Вот и передо мной зачастую встает этот вопрос: отпускать сына на тренировку, если он еще не успел сделать все домашние уроки? И, подумав, а также вспомнив, что дали занятия спортом мне лично, отпускаю. Ибо убежден: спорт не пустая трата времени. Мозг, отдохнувший во время занятий физическими упражнениями, насытивший кислородом, более работоспособен. И жизнь подтверждает правильность моего убеждения: тренируясь, сын вот уже три года учиться в основном на «отлично». Чего, к сожалению, не могу сказать о тех его одноклассниках, которые далеки то спорта, с неохотой посещают уроки физической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Физкультура помогает мыслить"»
Физкультура помогает мыслить
- На тренировку? А уроки выучил? ... – грозно вопрошает родитель сына, укладывающего спортивную сумку.
И, если домашнее задание не выполнено, ни о каком спортзале не может быть и речи.
А вот школьник опаздывает на дополнительные занятия музыкой, живописью или иностранным языком, не всегда интересуются, выполнено ли домашнее задание. В лучшем случае промелькнет мысль: «Возвратится – сделает».
Знакомая картина, не правда ли?
Вот и передо мной зачастую встает этот вопрос: отпускать сына на тренировку, если он еще не успел сделать все домашние уроки? И, подумав, а также вспомнив, что дали занятия спортом мне лично, отпускаю. Ибо убежден: спорт не пустая трата времени. Мозг, отдохнувший во время занятий физическими упражнениями, насытивший кислородом, более работоспособен. И жизнь подтверждает правильность моего убеждения: тренируясь, сын вот уже три года учиться в основном на «отлично». Чего, к сожалению, не могу сказать о тех его одноклассниках, которые далеки то спорта, с неохотой посещают уроки физической культуры.
Может единичный случай не показателен? Тогда давайте обратимся к более многочисленным фактам. И, пожалуй, начать лучше с исторических примеров.
О том, что движение способствует мышлению, известно было в глубокой древности. Аристотель, например, создал школу так называемых перипатетиков (гулящих), в которой проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. Когда тело разогрето прогулкой. Мысль становится живее, утверждали перипатетики. Ж.-Ж. Руссо также считал, что ходьба и физические упражнения способствуют игре мозга и работе мысли.
Физическая культура была в большом почете у древних греков и римлян, и такие выдающие деятели древности, как Сократ, Платон, Демосфен, Цезарь и другие, регулярно посещали гимнастические залы. Платон, к примеру, образно называл «хромым» того человека, у которого душа и тело развиты неодинаково.
Несколько подробно хотелось бы рассказать о спортивной судьбе автора знаменитой теоремы, математика и философа Пифагора, который был олимпийским чемпионом по кулачному бою. В основанной им в Кротоне математической школе он не только преподавал своим ученикам алгебру и философию, но и обучал основам бокса и фехтования на мячах. Предание гласит, что Пифагор погиб, защищая свою школу от фанатичных аристократов, ремесленников и торговцев. Он погиб в бою, где на каждого его ученика приходилось чуть ли не сотне врагов.
Другой выдающийся ученый более поздней эпохи – Исаак Ньютон с гордостью заявлял: «Насколько мне позволяют мои занятия, я занимаюсь физическими упражнения». И он устав от напряженной физической работы, по нескольку раз в день проделывал гимнастические комплексы.
«При усидчивой умственной работе без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хоть одного дня, вечером я уже не куда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна». Эти слова принадлежат Льву Толстому. С юных лет до глубокой старости великий писатель занимался физической культурой. В его комнате висели кольца, трапеция, на яснополянском дворе был турник. Он посещал курсы гимнастики и фехтования. Достаточно напомнить, что Лев Николаевич в 65 лет научился ездить на велосипеде, в 75 хорошо катался на коньках, соревновался с молодежью и добивался побед. В 60-летнем возрасте за 6 дней он прошел 200 км от Москвы до Тулы.
Хорошо известно, какое место занимали занятия физическими упражнениями в жизни выдающегося мыслителя нашей эпохи – Владимира Ильича Ленина. Он хорошо катался на коньках и лыжах, плавал, ездил на велосипеде, ежедневно занимался гимнастикой. Физическая закалка помогла ему вынести суровые испытания, неизбежные в жизни революционера- подпольщика, способствовала выздоровлению после тяжелого ранения, поддерживала его огромную работоспособность. Именно Ленину принадлежат слова: «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!».
Удивительный пример того, как можно удачно сочетать «голову с руками» (т.е. умственный и физический труд) подал нам академик И. П. Павлов. Гимнастика, лыжи, велосипед, плавание, городки – вот неполный перечень спортивных увлечений великого ученого, лауреата Нобелевской премии. « Не может ум хорошо работать, если физически себя не закаливать», - любил повторять Иван Петрович своим ученикам. Любопытно, что один из них – академик П. К. Анохин, уже в наши дни тоже говорил своим ученикам: « наш мозг постоянно требует своих гантелей, перекладин, брусьев и других гимнастических снарядов».
Интересно и другое: оказывается, среди лауреатов Нобелевской премии немало не только известных спортсменов, но есть даже олимпийские чемпионы!
Все эти факты подтверждают вывод основоположника отечественной физической культуры П. Ф. Лесгафта о том, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь и что умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.
