526206"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ"
    ["seo_title"] => string(38) "znachieniie-fizichieskikh-uprazhnienii"
    ["file_id"] => string(6) "296713"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456070575"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Значение физических упражнений для профилактики нарушений при формировании аппарата опоры и движения. "
    ["seo_title"] => string(114) "znachieniie-fizichieskikh-uprazhnienii-dlia-profilaktiki-narushienii-pri-formirovanii-apparata-opory-i-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130005"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415806302"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Значение физической культуры и спорта в жизни человека"
    ["seo_title"] => string(63) "znachieniie_fizichieskoi_kul_tury_i_sporta_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "422683"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497981578"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства