Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья -социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Физическая культура и спорт как основа формирования здорового образа жизни обучающихся в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности условиях реализации ФГОС нового поколения
Чтобы сделать ребенка умным
И рассудительным – сделайте
Его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
«Забота о здоровье –
Это важнейший труд учителя»
В.А.Сухомлинский
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья -социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Здоровье в жизни человека играет важнейшую роль. Здоровье – самое главное сокровище человека. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь. Здоровье – это физические и духовные качества человека, которые являются основой его долголетия. Что же помогает людям поддерживать эти качества в хорошем состоянии? В нашей жизни каждому надо глубоко задуматься, как сохранить здоровье и не потерять. Укреплять своё здоровье, закалять себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть всегда жизнерадостным и делать добро окружающим. Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Будет здоровым тело – будет здоровый дух! Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения.
Одним из составляющих здорового образа жизни человека является спорт. Занятия спортом приносят радость и удовольствие. Человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Также спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей.
Формирование у школьников разумных потребностей, в том числе и потребности физического совершенствования, является сложным и многогранным педагогическим процеcсом. Характер потребностей и процесс их формирования зависит от многих воздействий на ребёнка со стороны школы и родителей, средств маcсовой информации, литературы и искусства, общественных организаций. При этом сам школьник должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности, активности во многом зависят успехи в этом деле. Вопрос о том, как формировать у учащихся потребность физического совершенствования, в методике физического воспитания освещен слабо. Учителям, каждому по своему усмотрению приходиться решать эту задачу самостоятельно.
Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой в значительной мере завиcит от того, какая атмосфера царит в коллективе учителей и учащихся, какое место занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия в жизни школы. А это, в свою очередь, зависит от отношения к делу руководителей школы, педагогов, органов ученического самоуправления.
Пробуждению и развитию у школьников интереcа к физической культуре способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально-спортивной базы. Хорошая база содействует не только качественному усвоению учащимися знаний и умений, но и успешному осуществлению воспитательных задач, в частности воспитанию интереса к занятиям физическими упражнениями. Воспитание интереса проходит более успешно, если ребята получают посильное задание, испытывают удовольствие от самого процесса успешного выполнения упражнений.
Основой для формирования убеждений являются знания по физической культуре. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Осущеcтвлению этой связи способствует выполнение четырёх важных условий: во-первых, создание на уроках ситуации, побуждающих учащихся к приобретению и применению знаний. Во-вторых, упражнение детей в самостоятельном выполнении различных заданий на уроке. В-третьих, вооружение учеников действенными знаниями о правилах занятий физическими упражнениями дома и по месту жительства. В-четвёртых, использование на уроках физической культуры знаний учащихся по другим предметам. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя значения физической культуры для всестороннего развития, работоспособности, выработки положительных морально-волевых качеств. При этом важную роль играет личность учителя, единство его слов о физической культуре и практического применения им её средств в своей повседневной жизни.
Данная тема актуальна, так как в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании- красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиеся в поведении, оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Отношение обучающегося к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся оказывает внеурочная деятельность.
Основные задачи сохранения здоровья школьников:
Сформировать ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
Сформировать активную жизненную позицию;
Сформировать представления о своем теле, организме;
Учить укреплять и сохранять свое здоровье;
Понимать необходимость и роль двигательной активности;
Уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
В нашем лицее проводится следующая работа по формированию здорового образа жизни:
Воспитание культуры поведения:
Гигиена тела;
Культура питания;
Культура общения;
Воспитание нравственности;
Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Для проведения занятий привлекаются медицинские работников (гигиена тела), психолога (умение оценивать поступки людей).
Физическая культура и спорт:
Дни здоровья;
Занятия в спортивных секциях;
Участие в соревнованиях, знакомство с различными видами спорта.
Работа с родителями:
Совместная систематическая работа школы и семьи;
Физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»;
Родительские собрания, беседы, лекции.
Учебно-воспитательная работа:
Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
Физкультминутки во время занятий;
Проветривание и влажная уборка помещений;
Витаминотерапия;
Функциональная музыка;
Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.