Просмотр содержимого документа
«"Быть физически культурным"»
Н.У.ТУКСАМБАЕВ
учитель физической культуры 1- категории
Федоровской ОСОШ №1
ЗКО Теректинский район
Быть физически культурным
О том, каким должен быть учитель физической культуры, много пишут, еще больше говорят.И не только ученые и спецалисты,но и родители учащихся, и сами дети.Как правило они не приходят к общему мнению,лишь личными соображениями и впечатлениями,которые каждый составил о знакомых педагогах.Но все обычно отмечают специфику работы учителей нашего предмета. А она,бесспорно,существует.Начнем хотябы с того,что физическая культура единственная школьная дисциплина, по которой нет учебника. Есть много методических разработок,рекомендации,научных диссертации,а учебников нет. И этот факт- обьективное отражение особой ситуации в школьной физической культуре,суть которой в том, что учитель здесь- начало и конец учебного предмета.
К тому же оценка по физической культуре в большинстве случаев не берется во внимание при переходе учеников из класса в класс.И поскольку это отличает физическую культуру от других дисциплин,данная реальность не может не отразиться на отношении учащихся к нашему предмету,а, следовательно,и к нам учителям. А от самих учителей требуются немалые педагогические усилия, чтобы заинтересовать детей не отметками, а самим предметом. А ведь есть еще и такая проблема.Обучаясь другим общеобразовательным предметам,дети обычно довольно быстро ощущают результат от той или иной освоенной темы. Процесс же физического совершенствования и укрепления здоровья - процедура длительная и требует много времени. А дети, как известно, не любят долго ждать результата своей деятельности. И это заставляет учителя физической культуры искать особый подход к учебному процессу.Не случайно дети из всех форм физических упражнений больше всего любят спортивные игры.Там результат виден всех быстрее.Только начал заниматься футболом или баскетболом,а уже забил гол или забросил мяч в кольцо.Но ведь одними играми все задачи школьного физического воспитания не решишь. Да и о своих учениках учитель физической культуры должен знать такие подробности, которые других учителей просто не интересуют.Он обязан быть в курсе физической подготовленности и здоровья учащихся не только вообще,но и конкретно на каждый очередной урок.Он должен располагать сведениями и о материальных возможностях учащихся, например, в приобретении физкультурной формы .В сфере его внимания и многие другие детали.Чтобы все эти вопросы успешно решать,учитель физической культуры должен и сам иметь необходимые знания.
Спорт,конечно это интересное, эмоциональное дело,но в школе нет такого предмета.И хотя в учебную программу по физической культуре включены умения и навыки из 5-6 видов спорта,говорить серьезно о настоящей подготовке в школе по всем этим видам спорта,конечно же нельзя.Внеклассная работа,она не обязательна для всех школьников,да и интересы у них разные,и очень редкие школы могут обеспечить создание секции по 5 -6 видам спорта.Прежде чем ставить задачи перед школьным физическим воспитанием,надо понять разницу между физической культурой и спортом.Поскольку школьный предмет называется физической культурой,то и основная задача учителя - сделать так,чтобы все его ученики были физически культурными,всесторонне физически развитыми,имели стойкую потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.Успехи в этом деле и должны быть основным критерием деятельности учителя физической культуры. Учителя обычно любят работать,как говориться, с правым флангом,с учениками,у которых все быстро получается, которые в силу различных обстоятельств хорошо физически развиты и могут с успехом без особых забот отстаивать спортивную честь школы.Но таких, как правило, в школе не более 10 - 15%.И, к сожалению, очень редко учителя ,оценивая свою работу,приводят данные о постоянном росте показателей физической подготовленности учащихся,улучшения их здоровья,состояние физкультурной образованности детей.Несмотря на различные аттестации,присуждение квалификационных категории. Очень часто по-прежнему большую роль в материальном стимулировании играет количество проделанной работы, а не ее качество.И как же поступать учителю? Прежде всего он должен четко и ясно представлять себе требуемый конечный результат и путь, который может привести к этому результату.О том, что учитель должен любить детей,знать свой предмет и уметь преподавать его,распространяться, конечно, нет смысла.А вот еще об одном специфическом качестве учителя физической культуры сказать надо.Формируя у своих учеников физическую культуру,он сам обязан быть физически культурным.