Физическая нагрузка стимулирует мыслительную деятельность. Вот, к примеру, высказывания известного ученого – математика, одного из старейших советских альпинистов Б. Н. Делоне: «Мною подмечено интересная закономерность: какой бы утомительный переход я не совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив творческой энергии и сил. В последующие дни работоспособность постепенно падает, достигая минимума в пятницу и субботу. Очередные 30-40 километров похода пешком или на лыжах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю».
В свое время на кафедре физического воспитания МГУ провели следующие интересные наблюдения: исследуемые должны были произвести несложные арифметические действия, подобрать слова по ассоциации с заданными, проверить правильность математических начислений. Эту работу выполняли в одном случае за столом, а в другом – во время спокойной прогулки или в сочетании с неторопливым вращением педалей велосипеда (на велоэргометре). И в большинстве случаев умеренная, привычная физическая деятельность повышала работоспособность.
Наблюдения показывают, что мыслительная деятельность успешнее всего сочетается с ходьбой, прогулками на лыжах, с легким физическим трудом. В этом случае физическая работа складывается из привычных двигательных действий невысокой интенсивности.
Исследования детей ясельного возраста показали, что ребята, которых не ограничивают в движении, обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельства вынуждают быть менее подвижными. А главное, процесс формирования понятий идет у них и лучше, и легче. Выходит, завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя малоподвижность имеют прямую связь.
Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают психофизические качества организма, повышают умственную работоспособность, укрепляют центральную нервную систему и здоровье в целом. С одной стороны, они способствуют развитию психических функций, а с другой – обеспечивает устойчивость умственной работоспособности. О значении физических упражнений для умственной деятельности хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Если педагог осознал вполне, что механическая основа памяти коренится в нервной системе, то поймет также значение нормального состояния нервов для … нормального состояния памяти. Он поймет тогда почему, например, гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большее значения для… памяти, чем всевозможные мнемонические подставки».
В основе снижения умственной работоспособности школьников, как известно, лежит ухудшение кровоснабжения мозга и утомления нервных клеток. Бороться с этим успешно можно при помощи физических упражнений, основу которых составляют разнообразные движения головой – наклоны, повороты, вращения. Полезны также комбинированные упражнения, когда движения головой сочетаются с движениями руками. Такие упражнения рекомендуются проделывать при умственной работе каждые 1,2-2 часа, по 2-3 мин.
При большом умственном напряжении (например, во время подготовке к экзаменам) нужны более сильные воздействия на кровеносные сосуды, расположенные внутри черепа. С этой целью специалисты рекомендуют применять такие физические упражнения, как подъем ног лежа на спине, всевозможные стойки вниз головой (на локтях, на лопатках, на голове, на руках). Однако у школьников имеются заболевания сердечнососудистой системы, то заниматься этими упражнениями без разрешения врача ни в коем случае нельзя.
Улучшают кровообращение мозга также все упражнения, связанные с быстрыми изменениями положениями головы – «рубка дров», имитация бесшажного лыжного хода, попеременные рывково - тормозные наклоны туловища вперед-назад или в стороны, всевозможные кувырки, перевороты, массаж головы и шеи, дыхательные упражнения. Такими видами упражнений целесообразно заниматься каждые три часа напряженного умственного труда.
Поэтому взамен возбуждающих препаратов, крепкого кофе и чая, которыми, к сожалению, еще злоупотребляет часть старшеклассников, предложите своим детям комплекс физических упражнений. И объясните им, что гимнастические упражнения – более надежное средство для повышения умственной работоспособности, чем всевозможные искусственные стимуляторы, порой не безразличные для здоровья. Несколько минут затраченных на выполнение (через каждые 2 часа) проводимых ниже упражнений, позволят школьникам высокопроизводительно трудиться в течении всего дня.
Стойка ноги вместе. Сцепив пальцы, положить ладони на голову. Не расцепляя пальцев, вытянув руки вверх, поворачивая ладони к верху и одновременно поднимаясь на носки. Возвратиться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
Руки на поясе. Присесть, колени врозь. Встать в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
Стойка ноги врозь. Наклониться вперед до горизонтального положения, руки в стороны, голову приподнять (смотреть вперед). Возвратиться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
Кисти сжать в кулак. Круги руками вперед, вверх, назад, вниз. Повторить 5-6 раз и столько же в обратном направлении.
Стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклониться влево. Наклониться вправо. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.
Вытянуть руки перед грудью. Взмахнуть правой ногой влево, достать носком левую ладонь и возвратится в исходное положение. То же левой ногой. Повторить 6-7 раз каждой ногой.
Руки на поясе. Прыжки на месте ноги вместе. Сделать 50-60 прыжков.
Ходьба с постепенным замедлением темпа в течении 1 мин.
Однако хочется еще раз напомнить: все, что связано с воздействием на мозг, требует особой осторожности, особенно в отношении дозировок. Вот почему без консультации со специалистом – школьным врачом или учителем физической культуры – приступать к «гимнастике ума» не рекомендуется.
Знания не сделают здоровее вашего ребенка, проводящего все время за компьютером и книгой. И тот, кто отдает лучшие годы своей жизни для того, чтобы овладеть премудростями наук, должен найти время для того, чтобы в совершенстве овладеть двигательными навыками.